Проблема подготовки кадров для российской промышленности

Аналитика
Без подготовки в России специалистов новой формации невозможно эффективное освоение новых технологий, а также кардинальное повышение производительности труда и создание конкурентоспособной страны на мировом рынке продукции.

Е.А. Семенова, 

старший научный сотрудник отдела отраслевой и региональной экономики

Модернизация российской экономики и переход её на инновационный путь развития неразрывно связаны с обновлением производства и его материально-технической базы. Однако не менее важным является решение кадровых проблем, поскольку без подготовки специалистов новой формации невозможно ни эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни кардинальное повышение производительности труда, ни создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции.


Главным социальным последствием экономических преобразований в России в течение последних двух десятилетий стало нарушение воспроизводства рабочей силы в промышленности. По официальным данным, в 1990-1998 гг. российская промышленность сократила объёмы производства в 2,2 раза. Такое глубокое падение сопровождалось массовым оттоком квалифицированных кадров с промышленных предприятий. Наибольшее сокращение персонала произошло в машиностроении и лёгкой промышленности, соответственно в 2 и 2,6 раз.


В 2000-е годы (особенно во второй половине) вследствие роста российской экономики и повышенного спроса на труд стала ощущаться нехватка кадров. Обследование российской обрабатывающей промышленности, проведённое в 2005 г. специалистами Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), показало, что около 1/3 опрошенных предприятий считали себя недоукомплектованными. Кризис 2008-2009 гг. вновь резко снизил спрос на труд и ускорил сокращение занятости. Согласно повторным опросам ГУ-ВШЭ (весна 2009 г.), доля недоукомплектованных предприятий сократилась вдвое, т.е. острота дефицита трудовых ресурсов снизилась.


Вместе с тем социологические опросы директорского корпуса свидетельствуют о том, что и в кризис, несмотря на тенденции к уменьшению численности персонала и введению сокращенных графиков работы, на предприятиях реально ощущается нехватка квалифицированных работников определенных профессий. Причём в последние годы на так называемый «квалификационный» дефицит накладывается дефицит «демографический», сопровождающийся нехваткой работников молодого и среднего возраста. Это, в свою очередь, приводит к возникновению ситуации, когда нехватка квалифицированных кадров инженерных и рабочих профессий тормозит производство новой продукции, а отсталость производственной сферы и отсутствие современных условий работы блокируют приток молодёжи на производство.


По прогнозам Министерства образования и науки, до 2015 г. квалифицированных рабочих по-прежнему будет катастрофически не хватать. В первую очередь это касается таких специальностей, как машиностроение и металлообработка, а также металлургия. В 2008-2015 гг. отрицательный баланс между выпуском и потребностью специалистов со средним и низшим профобразованием по указанным направлениям составит более 50 тыс. человек. Проблема структурного дефицита отдельных категорий работников, по мнению экспертов, связана не столько с физической их нехваткой, сколько с неразвитостью системы профессионального обучения и переобучения работников, прежде всего самими предприятиями.


За последние десять лет система начального и среднего профобразования (НПО, СПО) претерпела значительные изменения, что было связано с переходом образовательных учреждений из-под федерального подчинения в подчинение субъектов Федерации. По словам заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию Виктора Шудегова, в настоящее время подготовка рабочих и специалистов среднего звена практически полностью возложена на регионы. Но при этом не обошлось и без издержек: проходившая в два этапа (в 2004 и 2009 годах) передача учебных заведений НПО и СПО на региональное финансирование в ряде регионов сопровождалась так называемой оптимизацией, которая привела к фактическому сокращению количества учебных заведений.


Структура, объёмы и качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена часто не соответствуют требованием работодателей и не отвечают запросам рынка труда. С целью постепенного преодоления такого несоответствия в 2007-2009 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализовывалось направление «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». В 2007-2008 гг. по итогам конкурсных отборов учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, государственная поддержка была оказана 245 учебным заведениям. На реализацию инновационных программ выделены средства федерального бюджета в объёме 6,68 млрд. рублей. Софинансирование проводимых мероприятий за счёт внебюджетных средств самих учреждений, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей составило более 4,2 млрд рублей.


Подобные проекты направлены на поддержку социального партнёрства бизнеса и образовательных учреждений, однако они охватывают лишь незначительную часть (около 4 %) НПО и СПО. И если в рамках прямого сотрудничества предприятия и учебного заведения всё же достигаются положительные результаты, то в масштабах всей отрасли образования до выработки единой политики ещё далеко (здесь сказывается и неспособность предприятий сформулировать заказ на кадры). [1]


В целях разрешения проблемных вопросов подготовки рабочих, инженерно-технических и научных кадров бизнес использует различные подходы и направления работы. В частности, предприятия (в первую очередь входящие в структуру ОПК) взаимодействуют с базовыми кафедрами ведущих вузов страны, участвуют в совместных проектах и программах, направленных на повышение эффективности систем подготовки специалистов.


Дефицит кадров необходимой квалификации заставляет руководителей промышленных предприятий приглашать сотрудников с заводов, на которых производственные мощности простаивают. Таким образом, например, Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО) задействовало на своём предприятии работников Ульяновского авиационного завода и сейчас пытается сформировать ещё одну группу специалистов (около 100 человек) из Самары, Саратова, Смоленска. ВАСО предполагает также решать наболевшую кадровую проблему, участвуя в программе софинансирования разработки и создания высокотехнологичных производств (в 2010 г. был объявлен открытый тендер между предприятиями и российскими вузами, заявку подали 500 предприятий). [2]


Определённые надежды на сокращение существующего разрыва между подготовкой специалистов и реальными нуждами экономики связываются с переводом части программ НПО и СПО в систему прикладного бакалавриата, который будет действовать на базе профильных и технических вузов. В настоящее время уже существуют удачные единичные примеры интеграции средних и высших учебных заведений, однако поступают и тревожные сигналы, свидетельствующие о формальном подходе к данной проблеме (например, к торгово-экономическому университету присоединили аэрокосмический колледж). Поэтому следовало бы провести мониторинг и проанализировать степень эффективности перевода учреждений НПО и СПО в состав вузов, чтобы объективно оценить, какая из сторон при объединении получает преимущество, а какая возможно и проигрывает.


 В целом система профобразования по-прежнему остаётся несбалансированной по уровням и в значительной мере малоэффективной по расходованию бюджетных средств. Очевидны её системные проблемы, в частности дисбаланс по количеству специалистов с высшим, средним и начальным профобразованием, поставляемых на рынок труда; несоответствие структуры и количества обучающихся по профессиям запросам региональных экономик; низкая степень гибкости и динамичности образовательных программ с точки зрения обеспечения запросов работодателей и т.д. Повсеместно отмечается также нехватка педагогического состава и мастеров производственного обучения, что объясняется невысоким уровнем заработной платы, отсутствием притока молодой смены и старением педагогических кадров. 


К сожалению, разрешить противоречия в профобразовании только силами государства невозможно. Существующие проблемы требуют совместных усилий предпринимателей, представителей региональной и федеральной власти, работников сферы образования. Кроме того, необходимы новые подходы, направленные на решение тех задач, которые сегодня будут востребованы российским бизнесом. В частности, привлечение специалистов предприятий в учреждения НПО и СПО для ведения преподавательской деятельности и предоставление заводской научно-производственной базы для вовлечения её в учебный процесс могло бы повысить уровень подготовки молодых кадров. А организация их подготовки с учётом определённых профессиональных квалификационных требований и внедрение системы распределения выпускников по предприятиям с закреплением за ними рабочего места (в том числе, на период службы в армии) способствовали бы формированию кадрового резерва.




1 - По последним данным, крупнейшие российские государственные компании подготовили программы своего инновационного развития с учётом потребности в кадрах.



2 - В подготовку персонала, разработку технологий и их освоение государство вкладывает 100 млн руб. в год, не менее такой же суммы должно вложить и предприятие.