О внутриполитической ситуации в Молдове

Аналитика
Прошедшие в Молдове 29 июля 2009 года досрочные парламентские выборы привлекли к себе повышенное внимание внутри страны и за ее пределами. Во многом такая ситуация объясняется тем, что после парламентских выборов 5 апреля 2009 года и, последовавших за ними массовых беспорядков, в республике сложилась крайне напряженная политическая ситуация.

Ю.В. Беликова,

научный сотрудник отдела проблем ближнего зарубежья


Прошедшие в Молдове 29 июля 2009 года досрочные парламентские выборы привлекли к себе повышенное внимание как в Молдове, так и в Приднестровье, а также вызвали широкий интерес России и Запада. Во многом такая ситуация объясняется тем, что после парламентских выборов 5 апреля 2009 года и, последовавших за ними массовых беспорядков, в республике сложилась крайне напряженная политическая ситуация, существовала серьезная конфронтация между властью и оппозиционными партиями. Результаты выборов 29 июля, согласно которым партия коммунистов республики Молдова (ПКРМ), имевшая в течение восьми лет большинство в парламенте, получила лишь 44,69 % голосов (48 депутатских мандатов из 101), были восприняты в обществе в целом положительно. Удовлетворительно их оценили и большинство европейских институтов и организаций. Остальные голоса (53) распределились между оппозиционными партиями: Либерал-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ) получила 18 мест в парламенте, Либеральная партия (ЛП) - 15 мест, Демократическая партия (ДП) - 13 мест, Альянс «Наша Молдова» (АНМ) - 7 мест. Несмотря на личные амбиции своих лидеров, ЛДПМ, ЛП и АНМ представляют в настоящее время, возможно, не достаточно крепкую, но все же коалицию. Демократическая партия во главе с бывшим соратником коммунистов М. Лупу - это политическая организация, голоса которой могут определить расстановку политических сил в парламенте. ДП не отличается внутренней сплоченностью, в ней популярны как идеи союза с коммунистами, так и создание широкой коалиции со всеми парламентскими партиями.


Партия коммунистов, возможно, также неоднородна, и наблюдатели утверждают, что поведение ее членов бывает порой противоречивым. Таким образом, даже в случае возможного коалиционного союза или соглашения оппозиции и коммунистов, их действия вряд ли можно будет назвать консолидированными.


Ситуация на сегодня складывается таким образом, что оппозиция, если ей не помешают амбиции отдельных лидеров, возможно сумеет избрать своего председателя парламента, так как спикер избирается тайным голосованием большинством голосов избранных депутатов (у оппозиции их 53 из 101). Заместители председателя парламента избираются по представлению председателя и по согласованию с парламентскими фракциями.


Для избрания президента страны необходим как минимум 61 голос, а для этого партиям необходимо договариваться и создавать коалицию. В случае, если президент не будет избран, нынешний президент В. Воронин должен, согласно Конституции, распустить парламент. Если учесть, что в течение года парламент может быть распущен только один раз, то в результате, страна вполне может остаться с новым парламентом, со старым президентом и «парализованным» правительством до 2010 года.


Сложная ситуация может возникнуть и в последующем, если законодатели дважды не согласятся утвердить новый состав правительства, предложенный главой государства. В этом случае парламент должен быть распущен.


Таким образом, вероятными сценариями развития ситуации в Молдове могут быть следующие:

1. Все парламентские партии объединяются в широкую коалицию. Однако нельзя утверждать, что такой союз будет долговечен. Оппозиция наверняка потребует от коммунистов ключевые посты в министерстве экономики, министерстве иностранных дел и европейской интеграции, МВД, отстранения нынешнего президента от публичной политики, равный допуск к СМИ, прежде всего телевизионным, начнется медленный передел собственности. Возможны досрочные парламентские выборы или, в случае, если партия коммунистов расколется, новые выборы президента.


2. Парламентским партиям не удается договориться. В этом случае парламент не сможет выбрать президента страны и утвердить правительство. Возникнет кризисная ситуация в которой работа государственных органов будет частично парализована, новые досрочные парламентские выборы будут назначены на 2010 год. Оппозиция и Воронин перейдут к открытой конфронтации. Возможно, ПКРМ потеряет часть своих сторонников.


3. Коммунисты договариваются с Демократической партией Лупу. Тот выдвигает условия аналогичные как при создании широкой коалиции. В этом случае, возможно, Лупу становится президентом страны. Маловероятно, но все же возможно, что к этому союзу также присоединится АНМ С. Урекяна.