Сессия ВСНП о планах Китая

Аналитика
Завершившаяся 14 марта 2011 года в Пекине IV сессия Всекитайского собрания народных представителей одиннадцатого созыва утвердила 12-й по счету план экономического и социального развития Китая на период 2011 – 2015 гг.

К. А. Кокарев

доктор исторических наук, РИСИ

Завершившаяся 14 марта 2011 года в Пекине IV сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) одиннадцатого созыва утвердила 12-й по счету (после 1953 года) план экономического и социального развития Китая на период 2011 – 2015 гг. Такого рода планы обычно формируют общие стратегические направления развития китайской экономики, общества и государства на базе уже достигнутых результатов и с учетом особенностей складывающейся ситуации в стране и мире.


Особая актуальность и важность документа, принятого на данной сессии ВСНП, объясняется быстро растущим в последние годы влиянием Китайской Народной Республики на современную международную политику и глобальную экономику. И в дальнейшем это влияние, судя по всему, будет только нарастать. Данная тенденция имеет под собой вполне конкретные основания, среди которых:


- успешное преодоление Китаем последствий глобального финансово-экономического кризиса, его активное продвижение на внешние рынки, а также эффективно реализуемые меры по развитию масштабного внутреннего рынка, имеющего важное значение для иностранных компаний;


- выход Китая на вторую позицию в мире по своему экономическому развитию;


- медленное восстановление экономик развитых стран, что делает Китай в некотором роде «локомотивом» их выхода из кризиса (возможно, на предстоящие пять лет);


- повышение глобальной значимости Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором КНР занимает одно из ведущих мест;


 - важность Китая для всестороннего экономического развития России, в частности, районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижения российских интересов в АТР, а также решения других проблем на основе обоюдной заинтересованности в добрососедских отношениях и взаимовыгодном сотрудничестве.


Доклад премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на сессии ВСНП суммирует значительные успехи в построении «социализма с китайской спецификой» и общества «средней зажиточности» (сяокан). Так, ВВП Китая по итогам одиннадцатой пятилетки (2006 – 2010 гг.) достиг 39,8 трлн юаней (5,9 трлн дол США) при среднегодовом росте 11,2%, финансовые доходы страны выросли с 3,16 трлн юаней (465 млрд дол) до 8,31 трлн юаней (1,2 трлн дол). За годы пятилетки было трудоустроено более 57 млн человек, 45 млн жителей деревни были заняты в городах и на промышленных объектах в качестве рабочих. Доходы рабочих за тот же период выросли в среднем на 9,7%.


Большое внимание правительство уделяло развитию сельского хозяйства, в которое было вложено 3 трлн юаней (более 440 млрд дол) при ежегодном увеличении инвестиций в отрасль на 23%. В указанный период был аннулирован сельскохозяйственный налог. Этот шаг китайского правительства стал в некотором смысле «революционным», так как устранил практику взимания сельхозналога, существовавшую в Китае в течение многих веков. По данным статистики, практиковавшееся в ходе одиннадцатой пятилетки ежегодное «облегчение нагрузки» на китайских крестьян было эквивалентно 133,5 млрд юаней (19,6 млрд дол). Урожайность сельскохозяйственных культур постоянно увеличивалась, в 2010 году сбор зерновых составил 500 млн т. Доходы сельских жителей за данный период выросли на 8,9%. В итоге поднялся жизненный уровень китайских крестьян, ситуация в сельских районах оставалась в целом стабильной.


В 2010 году торговый оборот Китая составил около 3 трлн дол США при ежегодным его увеличением в среднем на 15,9%. Положительное сальдо в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократилось на 6,4%. В сфере внешнеэкономической деятельности Китай продолжал активно осуществлять и всячески поддерживать «стратегию выхода во вне», что способствовало закреплению китайского бизнеса за пределами страны. На сегодня инвестиции китайских предприятий и компаний за рубежом составляют в сумме 220 млрд дол США.


В Пекине считают, что достигнутый позитив базируется, прежде всего, на своевременно принятых мерах по экономическому макрорегулированию, совершенствованию структуры экономики, укреплению сельского хозяйства, обеспечению правильного сочетания решений по совершенствованию работы правительства и использования рыночных механизмов, а также на эффективной реализации «пакета антикризисных мер».


В то же время анализ доклада главы китайского правительства свидетельствует о том, что в Пекине достаточно трезво и самокритично подходят к оценке текущего положения в экономике и обществе Китая. В частности, говорится об обострении проблемы с ресурсами, которые необходимы для обеспечения запланированных темпов экономического роста; отсутствии надлежащего баланса между инвестициями и потреблением; существенных диспропорциях в развитии отдельных регионов страны, города и деревни, а также в распределении доходов между разными категориями населения. Отмечается, что по-прежнему не решены многие «беспокоящие людей вопросы», касающиеся, например, качества получаемого в Китае образования, наличия и распределения лекарств, высоких цен на жилье, безопасности производимых продуктов питания и т.д. Жители отдельных регионов, возмущенные незаконным изъятием земель и насильственным их переселением из одной местности в другую, нередко выступают с протестами, которые порой выливаются в массовые беспорядки. Все это не может не тревожить центральное и местное руководство в Китае, поскольку речь идет едва ли не о самом главном – сохранении стабильности, необходимой для поступательного развития экономики и общества.


Среди главных направлений развития Китая в предстоящие пять лет называются дальнейшее совершенствование структуры экономики и макроэкономического регулирования, переход к интенсивным «способам экономического роста»; развитие внутреннего спроса («долгосрочный стратегический принцип») и снижение на этой основе существенной зависимости производства от экспорта продукции на внешние рынки; развитие производства на базе использования новейших достижений науки, внедрения передовых образцов информационной и вычислительной техники, а также энергосберегающих, «чистых» технологий и т.д.


В Китае также понимают, что высокие темпы производства нанесли в некоторых случаях невосполнимый ущерб природным ресурсам, привели к сильному загрязнению окружающей среды и тем самым создали реальную угрозу дальнейшему экономическому и социальному развитию страны. В этой связи, впредь все проекты производственного характера и иного назначения в Китае должны будут проходить специальную экспертную оценку с целью выяснения степени их возможного негативного влияния на окружающую среду. По всей видимости, будут пересмотрены и критерии оценки деятельности местных правительств. В прежние времена, как известно, главным для них являлось обеспечение высоких количественных показателей, а не эффективность производства, качество продукции или  экономия ресурсов.


Важно отметить что, китайское руководство считает необходимым в предстоящей пятилетке добиваться более умеренного среднегодового роста экономики (примерно, на уровне 7%), не допуская его выхода на двузначные показатели, что было характерно для многих предшествующих лет. Это позволит, как считается, сосредоточить больше средств и внимания на улучшении качества товаров и услуг, повышении эффективности производства в целом, а также на защите окружающей среды. К концу 12-й пятилетки показатель ВВП (в ценах 2010 года) должен выйти на уровень 55 трлн юаней (более 8 трлн дол. США).


Умеренность в темпах должна несколько смягчить и проблему сбыта китайских товаров в условиях «вяло оживающих» рынков развитых стран. Зарубежные эксперты также отмечают, что снижение темпов роста, равно как и увеличение доходов населения Китая, сделает китайский рынок более доступным для иностранных производителей. Кроме этого, как они считают, замедление темпов экономического развития КНР сделает более умеренным рост мировых цен на углеводороды и потребительские товары. В то же время в предстоящий период на Китай придется почти 50% роста спроса на нефть, что сохранит его на позициях крупнейшего потребителя этого продукта в мире.


В первый год новой пятилетки (2011 г.) планируется увеличить ВВП на 8%. Цены, как заявлено, не должны вырасти более чем на 4%, а официальную безработицу будут стараться удержать на уровне 4,6%. Однако начало года показало, что справиться с этими задачам будет непросто: по состоянию на январь месяц инфляция уже составил 4,9% и продолжала подниматься вверх, несмотря на то, что по состоянию на начало марта с.г. (с октября 2010 года) уже четыре раза повышались процентные ставки. Цены на продукты питания выросли на 10%. Такая ситуация значительно ухудшает материальное положение малообеспеченной части населения страны (150 млн человек), которая и без того расходует на питание больше половины имеющихся у них средств. Поэтому, судя по докладу Вэнь Цзябао, поддержание баланса экономического развития, обеспечение стабильности цен и забота об улучшении жизни людей в планируемый период будут находиться в центре внимания китайского правительства.


Обращая внимание на эту особенность, наблюдатели отмечают, что китайское руководство, возможно, усилило акцент на улучшении благосостояния людей также из опасения, что нынешний социальный протест, охвативший арабские страны, может в какой-то мере спровоцировать выступления оппозиционных сил и беспорядки в самом Китае. И хотя об этом в выступлении Вэнь Цзябао напрямую не говорилось, однако в некоторых изданиях (например, в «Жэньминь жибао» «Бэйцзин жибао») содержались предупреждения о том, что «попытки контролируемых США интернетовских сайтов призвать к организации протестов на территории Китая успеха иметь не будут, поскольку Китай – это не Ближний Восток».


Тем не менее, сообщалось, что в Пекине и Шанхае дополнительно созданы «сотни полицейских участков», которые, как можно предположить, призваны строго контролировать ситуацию в указанных городах и заниматься пресечением любых попыток нарушить общественный порядок.


Следует также добавить, что в докладе правительства на сессии говорилось о том, что Китай намерен и дальше прилагать усилия по строительству современных вооруженных сил, регулярно проводить военные учения с использованием последних достижений в сфере информационных технологий, а также укреплять вооруженную полицию для эффективного противодействия беспорядкам и террористическим проявлениям.


На наш взгляд заслуживает внимания выступление на сессии председателя Постоянного комитета ВСНП У Банго (второе лицо по значимости в высшем китайском руководстве), в котором он категорически отверг всякую возможность использования в Китае западной модели демократии. В частности, он заявил о том, что в КНР ни под каким предлогом не допустят введения многопартийности и сменяемости находящихся у власти политических партий, плюрализма в идеологической сфере, разделения трех ветвей власти и независимости суда и прокуратуры, федеративного устройства государства, а также ликвидации общественной собственности ("пять запретов"). Китай, по его словам, будет и впредь твердо придерживаться руководства со стороны компартии. Иначе, «в стране наступит хаос, произойдет утрата всех достижений китайского народа».


Такое заявление представляется важным еще и потому, что в период 12-й пятилетки будет осуществлена «смена поколений» китайского руководства ( 2012-2013 гг.), и новые лидеры страны («пятое поколение») должны будут обеспечивать преемственность в работе по осуществлению намеченных на данной сессии ВСНП планов.


В качестве приоритетов в области внешней политики Китай выделяет поддержание отношений дружбы и сотрудничества со всеми государствами, прежде всего с соседними странами, а «саммит двадцати» (G20), по всей видимости, определен в качестве основной площадки консультаций и взаимодействия по нахождению решений актуальных проблем регионального и глобального значения.