Россия вступила в ВТО, что дальше?

Аналитика
Вступление в ВТО не панацея от застарелых болезней российской экономики, но оно создает возможности, которые могут позволить их со временем преодолеть. Именно в этом направлении, а не в обещаниях всемерной и всесторонней поддержки, должна строиться дальнейшая работа по пропаганде участия России в ВТО.

В субботу 21 июля 2012г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Протокол, которым оформляется членство России во Всемирной торговой организации (ВТО). Ранее он был ратифицирован обеими палатами Федерального собрания. Таким образом, Россия становится полноправным членом ВТО, нормами которой регулируется в настоящее время уже более 90% всей мировой торговли. 

Выгоды от этого шага в первую очередь должен оценить простой потребитель – снизятся тарифы на импортные товары, причем по ряду позиций, например на продукцию сельского хозяйства, весьма значительно. Но дешевле станет не только импорт потребительских товаров. Снижение пошлин затронет также машины и оборудование, ввоз которых позволит ускорить решение проблем с модернизацией отечественной промышленности и переходом к инновационной экономике. Увеличатся возможности для притока иностранных инвестиций, что также положительно скажется на общем развитии страны. 

Одним словом вступление в ВТО открывает для желающих работать самые интересные перспективы. Конечно, российским предприятиям при этом придется конкурировать с мировыми производителями. Однако в нашей экономике, где даже мелкий и средний бизнес, который по идее должен был бы стать питательной средой для развития рыночных отношений, пытается добиться от местных властей монопольных преимуществ, укрепление конкуренции можно только приветствовать. Разумеется, кому-то, особенно на первых порах, может потребоваться помощь со стороны государства, но правительство поступит гораздо лучше, если вместо поддержания на плаву неэффективных производств направит средства налогоплательщиков на переквалификацию работников этих предприятий.

В ходе переговорного процесса Россия оговорила для себя право направлять на субсидии сельскому хозяйству до 9 млрд. долл. в год – это, между прочим, почти в два раза больше, чем тратится на сельское хозяйство сейчас. Надо надеяться, что правительство не будет ставить себе целью во что бы то ни стало освоить эти средства. Гораздо большее значение, чем денежные вливания будет иметь юридическая поддержка отечественного производителя, который слабо знаком со всеми тонкостями тех процедур, которые влечет за собой присоединение к ВТО, а также действия просто по информированию и разъяснению принятых Россией обязательств и их применения.

Настораживает, однако, тот факт, что вслед за сельскохозяйственными производителями в очередь за государственной поддержкой начинают выстраиваться все новые и новые отрасли. Даже металлурги, которые, по общему мнению всех аналитиков, должны стать главными бенефициарами от вступления России в ВТО, нашли для себя какие-то подводные камни в этом процессе. При этом стоит заметить, что уже год как Россия существует в рамках Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном, по условиям которого отсутствуют тарифные ограничения на движение товаров между этими странами, в том числе и на сельхозпродукцию. Между тем что-то не слышно, чтобы это нанесло урон отечественному производителю. Напротив, это со стороны Казахстана выражается озабоченность, что из-за разного рода технических регламентов их производители, в том числе продовольственных товаров, так и не могут попасть на российский рынок.

Помимо помощи в борьбе с монополизацией отечественной экономики вступление в ВТО может оказать поддержку и в борьбе с коррупцией, не меньшим злом современной российской экономики. Можно надеяться, что иностранные компании, приходя на наш рынок, принесут с собой и сложившуюся на Западе деловую культуру, в том числе взаимодействия с местными властями и государственными чиновниками. И здесь также необходима правовая поддержка со стороны нашего правительства. Новый закон США по борьбе с коррупцией предполагает, что иностранные банки обязаны сообщать налоговым органам США информацию о счетах, открытых американским гражданам. Несмотря на то, что этот закон скоро вступит в силу, у российских банков нет пока указаний от властей, как им стоит поступать. Напротив, недавно МИД России распространил заявление, в котором предупреждал отечественные банки о недопустимости предоставления такой информации. Между тем, это несет серьезные риски как для функционирования валютного рынка, так и всей российской экономики, поскольку на счета наших банков, которые открыты в банках США, может быть наложен арест. Вместе с тем, эта ситуация открывает возможности для правительства провести переговоры и заключить межправительственное соглашение о взаимном предоставлении информации. Таким образом борьба с коррупцией, которая была провозглашена нашим правительством, получит не только продолжение, но и важный инструмент для ее предотвращения и контроля.

Вступление в ВТО не панацея от застарелых болезней российской экономики, но оно создает возможности, которые могут позволить их со временем преодолеть. Именно в этом направлении, а не в обещаниях всемерной и всесторонней поддержки, должна строиться дальнейшая работа по пропаганде участия России в ВТО.