О задачах и проблемах компартии Китая в свете требований IV пленума ЦК КПК

Аналитика
Состоявшийся во второй половине сентября 2009 года IV пленум ЦК КПК 17-го созыва принял «Решение по некоторым  важным вопросам усиления и совершенствования  строительства  партии в новых условиях» (далее – «Решение»), которое было отнесено к разряду «программных документов, определяющих стратегическое развитие коммунистической партии Китая в новых условиях».   

К. А. Кокарев,

доктор исторических наук

первый заместитель директора РИСИ

     Состоявшийся во второй половине сентября 2009 г. IV пленум ЦК КПК 17-го созыва принял Решение по некоторым важным вопросам усиления и совершенствования строительства партии в новых условиях (далее –Решение), которое было отнесено к разряду «программных документов, определяющих стратегическое развитие коммунистической партии Китая в новых условиях».

Из содержания Решения следует, что необходимость дальнейшего совершенствования деятельности китайской компартии во многом продиктована значительными изменениями в общественно-политической и экономической ситуации в стране, возникшими в том числе и под воздействием глобального финансового кризиса, а также возросшей сложностью задач партийного строительства и планов развития Китая в послекризисный период.


     Кроме этого, четвертый по счету пленум ЦК КПК каждого созыва, как правило, предопределяет стратегию деятельности «очередной генерации» партийного руководства в этой стране. В данном случае речь идет о «пятом поколении» руководителей КНР, которые должны в 2012 г. сменить нынешнюю команду Ху Цзиньтао – Вэнь Цзябао. Немаловажно и то, что принявший решение пленум ЦК состоялся в год 88-летия создания коммунистической партии Китая, 60-летия со времени ее провозглашения правящей политической партией и 30-летия с того момента, как она возглавила реформы, позволившие вывести страну на уровень третьей экономики мира. Эти обстоятельства придают событиям вокруг IV пленума и обсуждавшимся на нем вопросам особенный смысл и значение.


     Выводы одобренного пленумом документа призваны в очередной раз убедить массы в бесспорности прошлых и настоящих заслуг КПК, ее незаменимости в руководстве процессом последовательной «модернизации социализма» в Китае и выполнения «великой миссии – возрождения китайской нации» (нации «чжунхуа»). Особо подчеркивается, что в результате глобального кризиса «для Китая открылись важные стратегические возможности, которые способны стать исходным рубежом для дальнейшего продвижения вперед». Однако успешно реализовать эти возможности, равно как решить и другие важные задачи, китайский народ может только под руководством компартии – таков основной вывод, вытекающий из анализа текущей обстановки и оценки перспектив развития Китая. В Решении указывается, что альтернативы ему «нет и быть не может».

Поэтому в деятельности КПК планируется по-прежнему уделять особое внимание укреплению ее идеологических основ теперь уже на базе так называемой «научной концепции развития», позволяющей гибко приспосабливать теорию и практику к решению не только сегодняшних, но и будущих проблем. Связанная с этой «концепцией» последовательная «китаизация марксизма» рассматривается в Пекине как важнейшая работа по укреплению позиций компартии как ведущей силы в экономическом, политическом и культурном строительстве КНР.


      В то же время усиление пропаганды «марксистской идеологии с китайской спецификой», как полагают некоторые эксперты, способно сыграть роль сдерживающего фактора в развитии Китая как претендента на место одного из мировых лидеров. В частности, это может быть связано с тем, что в нынешних условиях развитые страны, отношения с которыми так важны для Китая, настороженно относятся к «идеологизированному авторитарному политическому режиму», несмотря на явную экономическую заинтересованность в сотрудничестве с ним.


      Следует подчеркнуть, что в выступлениях участников пленума и опубликованных материалах после окончания его работы, отмечается острая необходимость формирования в новых  условиях «отряда руководителей, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами и занимающих свои должности на основе открытого, демократичного и конкурсного отбора». Причем подбор руководителей всех уровней «должен вестись на широкой основе в масштабах всей страны», а в работе с ними требуется «неуклонно придерживаться принципа руководства со стороны КПК». «Централизм и единство власти» гарантируют сохранение силы партии. Это может означать, в частности, наличие непростой ситуации с руководящими кадрами в партии, в связи с чем в канун смены «поколений» в высшем руководстве начинается очередной «призыв» ганьбу (руководителей) и «чистка» их рядов на всех уровнях.


      В то же время в практике высшего партийного руководства, в том числе в вопросах кадровых назначений и перемещений, каких-либо особых перемен не предвидится (хотя некоторых изменений, видимо, исключать все же нельзя). Эта работа по-прежнему остается «полузакрытой» или вовсе закрытой. Даже члены ЦК КПК, по всей вероятности, мало посвящены в детали назначений на важные руководящие посты в партии и государстве. Косвенно это подтверждается тем фактом, что пленум, несмотря на декларации о развитии внутрипартийной демократии и прозрачности в подборе и назначении руководителей, например, обошел вниманием ситуацию в Синьцзян-Уйгурском (СУАР) и Тибетском (ТАР) автономных районах. Например, не было принято конкретных решений о деятельности и пребывании в должности Ван Лэцюаня, секретаря парткома СУАР, где после массовых волнений в июле 2009 г. уже в течение нескольких месяцев по-прежнему сохраняется напряженная обстановка. Аналогичная ситуация характерна и для ТАР, где длительное время партийную организацию возглавляет Чжан Цинлэй.


     Вопреки ожиданиям, пленум не принял решения и о назначении нынешнего заместителя генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина на должность заместителя председателя Военного совета ЦК КПК (по существу, заместителя главнокомандующего вооруженными силами страны). Учитывая, что Си Цзиньпин рассматривается в качестве будущего преемника Ху Цзиньтао, данное решение, по мнению специалистов, должно было состояться именно на IV пленуме ЦК КПК по аналогии с назначением в 1999 г. на тот же пост самого Ху Цзиньтао. Это должно было стать важным шагом в процедуре постепенной передачи власти в Китае «пятому поколению» руководителей в лице Си Цзиньпина и ЛиКэцяна (нынешний первый заместитель премьера Госсовета КНР). Как предполагают некоторые эксперты, «неназначение» Си Цзиньпина возможно связано с решением Ху Цзиньтао изменить известный порядок для того, чтобы после ухода с поста генсека в 2012 г. самому остаться в должности руководителя Военного совета ЦК КПК и Центрального военного совета КНР в течение следующих пяти лет, т. е. до 2017 г., когда должен состояться очередной XIX съезд КПК. В то же время некоторые зарубежные СМИ приводят и другую причину: Си Цзиньпин сам отказался от перспективы стать преемником Ху Цзиньтао и, примерно, в июне-июле 2009 г. обратился в политбюро с письменной просьбой освободить его от работы в центральном аппарате КПК. Официальных же комментариев и разъяснений по этой обсуждаемой теме с китайской стороны не последовало. В любом случае данная ситуация косвенно может указывать на то, что в процедуре смены поколений руководителей в Китае могут возникнуть некоторые «нюансы», и в верхних эшелонах партийно-государственной управления до очередного, XVIII съезда КПК (2012 г.) вполне возможны некоторые перемены, включая и кадровые назначения.


      Сегодня одной из важнейших проблем китайской компартии, как это следует из материалов пленума, является укрепление и совершенствование деятельности низовых партийных организаций, которые были названы «основой всей работы и боевой мощи партии». Поэтому не случайно на пленум помимо членов и кандидатов в члены ЦК КПК также были приглашены делегаты XVII съезда КПК, отвечающие за партийное строительство на низовом уровне, представители низовых партийных организаций, эксперты-исследователи, изучающие вопросы партстроительства в Китае. Перед ними была поставлена задача сформировать «новую структуру базового партийного строительства, подчиненного единому плану и охватывающего города и сельскую местность». По замыслу, она должна помочь очистить низовые партийные структуры от скомпрометировавших себя руководителей, создать организации там, где они ранее отсутствовали, усилить «снизу» партийное влияние и контроль над мероприятиями по преодолению негативных последствий глобального кризиса, обеспечить постоянную и более тесную связь партийных органов с массами, а также порядок и стабильность на местах, особенно в районах национальной автономии и высоким уровнем протестного потенциала. В итоге партийное влияние на все сферы жизни и деятельности в Китае должно существенно возрасти.


      Обсуждались  на  пленуме и вопросы преодоления кризиса. В частности, было отмечено, что начавшийся во второй половине 2008 г. экономический спад удалось остановить, однако рост в целом продолжает оставаться неустойчивым, «сохраняются факторы нестабильности в глобальном и внутреннем развитии». Учитывая складывающуюся ситуацию и ранее принятые решения, пленум выработал следующие рекомендации в сфере экономики: обеспечивать ее устойчивое и быстрое развитие; заниматься проведением активной финансовой и «относительно свободной» денежной политики; параллельно с «мерами политического характера» осуществлять меры, предусмотренные «стимулирующим пакетом», продолжать упорядочение экономической структуры и ускоренное инновационное развитие; обращать внимание на экономию ресурсов и защиту окружающей среды, улучшение жизненных условий населения и др.


      Вновь разговор шел о борьбе с коррупцией, которая была названа «важной политической задачей КПК». В связи с этим партийные органы были жестко ориентированы на усиление работы по выявлению нарушений дисциплины и законов, а также совершенствование практики применения «властных полномочий». Примечательно, что о недостатках и трудностях партийной жизни было сказано лишь общими фразами, но в то же время подчеркивалось, что они (эти недостатки) «серьезно ослабляют созидательную силу партии,  ее сплоченность, боевитость, подрывают кровную связь партии и народных масс».


      В развитие директив партийного центра после завершения работы пленума в последних числах сентября  2009 г. Центральная комиссия по проверке дисциплины ЦК КПК (ЦКПД) выпустила «Уведомление о добросовестном изучении и проведении в жизнь духа IV пленума ЦК КПК 17-го созыва». В нем комиссиям по проверке дисциплины всех уровней было предписано впредь активно заниматься «трансформацией духа пленума в практические действия, утверждать бескорыстный стиль работы партии и бороться с загниванием». В частности, сказано о том, что они должны «своевременно исправлять действия, идущие вразрез с концепцией научного развития, решительно бороться с подрывной сепаратистской деятельностью, давать отпор провокациям в сфере национальных отношений, а также акциям, направленным на подрыв национального единства и разжигание межнациональных противоречий» и пр. Новым в этой области является предложение создать специальный «механизм», объединяющий в единое целое усилия судебных органов, прокуратуры, органов общественной безопасности и контрольно-ревизионных учреждений в обеспечении политико-юридического сопровождения работы по реализации мер, выработанных на пленуме ЦК КПК. Нельзя сказать, что такая работа не проводилась и ранее, однако выход на формирование некоего «специального механизма» был обозначен впервые.


      Таким образом, документы пленума ЦК КПК, выступления китайских лидеров и комментарии экспертов относительно партийного форума в Пекине позволяют судить об основательном, взвешенном и активном подходе руководства КПК к решению непростых задач в экономическом и социально-политическом развитии страны. Они же позволяют увидеть и немало трудностей на этом пути, включая и сферу собственно партийного строительства. Очевидно также, что в комплексе мероприятий по преодолению этих трудностей важная роль отводится укреплению партийного руководства на всех уровнях, прежде всего на уровне низовых партийных структур, а также активизации деятельности всех политико-юридических институтов в системе контроля и планирования работы по выполнению решений, принятых партийно-государственным руководством.