Приграничное сотрудничество России и Украины: опыт, состояние, перспективы

Аналитика
Доклад А.Ю.Архипова (Высшая школа бизнеса Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону)

Приграничное сотрудничество является важным фактором развития внешнеэкономической деятельности и всего экономического развития страны, имеет большое значение в международных экономических связях ведущих стран мирового сообщества. Для России, в условиях формирования современного многополярного мира, очень важно развивать интеграционные процессы с сопредельными государствами, которые входили в бывший СССР и с которыми имеются традиции сотрудничества, кооперации. Этот процесс особенно актуализируется в настоящее время, на новом уровне, в условиях действующего Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, формирующихся Единого экономического пространства, Евразийского союза.

После распада Советского Союза беспрецедентный спад в экономике, промышленном производстве (снижение ВВП на 44,6 и промышленного производства на 57,2 процента за 1990 - 1998 г.г.)[1] стал во - многом причиной разрыва экономических связей бывших союзных республик. Приграничные территории оказались более экономически депрессивными, чем внутренние, схожие по уровню социально-экономического развития. Так, в России более 70% регионов-реципиентов федерального бюджета представлены в настоящее время приграничными территориями.[2] Значение приграничного сотрудничества в современных условиях обуславливается прежде всего необходимостью способствовать наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения в приграничных и центральных регионах, с учетом значительного, но во - многом, нереализованного потенциала приграничных территорий.

Одним из наиболее значимых для развития экономики, страны в целом, является приграничное сотрудничество Российской Федерации и Украины, выступающих с учетом всех политических, экономических, географических, исторических факторов стратегическими партнерами. Развитие российско-украинского межрегионального и приграничного сотрудничества имеет приоритетное значение как для Российской Федерации, так и для Украины. Географическая близость, исторически сложившиеся торгово-экономические и гуманитарные связи, наличие предприятий с технологически взаимосвязанным производством делают сотрудничество регионов России и Украины необходимым для обеих стран. Указанные факторы определяют также и весьма значительный потенциал российско-украинского межрегионального и приграничного сотрудничества. Одним из значимых направлений повышения эффективности сотрудничества между Россией и Украиной, основной предпосылкой к подключению их хозяйственных структур к современной модели мирохозяйственных отношений является установление прямых торгово-экономических связей между приграничными регионами и поддержка межрегиональных российско-украинских отношений не только на местном, но и на федеральном уровне.

В современных условиях перед  Украиной стоит выбор: подписать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, которое устанавливает тесное политическое сотрудничество, интеграцию украинской экономики в европейский рынок, или присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Этот выбор очень важен, поскольку, по оценкам, вступление Украины в Таможенный союз сможет обратиться для нее выгодой в 9-10 миллиардов долларов ежегодно. В то же время, присоединение к Соглашению об ассоциации с Европейским союзом закрывает эти возможности и при росте импорта создает реальную угрозу для многих украинских предприятий и целых отраслей хозяйства. Но каков бы ни был выбор Украины, развитие приграничного сотрудничества должно остаться важной составной частью взаимодействия двух стран.

Приграничное сотрудничество многообразно, имеет немалую историю и традиционно реализуется через различные формы: прямые торгово-экономические связи, создание совместных предприятий, производственную кооперацию, научно-технический обмен, информационное сотрудничество, образовательные, культурные проекты, облегчение взаимного общения заинтересованных органов власти, бизнеса, этнических общностей, разделенных границами государств, поддержка проживающих на зарубежной приграничной территории соотечественников и др.

С одной стороны, приграничное сотрудничество может охватывать многие направления деятельности, способствуя реализации производственных, социальных, культурных, научных связей между приграничными регионами соседних государств. С другой стороны, такое сотрудничество содействует совместному решению многих общих проблем, которые, как правило, существуют у соседних регионов, такие, например, как проблемы экологии или развитие социально-экономической инфраструктуры на приграничных территориях. В стратегии территориального развития России и её интеграции в мировую экономику приграничным регионам также отводится особая роль. Они должны стать лидерами в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций.

В связи  с произошедшей политической и экономической трансформацией в нашей стране, становлением рыночных отношений, ориентацией на развитые страны, прежде всего Европы, последние 10 - 15 лет все больше приграничное сотрудничество осуществляется в форме еврорегионов. Еврорегион представляет собой форму интеграции,  распространенной в Евросоюзе, основанную на сотрудничестве нескольких административно-территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств. Главной задачей еврорегионов является совместная координация усилий местных органов власти для выравнивания уровня социально-экономического развития отдаленных от центра регионов. Направления совместной деятельности в рамках еврорегионов включают экономическую, социальную, культурные сферы, а также транспортные коммуникации, туризм, образование, здравоохранение, экологию, помощь в чрезвычайных ситуациях, взаимодействие правоохранительных органов. Кроме того, в контексте вступления России в ВТО кооперация в рамках еврорегиона может  помочь в конкурентной борьбе с более мощными зарубежными производителями.[3]

Отличительной чертой еврорегионов является наличие постоянно действующих общих рабочих органов, а также максимально возможное сокращение препятствий для перемещения товаров и рабочей силы в пределах еврорегиона, что  предполагает образование на территории нескольких государств такого экономического пространства, в котором условия экономического сотрудничества облегчены по сравнению с межгосударственными договоренностями.

Первый еврорегион появился в Европе в 1958 году. К наиболее известным современным еврорегионам относятся: «Адриатика», «Баварский лес — Богемский лес/Шумава» и др. Еврорегионы часто объединяют географически или исторически связанные территории. В Европейском союзе развитие межрегионального приграничного сотрудничества помогает достижению гармоничного территориального развития, которое оказывает влияние также на различные темпы экономического развития стран и территорий, различия в доходах и демографические особенности.[4]

Россия также стала прибегать к этой технологии, уже апробированной в европейских странах и признанной наиболее эффективной из существующих на сегодняшний день механизмов приграничного взаимодействия. Первый еврорегион с участием субъектов Российской Федерации «Балтика» был создан в 1998 году. В настоящее время в России действуют еврорегионы «Карелия»,  «Неман» и другие, в частности на украинско-российской границе созданы и функционируют еврорегионы «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская области), «Ярославна» (Курская и Сумская области), «Днепр» (Брянская и Черниговская области) [5], а последним к настоящему моменту еврорегионом стал «Донбасс», договор о создании которой был подписан между Ростовской областью России и  Луганской областью Украины в 2010 году. В 2011 г. к еврорегиону присоединилась Донецкая область Украины. Ростовскую, Луганскую и Донецкую области связывают не только большая по протяженности (660 км) граница России и Украины, но и многолетние партнерские отношения, прежде всего в сфере торговли. В 2012 г. к «Донбассу» присоединилась также Воронежская область Российской Федерации. Организационная структура еврорегиона включает в себя координационно-консультативные органы: Совет и Секретариат еврорегиона.

Целью создания  еврорегиона «Донбасс», как зафиксировано в его уставе,  является развитие сотрудничества участвующих в нем регионов России и Украины по следующим направлениям: всестороннее экономическое развитие, наука, новые технологии, образование; коммуникации, транспорт и связь; улучшение состояния окружающей среды, реализация государственной молодежной политики, культура, спорт, развитие побратимских связей, празднование юбилейных и памятных дат в общей истории; ликвидация   чрезвычайных   ситуаций природного и техногенного характера, содействие расширению контактов между жителями приграничных территорий, развитие сотрудничества  между учреждениями и организациями, а также субъектами хозяйственной деятельности; содействие в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Украины упрощению пограничных и таможенных процедур пересечения  границы; развитие  региональной экономики сторон посредством улучшения инфраструктуры приграничных районов; улучшение качества жизни населения посредством разработки и реализации мер по увеличению занятости. [6]

За прошедшее с момента создания еврорегиона "Донбасс" время проводилась работа по развитию торгово-экономического сотрудничества, облегчению режима пропуска на таможенной границе. Развивается сотрудничество предпринимателей, в том числе средних и малых, вузов регионов, в частности Южного федерального университета, Луганского, Донецкого национальных университетов.

Вместе с тем, для эффективного функционирования еврорегиона необходимо решить немало существующих проблем, которые мешают реализовать цели его создания. Ключевыми проблемами, стоящими перед  еврорегионом «Донбасс», выявленными в Стратегии его социально-экономического развития на период до 2020 года являются: высокая дифференциация территорий по уровню социально-экономического развития и инфраструктурного обеспечения, низкий уровень инновационной активности и неудовлетворительные темпы развития новых отраслей, необходимость совершенствования миграционного, таможенного законодательств, а также механизма, созданного в процессе работы над проектом российско-украинского соглашения о приграничной торговле, загрязнение окружающей среды, снижение численности и старение населения, интенсификация межрегиональной и глобальной конкуренции за рынки сбыта продукции и за ресурсы развития. [7]

Совместное решение перечисленных экономических, транспортных, социально-демографических, и других проблем приграничного сотрудничества может реализоваться на основе совместно или согласованно разрабатываемых проектов. В этой связи, в рамках созданного экономического пространства еврорегиона «Донбасс» представляются необходимыми такие мероприятия, как: облегчение условий прохождения экспортных и импортных товаров через приграничную территорию двух стран, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, таможенных складов, терминалов и т.д.; реализация программ развития предпринимательства, особенно для малых и средних предприятий; улучшение транспортной инфраструктуры, развитие ее совместного использования; оптимизация управления природными ресурсами и реализация совместных экологических проектов; обеспечение поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления тех организаций, которые участвуют в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества; упрощение порядка пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных районов Российской Федерации и Украины.

Важными направлениями сотрудничества в рамках еврорегиона "Донбасс" должны стать также обеспечение трудовой занятости населения приграничных регионов, создание туристического кластера в приграничных областях, кластера инвестиционного развития; внедрение новейших энергосберегающих технологий на приграничных территориях, масштабное увеличение производственной и научно-технической кооперации; создание общей основы для сотрудничества в культурной, социальной, духовной сферах, специальных фондов, ассоциаций, реализация проектов совместного развития, которые обеспечат наиболее эффективное использование потенциалов приграничных территорий; формирование конкурентной экономической структуры промышленной агломерации за счет  ускорения экономической трансформации и эффективного использования природных ресурсов, расширения технологических инноваций и дальнейшего развития инфраструктуры, необходимой для внедрения этих инноваций, активизации бизнеса, создание технопарков.

Способствовать развитию еврорегиона "Донбасс", всех действующих в нашей стране еврорегионов, должно также и законодательное закрепление на федеральном уровне основ взаимодействий в рамках еврорегионов в России, приграничного сотрудничества в целом.[8]

Конкретными проектами приграничного сотрудничества в рамках еврорегиона "Донбасс" могут стать создание нового транспортного Юго-Евразийского коридора: развитие железнодорожного сообщения из Украины через Гуково на Белую Калитву, Волгоград, далее в Казахстан, Сибирь, Китай, обеспечивающего сокращение пути (не через Москву) на 1 тыс. км.; строительство аэропортового комплекса "Южный" в расчете в том числе и на пассажиров и грузы из близлежащих пограничных районов Украины и т.д. 

Подводя итог, необходимо отметить, что приграничное сотрудничество наиболее эффективно в странах, близких по уровню экономического развития, объединенных с духовной, культурной, исторической точки зрения. По этой причине стоит еще раз подчеркнуть, что взаимные экономические интересы приграничных регионов России и Украины обусловлены, прежде всего, высоким уровнем исторически сложившихся производственных, кооперационных, технологических  связей практически во всех сферах экономики и объективной необходимостью их сохранения и развития на взаимовыгодной основе. В связи с этим, важность приграничного сотрудничества требует постоянного внимания к данному вопросу, активности федеральных и региональных органов власти.

Литература:

  1. Архипов, А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов [Текст] / А.Ю. Архипов, О.В.  Черковец. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 192 с.
  2. Андреева, И. Г.  Методические основы оценки состояния проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества[Текст]  / И. Г. Андреева, К. В. Павлов, В. А. Сапрыка, Л. Н. Шмигирилова // Економічний вісник Донбасу. - 2011. - № 3 (25). - С.82-88.
  3. Лагно, В. Т. Межрегиональное и приграничное сотрудничество: опыт России и Украины [Текст] / В. Т. Лагно // Менеджер. Вісник Донецького державного університету управління. - 2013. - №1. - С. 85-90.
  4. Максимова, Е.Н.  Роль еврорегионов в модернизации и развитии экономики региона [Текст] / Е.Н. Максимова // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). - 2012. - №3. - С.92-101.
  5. Павлов, П.В. Приграничная торговля как часть приграничного сотрудничества России с иностранными государствами: проблемы административно-правового регулирования [Электронный ресурс]  / П.В. Павлов // NB: Административное право и практика администрирования. - 2013. - №2. (дата обращения: 20.08.2013).
  6. Снежанова, Л.Н. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации. Монография [Текст] / М.: Национальный институт развития современной идеологии, 2009.
  7. Стратегия социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» на период до 2020 года. Одобрена на заседании Совета еврорегиона «Донбасс» 10 апреля 2012 г., г. Луганск, Украина [Электронный ресурс] // Официальный портал правительства Ростовской области. (дата обращения: 20.08.2013).
  8. Устав еврорегиона «Донбасс»  [Электронный ресурс]  // Еврорегион «Донбасс». (дата обращения: 20.08.2013).



[1] См. Архипов А.Ю. Становление современного экономического мышления в России. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1999.  С. 77.

[2] Снежанова Л.Н. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации. Монография. М.: Национальный институт развития современной идеологии, 2009. С. 2.

[3] Максимова Е.Н.  Роль еврорегионов в модернизации и развитии экономики региона //  Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). -  2012. - №3. - С.100.

[4] Андреева И. Г., Павлов К. В., Сапрыка В. А., Шмигирилова Л. Н. Методические основы оценки состояния проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества // Економічний вісник Донбасу.  - 2011. - № 3 (25). - С.82.

[5] Лагно В. Т. Межрегиональное и приграничное сотрудничество: опыт России и Украины // Менеджер. Вісник Донецького державного університету управління. - 2013.  - №1. - С.86.

[6] Устав еврорегиона «Донбасс» // Еврорегион «Донбасс»: [сайт]. URL: http://euroregion-donbass.ru/documents.php (дата обращения: 20.08.2013).

[7] Стратегия социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» на период до 2020 года. Одобрена на заседании Совета еврорегиона «Донбасс» 10 апреля 2012 г., г. Луганск, Украина // Официальный портал правительства Ростовской области: [сайт].  URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=110871 (дата обращения 20.08.2013).

[8] Павлов П.В. Приграничная торговля как часть приграничного сотрудничества России с иностранными государствами: проблемы административно-правового регулирования // NB: Административное право и практика администрирования. - 2013. - №2. - С.17. - URL: http://e-notabene.ru/al/article_607.html#12 (дата обращения: 20.08.2013).