В своей основе подходы Китая и России едины

Аналитика
О перспективах развития китайско-российских отношений

Ли Юнцюань, заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая, старший эксперт Китайско-российского совместного инновационного центра гуманитарного сотрудничества

На состоявшихся в конце 2012 – начале 2013 гг. XVIII съезде КПК и сессии Всекитайского собрания народных представителей был завершен процесс передачи власти новому поколению руководителей страны во главе с генеральным секретарем ЦК КПК и Председателем КНР Си Цзиньпином. Новое руководство провозгласило курс на продолжение реформ.

Успехам КНР в последние 30 лет способствовали внутренняя стабильность, основанная на приверженности теории и практике социализма с китайской спецификой, и мирная международная обстановка.

Для обеспечения спокойной внешней среды китайское правительство твердо придерживается курса мирной дипломатии, развивает отношения со всеми странами мира, особенно – с соседними государствами на основе пяти принципов мирного сосуществования, уважая суверенитет и территориальную целостность, не вмешиваясь во внутренние дела других стран, следуя принципу равноправия и взаимной выгоды.

Значительных результатов Китай добился в создании инфраструктуры. Стремительно развиваются шоссейные и железные дороги, а также авиационная промышленность. В 2012 году общая протяженность высокоскоростных шоссе в стране достигла 95,6 тыс. км. Постоянно улучшается уровень жизни населения. Так, например, по разным оценкам, в 1979 году на одного человека в городах и посёлках Китая приходилось в среднем менее 4 кв. м жилплощади, а к концу 2012 года этот показатель увеличился до 32,9 кв. м. На каждые сто семей приходится 21,5 автомобилей. Стремительно развивается индустрия высоких технологий, которая становится ведущей и опорной отраслью национальной экономики.

 

Китайско-российские отношения всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства – гарантия мирного развития двух стран

В настоящее время Китай и Россия входят в число ведущих экономик мира. После беспокойного периода 90-х годов в РФ вновь наблюдается экономический рост. Одной из главных причин успехов является социальная и политическая стабильность, – и это общая черта для России и Китая.

Установление китайско-российских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства создало важные внешние условия для экономического развития двух стран.

Стратегические интересы КНР и РФ совпадают как на глобальном, так и на региональном уровне. Китай и Россия вместе выступают за создание многополярного мира, против монополии одной силы. Оба государства - за культурное разнообразие и не приемлют насильственное навязывание так называемой демократии западного образца. В региональных делах Пекин и Москва прилагают усилия для создания системы регионального сотрудничества и безопасности, противостоят факторам, подрывающим стабильность.

Что касается двусторонних отношений, каждая из сторон уважает выбор другой стороной собственного пути социального развития. Двусторонние политические связи и гуманитарные контакты стали образцовой моделью дружественного взаимодействия стран с разными системами. Экономики двух стран во многом дополняют друг друга.

КНР ежегодно импортирует свыше 200 млн тонн нефти, с каждым днем растёт зависимость от внешних источников нефтепродуктов. В российских СМИ распространено мнение о том, что РФ, экспортируя нефть и другие ресурсы, может превратиться в сырьевой придаток Китая. Это односторонняя трактовка. В действительности никто не сможет сделать Россию своим сырьевым придатком, поскольку страна обладает не только богатейшими ресурсами, но и мощным научно-техническим потенциалом, располагает обширными человеческими ресурсами.

Руководство Российской Федерации придает огромное значение трансформации экономической структуры, развитию инновационной экономики. В новой концепции управления энергетика – это база инновационного развития. Китайско-российское энергетическое сотрудничество расширяется не только в абсолютных показателях – обогащаются и совершенствуются формы взаимодействия. Близкое соседство Китая, как крупнейшего потребителя энергии, и России как крупнейшего экспортёра энергоносителей выгодно обеим сторонам.

Но китайско-российское энергетическое сотрудничество не ограничивается взаимодействием в области нефти и газа. Следует также упомянуть проекты в ядерной энергетике, а также в поисках альтернативных источников энергии. По мере освоения Сибири и Дальнего Востока появятся новые возможности для осуществления совместных региональных проектов.

Объем товарооборота с более 5 млрд долларов в 90‑е годы прошлого века достиг нынешних 88 млрд. долларов. Даже в разгар глобального финансового кризиса двусторонняя торговля демонстрировала хорошие темпы роста. Это, в свою очередь, помогло обеим странам в борьбе с последствиями кризиса.

Особое внимание следует уделить китайско-российскому гуманитарному сотрудничеству – культурным, художественным и научным обменам. После распада СССР двусторонние гуманитарные контакты переживали трудный период. В России произошли коренные перемены, что привело к возникновению преград в общении между народами двух стран: была утрачена единая система ценностей. Проблемой стал даже язык общения, поскольку уровень распространения русского языка в Китае и китайского в России резко упал по сравнению со временами СССР. Однако сегодня расширяются двусторонние связи в разных сферах, продвигается вперед гуманитарное сотрудничество, постоянно углубляется взаимопонимание между народами двух стран.

Для развития экономики КНР необходима мирная внешняя обстановка, для процветания РФ также нужны благоприятные внешние условия. Установление и развитие китайско-российских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства создаёт международную среду, необходимую для возрождения обеих стран, что соответствует долгосрочным стратегическим целям развития как Китая, так и России. 

Региональное сотрудничество Китая и России как фактор стабильности в Центральной и Северо-Восточной Азии 

Китайско-российское стратегическое сотрудничество проявляется как на общемировом уровне, так и на региональном. КНР и РФ взаимодействуют в рамках ООН и G20, где решаются вопросы мира и развития на планете. На региональном уровне площадками для взаимодействия Китая и России становятся ШОС и БРИКС.

В этой связи стоит особо отметить проблемы безопасности в Центральной и Северо-Восточной Азии. Центральноазиатский регион – это своего рода геополитический вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза. Здесь сплелись воедино самые разные факторы, способствующие нестабильности: терроризм, сепаратизм, религиозный экстремизм, помноженные на трудности государственного строительства в новых независимых государствах. От ситуации в этом регионе напрямую зависят безопасность и экономическое развитие западного Китая, а также стабильность на южных границах России и на всем пространстве СНГ. Поэтому гарантия безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии – общая задача для Китая и России.

Важную роль в обеспечении безопасности в Центральной Азии играет Шанхайская организация сотрудничества, созданная в 2001 году. ШОС, выступая гарантом региональной безопасности, играет большую роль в продвижении экономического взаимодействия и углублении гуманитарных связей между странами-членами. Страны ШОС придерживаются "шанхайского духа", основанного на "взаимодоверии, выгоде, равенстве, консультациях, уважении многообразия культур и стремлении к совместному развитию", придерживаются принципов неприсоединения к блокам, ненаправленности против третьих стран.  

Страны-члены ШОС предпринимают меры по стратегическому сотрудничеству в области безопасности. Почти каждый год проводятся антитеррористические учения. В последние 10 лет в регионе произошли события, которые не способствовали политической стабильности: можно отметить "андижанские события" мая 2005 года в Узбекистане и политические потрясения в Киргизии в том же году.

В контексте событий в Киргизии ШОС показала хороший пример того, как, при соблюдении принципов  взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности, нерушимости государственных границ, ненападения и невмешательства во внутренние дела, можно предоставить государству-члену ШОС условия для самостоятельного решения собственных политических вопросов.

Стратегическое взаимодействие Китая и России в Северо-Восточной Азии и АТР также важно для поддержания регионального мира. В последнее время возникло огромное число угроз безопасности в регионе, связанных, например, с неопределённостью ситуации на Корейском полуострове. "Стратегический разворот" США в сторону Азии, а также планы ускоренного освоения Сибири и Дальнего Востока ставят на повестку дня вопрос о формировании механизма безопасности в Северо-Восточной Азии. Очевидно, что сейчас структура безопасности в этом регионе несбалансированная: её осложняют японо-американский договор о безопасности, стратегический союз Республики Корея и США, активные военные учения в регионе. Кроме того, зашли в тупик переговоры по ядерной программе КНДР.

Сотрудничество КНР и РФ по ядерной проблеме Кореи обогатило китайско-российские отношения стратегического партнерства. Однако нашим странам необходимо ещё более углублять региональное сотрудничество в области безопасности.

Во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию стороны подписали "Совместное заявление о сотрудничестве, углублении отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства", выступили за "строительство открытой, транспарентной, равноправной и всеобъемлющей структуры безопасности в АТР на основе соблюдения базовых принципов международного права". 

Правильное понимание вопросов сотрудничества и конкуренции между Китаем и Россией

В настоящее время китайско-российские отношения приковывают к себе пристальное внимание во всём в мире. Очевидно, что не всех радует неуклонное улучшение двусторонних связей и эффективные результаты сотрудничества. Некоторые силы надеются на возникновение конфликтов между КНР и РФ, другие и вовсе не скрывают своих намерений,  умышленно создавая проблемы между Пекином и Москвой. Так называемая теория "китайской угрозы" преследует именно эту цель.

Конечно, существует соперничество между Китаем и Россией по некоторым вопросам – например, по проектам энергетического сотрудничества в Центральной Азии. Как следует понимать такую конкуренцию? Поскольку коренные стратегические интересы КНР и РФ в Центральной Азии совпадают, главной составляющей двусторонних связей является сотрудничество.

В этом регионе сосредоточены разные интересы. США, страны Западной Европы, Япония, Индия, Пакистан – у каждой страны есть своя центральноазиатская стратегия. Соперничество разных геополитических сил в Центральной Азии осуществляется на нескольких уровнях, каждая из стран (или группа стран) преследует разные стратегические цели. В общих чертах суть конкуренции сводится к следующему:

1. США и Западная Европа пытаются подчинить Центральную Азию своему влиянию, их политической целью является предотвращение подъема России. В частности, они не желают, чтобы Россия стала такой же могущественной, каким был в свое время СССР. Что касается экономики, то страны Запада надеются установить контроль над богатыми природными ресурсами региона.

2. Россия надеется сохранить свои уникальные преимущества в Центральной Азии. Главной целью Москвы является сохранение собственного влияния в регионе. РФ рассматривает Центральную Азию (как и все пространство СНГ) в качестве своей "сферы влияния". Россия надеется на осуществление интеграционных проектов в регионе, особенно в области разработки и транспортировки энергоресурсов. В сфере безопасности РФ рассчитывает, что Центральная Азия станет защитным барьером на юге страны.

3. Китай рассматривает страны Центральной Азии в качестве равноправных партнеров. КНР уважает суверенитет и территориальную целостность каждого государства, строго соблюдает пять принципов мирного сосуществования. В области безопасности КНР надеется, что Центральная Азия сможет избавиться от влияния "трех сил зла" (терроризм, сепаратизм, экстремизм), в регионе будет обеспечена стабильность, гарантирующая безопасность западных районов Китая. В сфере экономики КНР намерена развернуть всестороннее сотрудничество со странами Центральной Азии в торговле, энергетике, а также в сфере инфраструктуры. Пекин надеется, что этот регион станет важным фактором в процессе освоения западного Китая.

В своей основе подходы Китая и России едины – и в политике, и в сфере безопасности долгосрочные стратегические интересы КНР и РФ совпадают. Стороны надеются на политическую и социальную стабильность в центральноазиатских странах, устранение скрытых угроз безопасности.

Политологи и журналисты говорят о том, что Китай и Россия соперничают в экономике – в частности, в сфере энергетики. Необходимо четко разбираться в этом вопросе. Безусловно, экономическое сотрудничество КНР и Центральной Азии вызывает беспокойство России. Взаимодействие Китая и стран региона в нефтегазовой сфере породило в России ряд ошибочных трактовок китайской политики по отношению к государствам Центральной Азии. Некоторые эксперты считают, что углубление сотрудничества Китая с центральноазиатскими странами ослабит их связи с РФ и региональными государствами, окажет негативное влияние на процесс интеграции, за которую выступает Москва.

В действительности, китайско-центральноазиатское сотрудничество в торгово-экономической сфере предоставило незаменимые условия для решения неотложных социально-экономических задач, стоящих перед независимыми государствами региона. Сотрудничество Китая со странами Центральной Азии и российские инициативы по углублению интеграции не противоречат друг другу. В долгосрочной перспективе такое взаимодействие будет способствовать интеграционным процессам на пространстве СНГ, поскольку сотрудничество между КНР и Центральной Азией является стимулом для социально-экономического развития стран региона.

Некоторые эксперты полагают, что энергетическое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии, в частности, совместные нефтегазовые проекты КНР с Казахстаном и Туркменией подорвали монопольное положение России в этом регионе, нанесли ущерб ее интересам. Однако следует отметить, что центральноазиатские государства придерживаются принципа диверсификации экспорта ресурсов, и ни одна страна не может монополизировать производство и транспортировку энергетических ресурсов Центральной Азии. В таких условиях многостороннее сотрудничество идёт на пользу всем странам. Достижение соглашения по вопросам энергетического сотрудничества между крупнейшим энергетическим производителем и экспортером, Россией, и самым большим потребителем энергии, Китаем, имеет огромное значение для Шанхайской Организации Сотрудничества.

В целом китайско-центральноазиатское сотрудничество в экономике и, в частности, в энергетике является взаимовыигрышным взаимодействием. Стратегические связи между Китаем и Россией в рамках ШОС имеют приоритет, а так называемое соперничество, или конкуренция, основанная на правилах рынка, соответствует как базовым принципам рыночной экономики, так и коренным интересам всех стран. Приятно осознавать, что позиции Китая и России по энергетическому сотрудничеству в ШОС сближаются. В частности, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву стороны отметили важность китайско-российского энергетического сотрудничества, а также подчеркнули, что двустороннее взаимодействие не ограничится нефтегазовой отраслью – обе страны готовы к развитию совместных проектов в области ядерной, солнечной энергетики, а также других новых источников энергии. Инициатива России о создании энергетического клуба в рамках ШОС получила активную поддержку со стороны Китая. Есть все основания верить, что КНР и РФ смогут решить вопросы с учётом интересов друг друга, равно как и стран Центральной Азии, совместными усилиями будут способствовать развитию ШОС в целях поддержания стабильности в регионе.

Мнение автора не обязательно отражает мнение Российского института стратегических исследований