О приоритетах греческого председательства в Совете ЕС

Аналитика
Активная внешнеполитическая деятельность может стать дестабилизирующим фактором внутриполитической жизни в греческом государстве

1 января 2014 года Греция официально вступила в полномочия своего пятого  председательства в Совете ЕС.

В отличие от предшествующей повестки 2003 года, направленной на решение вопросов внешнеполитического курса Евросоюза (развитие евроинтеграции, балканский вопрос), современное внимание Афин сконцентрировано на проблемах внутриевропейского характера, прежде всего актуальных вопросах борьбы с кризисом.

По словам министра иностранных дел Э.Венизелоса, дальнейшее расширение ЕС на балканском полуострове, основы которого были заложены в рамках Салоникской повестки для Западных Балкан, являются отныне прерогативой политической линии Евросоюза и не могут выступать в качестве приоритетных вопросов председательства Греции в Совете ЕС.

В соответствии с официальной программой Грецией выдвинуто четыре основных направления деятельности.

Первое связано с вопросом экономического развития. В рамках озвученного принципа «рост-занятость-единство» экономический рост рассматривается в качестве движущей силы по преодолению кризиса, созданию необходимых рабочих мест, усилению политической стабильности, коррекции социального дисбаланса и упрочнению европейского содружества. Достижение заявленной меры осуществимо, по заявлению греческой стороны, с помощью активной инвестиционной программы, в том числе при поддержке Европейского инвестиционного банка.

Второе направление затрагивает вопрос дальнейшей интеграции структурных подразделений еврозоны, и прежде всего ее финансовых механизмов. Речь идет об ускоренной реализации банковского союза и европейского проекта гарантирования вкладов.

Третья сфера деятельности касается миграционной тематики. В рамках своего председательства Афины выступают за более серьезный и скоординированный подход к разрешению иммиграционного вопроса. При этом миграция рассматривается в двустороннем ракурсе: с одной стороны, улучшение организации по приему легальных мигрантов и повышению мобильности среди населения в интересах экономического обмена и роста, с другой – защита границ и борьба с нелегальной иммиграцией.

Четвертое направление связано с морской политикой ЕС. На повестку дня представлен вопрос о перезапуске единой морской стратегии Евросоюза, включающей в себя не только вопросы экономического развития и роста (прежде всего Лимассольской декларации, принятой во время председательства Кипра в ЕС во второй половине 2012 г.), но и проблемы безопасности, транспорта, туризма, окружающей среды, дополнительных источников энергии.

Последнее направление играет, безусловно, важную роль для современной Греции. Развитие морской тематики в рамках Евросоюза позволяет говорить о создании новых рабочих мест и повышении рентабельности торгового флота страны. Более того, активизация диалога о комплексном развитии морских месторождений в границах Евросоюза, как и проблема разграничения территориальных вод,  предоставляет возможность по-новому оценить и в перспективе урегулировать существующие морские разногласия между Грецией и Турцией. Спор двух средиземноморских государств о принадлежности континентального шельфа затрудняет развитие геологических разработок на дне Эгейского моря, богатого по существующим прогнозам газовыми и нефтяными месторождениями.

Не менее остро ставится вопрос о защите морских границ и в рамках миграционной тематики. Несмотря на ужесточение пограничного контроля на наземной греко-турецкой границе, масштабный приток нелегальных иммигрантов в страну продолжает сохраняться. По заявлениям официальных лиц, усиление наземного патрулирования греческих границ приводит лишь к изменению траектории проникновения нелегальных иммигрантов на территорию Евросоюза – наземные пути заменяются морем.

О значимости морской тематики для Греции свидетельствует и избранный знак председательства в ЕС - белый корабль на синем морском фоне. Впрочем, у данного образа существует и другие, более глубинные трактовки. Как подчеркивает официально избранный Грецией девиз: «Европа – наше общее путешествие». В данном контексте белый парусник - это и символ стойкости Греции в условиях экономического кризиса, безусловной принадлежности греческого государства к избранному пути единой европейской организации, и знак солидарной позиции Европы, способной стойко противостоять кризисным явлениям современности и двигаться с уверенностью вперед.

Официально председательство Греции завершится в июне 2014 года, неофициально – в мае, в связи с проведением выборов в Европарламент. Вместе с тем, многие из вопросов существующей повестки дня не утратят своей актуальности до конца нынешнего года. Дело в том, что в июле председательство в Совете ЕС перейдет к Италии.

Начиная со второй половины 2013 года, Рим планомерно выступает в поддержку идеи создания своеобразного блока южных государств в рамках ЕС. В кругу рассматриваемых вопросов – проблема экономического роста и противостояния жесткой, порой ошибочной, системе экономических санкций, навязываемых Евросоюзом; развитие социально-ориентированной Европы; борьба с массовым наплывом нелегальных иммигрантов в государства – кордоны южной границы ЕС. Как подчеркивала в своем интервью от 15 ноября 2013 года председатель палаты депутатов итальянского парламента Лаура Больдрини, Греция и Италия в силу географических факторов, а также схожести экономического положения, должны выступать единым фронтом в рамках ЕС: «Чтобы оказывать влияние, нам необходимо объединить силы, поддерживать друг друга, стремиться быть услышанными и понятыми. Если ты будешь один, ты проиграешь»[1].

Очевидность данной поддержки, как и прогнозируемая преемственность Римом обрисованных Грецией задач, демонстрируется в настоящее время итальянским правительством.

Совсем иной вопрос заключается в возможности реализации многих из поставленных целей. Безусловно, часть работы по вопросам экономической интеграции ЕС в период греко-итальянского председательства будет выполнена. Более весомого недоверия заслуживает перспектива реорганизации миграционной политики Евросоюза. Достаточно показательными для этого являются результаты саммита ЕС в октябре 2013 года. Несмотря на совместное выступление Греции, Италии и Мальты по вопросу сдерживания нелегальной иммиграции, большинство северных стран ЕС воздержалось от активного участия в обсуждении заявленной проблемы. Подобное развитие дел можно прогнозировать и в настоящее время, несмотря на активность греко-итальянской линии.

Вместе с тем, председательство в Совете ЕС на сегодняшний день - это не только возможность рассмотреть актуальные для государства вопросы. Для многих малых европейских стран, председательство – это прежде всего статусность, имидж государства как на внешнеполитической арене, так и внутри страны.

Для современной Греции председательство в Совете несет особый смысл. Это и подтверждение сохранности страны в рамках ЕС, и её равноправия с другими государствами-членами. Как подчеркивал министр иностранных дел Греции Эвангелос Венизелос – председательство Греции – это ответ всем сомневающимся о том, сможет ли нынешняя Греция – экономически слабая страна, живущая по условиям долгового меморандума, - осуществить председательствующие функции в рамках ЕС. «Греция выполняет свои обязательства, демонстрируя облик обычной европейской страны, институционально-равной, играющей исторически-важную роль, как я уверен, в процессе европейской интеграции»[2], - отметил Венизелос.

Весомую лепту председательство Греции призвано было внести и в умиротворение внутриполитической атмосферы в стране. Оно должно было усилить проевропейское видение в греческом населении, а следовательно упрочить популярность нынешнего коалиционного правительства Новой Демократии и ПАСОК. Для обеих партий активная, плодотворная работа в рамках председательства являлась весомым козырем для повышения собственного избирательного рейтинга, особенно при учете предстоящих выборов в Европарламент и муниципальных выборов в мае 2014 года. Тем не менее, реальность внесла свои весомые коррективы. На сегодняшний день позиции правительства не только не упрочились, наоборот, стали намного более шаткими.

Как отмечают многие аналитики, слишком большая сосредоточенность на вопросах внешнеполитического имиджа, попытка доказать Евросоюзу личную самоценность, негативным образом повлияла на политическую деятельность правительства внутри страны. По данным опроса общественного мнения, безусловным лидером на политической авансцене Греции стала коалиция радикальных левых СИРИЗА, выступающая за жесткий курс в отношении Евросоюза, вплоть до разрыва долговых обязательств с международными кредиторами. На 22 января её рейтинг оценивался в 31,5%. Участники правительственной коалиции не продемонстрировали столь значимых успехов – Новая Демократия набрала 28% голосов, в то время как ПАСОК – некогда одна из влиятельных партий в стране – всего лишь 6,5%[3].

Столь явное снижение правительственной поддержки наряду с ростом популярности левых и крайне правых движений и политический партий в стране (ультраправая партия Золотой рассвет занимает третье место в рейтинге популярности – 10%) засвидетельствовали ошибочность политического видения НД и ПАСОК. В условиях продолжающегося кризиса, падения экономических показателей, сохраняющегося диктата со стороны тройки, председательство Греции, доказательство её равноправия с другими членами ЕС не смогло возродить наднациональные чувства в большинстве населения Греции. 

Как итог, председательство страны в ЕС способно продемонстрировать  и оказать прямо противоположный эффект на внутригосударственное развитие страны. Вместо подъема проевропейского настроя, слишком активная внешнеполитическая деятельность Греции наравне с продолжающимся экономическим застоем, может явиться дополнительным дестабилизирующим фактором, результатом которого станет переустройство внутриполитической жизни в греческом государстве.