Отношения России со странами ЦВЕ: новые возможности для развития

Аналитика
Отношения России со странами Центральной и Восточной Европы на фоне современных глобальных мировых проблем на первый взгляд  выглядят в определенной степени второстепенными. Однако за кажущейся  их периферийностью и «малой политической значимостью» скрываются значительные ресурсы европейской и мировой стабильности.

Е.С. Хотькова,

руководитель отдела евроатлантических исследований,


кандидат исторических наук

Проблемы отношений России со странами Центральной и Восточной Европы приобретают особую актуальность на ближайшую перспективу, как с точки зрения двусторонних отношений, так и в общеевропейском контексте, с учетом следующих факторов:


- предстоящие  председательства Венгрии в ЕС с января 2011 г. и Польши с июля 2011г. объективно повышают возможности данных стран, а также стран Вышеградской четверки в целом, внести свой вклад в политику ЕС в отношении России и стран СНГ (включая «Восточное партнёрство»);


- приход к власти правоцентристских правительств во всех странах ВГ  вносит новые моменты  в тему отношений с Россией;


- вступление в решающую стадию разработки ряда проектов, напрямую затрагивающих как двусторонние отношения с отдельными странами региона, так и выходящих далеко за его пределы и имеющих кумулятивный эффект- трубопроводы «Северный поток», «Южный поток», проекты в атомной энергетике и т.п. Тем самым отношения со странами ЦВЕ все больше вписываются в общеевропейский  контекст.


Пространство между Балтийским и Черным и Адриатическим морями существенна для участия России в решении проблем общеевропейского масштаба. Развитие отношений со странами региона позволит:


- гармонизировать общеевропейское пространство,


- минимизировать  зоны конфликтности  по линии отношений Россия-ЕС -политика соседства, внешняя безопасность, энергетика, проблемы торговли;


- способствовать снятию исторических антагонизмов и предубеждений в отношении России;


- понизить степенно критицизма в отношении внутренней и внешней политики России;


Данные обстоятельства свидетельствуют о  наличии объективной необходимости углубления сотрудничества России со странами Центральной и Восточной Европы.


К странам Центральной и Восточной Европы принято относить страны, исходя как  из географических представлений, так и сугубо политических, имея в виду страны, ранее принадлежавшие к т.н. «восточному блоку», а теперь присоединившиеся к ЕС и НАТО. При этом большинством аналитиков и политиков отмечается, что регион не представляет собой «гомогенное», единое образование, и страны заметно различаются между собой по целому ряду черт: экономического и политического развития, приверженности проевропейской или проатлантистской линии во внешней политике, активности на региональном уровне, и наконец по отношению к России.


За последние двадцать лет отношения между Россией и странами ЦВЕ прошли достаточно противоречивый путь: от минимизации этих отношений в начале-середине 90-годов ХХ века до существенного оживления, стабильно наметившегося в конце последнего десятилетия ХХ – начале XXI века.


В «Концепции внешней политики Российской Федерации» заявлено: «Россия открыта для дальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этому каждого из них*» .


В 1990-х – 2000-х гг. страны региона прошли форсированный процесс «вестернизации», т.е. социально-политических и экономических реформ, добившись разной степени успеха. Культурно-цивилизационные, исторические, политические и социально-экономические национальные особенности, приглушенные в активной фазе процесса «вестернизации», на нынешнем этапе оказывают все большее влияние на политику государств ЦВЕ, а, следовательно – на «европейский» и «евро-атлантический» проекты в целом. Примерами  тому служат  трудности с принятием Лиссабонского договора, отношение к размещению элементов американской ПРО, «восточная политика», национальная политика ряда стран.


Отсутствие общего подхода стран региона в отношении России западные наблюдатели рассматривают как  существенный недостаток, мешающий выработке общей политики ЕС, как в отношении России, так и общей энергетической политики союза.


Американский исследователи отмечают раскол в подходах стран ЦВЕ в политике относительно российского энергетического присутствия в регионе.


Сторонники США в регионе также выступают с позиций истерической политизации или даже милитаризации проблематики энергетической безопасности (польская инициатива создания «энергетического НАТО», идея  усиления профилирования НАТО по вопросам энергобезопасности). Польская дипломатия настойчиво добивалась включения пункта об энергетической солидарности, выработки единого подхода против энергетического доминирования в текст договора о реформах (Лиссабонский договор), что не было принято Брюсселем. 


В последние месяцы  «Газпром» демонстрирует взвешенный, прагматичный, неполитизированный подход  к партнёрам, не давая возможности своим противникам «демонизировать» российский газовый гигант и  обвинять Россию в использовании энергетического рычага.


Показательными в этом плане являются договоренности, достигнутые осенью 2009г. между ОАО «Газпром» и  польским АО «PGNiG» об увеличении объемов поставки природного газа в Польшу, а также о продлении срока действующего контракта до 2037 г., с возможной пролонгацией до 2045 г.  Объем поставок газа Польше с 2010 г.  может быть увеличен до 11 миллиардов кубометров. Определенная задержка с подписанием данного соглашения связана с возражениями со стороны Еврокомиссии, однако ход последних консультаций вселяет надежду на скорейшее подписание данного соглашения в октябре с.г.


В целом, интересам России отвечает критическая оценка своих инвестиционных намерений и возможностей, оптимизация участия в энергетических проектах в ЦВЕ с учетом их долговременной экономической и политической эффективности.  


Приоритетным направлением взаимодействия является сотрудничество в атомной энергетике. Участие российских фирм в модернизации старых АЭС и проектировании новых объектов в странах ЦВЕ позволит не только закрепиться на важном высокотехнологичном сегменте рынка, но и даст новый импульс развития отечественной промышленности и усилит конкурентные позиции России в мире в целом. В настоящее время российская корпорация ТВЭЛ поставляет топливо в Чехию, Словакию, Болгарию, Венгрию.


Кризис уменьшил объемы торговли, но вместе с тем выявил необходимость модернизации структуры экономических связей за счет развития кооперации, инвестиционного и инновационного сотрудничества.


В настоящее время крупнейшим восточноевропейским торгово-экономическим партнером России является Польша, а вторым – Венгрия. Однако современные отношения все еще носят во многом неустойчивый характер, остаются подверженными множеству конъюнктурных факторов. С одной стороны, их определяют внутренние политические и экономические обстоятельства, с другой – диктат более высокой мировой политики и ее главных на сегодняшний день игроков.


В настоящее время в странах ЦВЕ наблюдается очевидный рост понимания необходимости сотрудничества с Россией, однако уровень этого понимания различается в отдельных странах.


Перспективным представляется участие компаний из стран региона в осуществлении национальных проектов в России. Возможным видится также их участие в планах по модернизации российской экономики -формирование многосторонних альянсов с российским участием при кооперации с западноевропейскими партнерами.


Следует особо отметить активизацию за последнее время  двусторонних российско-польских отношений, появление в них новых механизмов и структур. Возобновил работу Комитет по стратегии российско-польских отношений, который возглавляют министры иностранных дел. Активно работает Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. За первые шесть месяцев текущего года товарооборот между нашими странами составил около 10 млрд. долл., что в полтора раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Работает  двусторонняя Группа по сложным вопросам общей истории, которую возглавляют А.Ротфельд и А.В.Торкунов, действует общественный форум, который в скором времени будет расширен за счет широкого участия молодежи двух стран. По инициативе председателей высших палат наших парламентов создан Межрегиональный форум, который объединил регионы Российской Федерации и воеводства Республики Польша. Особо следует отметить подготовленный проект соглашения, которое существенно облегчит поездки между жителями Калининградской области и приграничными воеводствами Польши. Российская сторона рассматривает данное соглашение как важный шаг на пути заключения соглашения между Россией и Евросоюзом о безвизовым режиме.


Необходимо отметить, что внутри региона отсутствует общая политика в отношении России. Страны разнятся в своих подходах,  не только исходя из исторических, социо-культурных предпосылок, но и избирая  вполне прагматические обоснования. Страны региона различаются в отношении развития отношений по линии Россия-ЕС, Россия-НАТО, а также отношений со странами СНГ.


В политическом диалоге со странами региона России следует учитывать дифференцированный подход, усиливая во взаимодействии с ними стимулы общеевропейской направленности.


В широком международном контексте отголосками холодной войны следует признать попытки ряда стран ЦВЕ увязать проблемы улучшения отношений по линии Россия-США, Россия-НАТО, то, что получило название  «перезагрузкв»(reset), с новым подтверждением гарантий безопасности и обязательств согласно ст.5 Вашингтонского договора в отношении стран региона (reassurance).


В интересах России выстраивать отношения со странами региона в рамках общеевропейского контекста, расширяя круг партнеров, бизнес-структур, представителей гражданского общества, и препятствуя попыткам снизить активное участие  России в делах Европы, что наносит удар не только по  позициям нашей страны, но и континенту в целом.


* Концепция внешней политики Российской Федерации 12 июля 2008 года- http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml