Главные цели бомбардировок Югославии силами НАТО в 1999 году и позиция России

Аналитика
Россия всегда оставалась искренним другом великой Сербии. Она остается таким другом и сейчас

Доклад на международной конференции «Глобальный мир против глобального интервенционизма и империализма»

Благодарю многочисленных организаторов международной конференции  «Глобальный мир против глобального интервенционизма и империализма» за любезное приглашение принять участие в открывшемся столь представительном форуме и выступить перед вами, уважаемые участники.

Россия также с глубоким прискорбием и возмущением вспоминает 15-летнюю годовщину начала варварских массированных ракетных ударов и бомбардировок Союзной Республики Югославии авиацией НАТО в марте-июне 1999 года, рассматривая эти акции в качестве грубейшего нарушения основополагающих норм и принципов международного права, предпринятые в обход Устава ООН против суверенного государства – полноправного члена международного  сообщества наций и основателя Движения неприсоединения. Эта акция не имеет никакого оправдания.

В то время я работал старшим советником в Отделе НАТО Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России и хорошо помню, как российское руководство отреагировало на такие бесчеловечные меры Североатлантического союза. Реакций была быстрой, широкой и весьма негативной по содержанию.

Позвольте напомнить некоторые важные моменты российской реакции.

Узнав от американского вице-президента Альберта Гора об отсутствии гарантий, что трансатлантический  альянс не начнет военные действия против Союзной Республики Югославии, российский премьер-министр Евгений Примаков в ночь с 23 на 24 марта 1999 года, летевший с официальным визитом в Вашингтон, дал указание развернуть свой самолет над Атлантическим океаном и полететь обратно в Москву в то время, когда авиалайнер находился примерно в двух часах полета от территории США.

В середине дня 24 марта Президент Российской Федерации Борис Ельцин выступил по центральному телевидению со специальным заявлением, в котором назвал предстоящую бомбардировку сербской провинции Косово и Метохии силами НАТО «ударом по всему международному сообществу» и призвал остановить Вашингтон от совершения такого «трагического шага». Глава российского государства одновременно обратился с призывом к руководителям других государств-членов Североатлантического союза «незамедлительно положить конец этой военной авантюре», которая угрожала жизням мирных людей на Балканах.

В письменном заявлении Бориса Ельцина прямо говорилось о том, что «в России глубоко возмущены военной акцией НАТО против суверенной Югославии, которая является не чем иным, как неприкрытой агрессией», поскольку Совет Безопасности ООН не принимал никакого решения для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в отношении Югославии.

По словам тогдашнего президента России, в результате действий Североатлантического блока был нарушен не только Устав ООН, но и Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО, а также «создан опасный прецедент возрождения политики силового диктата…». Фактически речь идет о попытке НАТО вступить в XXI век «в униформе мирового жандарма». Россия с этим никогда не согласится, подчеркнул российский президент.

Он предупредил военно-политическое руководство трансатлантического союза, что Российская Федерация пересмотрит свои взаимоотношения с альянсом как с организацией, проявившей неуважение к фундаментальным устоям системы международного общения. В качестве президента и верховного главнокомандующего страны Борис Ельцин потребовал срочного созыва заседания Совета Безопасности ООН с целью немедленного прекращения военной акции Североатлантического союза. Он также распорядился приостановить  участие России в программе «Партнерство ради мира», отложить переговоры об открытии военной миссии связи НАТО в российской столице и отозвать в Москву Главного военного представителя Российской Федерации при альянсе. Все эти  меры были осуществлены.

24 марта в 23 часа по нью-йоркскому времени в Нью-Йорке по требованию России было созвано внеочередное заседание Совета Безопасности ООН. К сожалению, 12 членов этого Совета отвергли проект резолюции по ситуации в Югославии, подготовленный Россией и предложенный российским представителем при ООН Сергеем Лавровым. В поддержку российского проекта резолюции проголосовали только представители КНР и Намибии.

Российские представители в ОБСЕ также отмечали, что военная операция НАТО «Милосердный ангел», носившая, по сути, карательный характер за неподчинение диктату, стала демонстрацией односторонней силовой политики, пренебрежения к коллективным началам в решении международных проблем.

На пресс-конференции, состоявшейся в Москве 26 марта, министр иностранных дел России Игорь Иванов отметил, что против народов  Югославии совершается «двойное преступление». Это – агрессия НАТО против суверенного государства и неприкрытый геноцид против народов Югославии. Было заявлено о полной солидарности России с народами Югославии и о решении предоставить им гуманитарную помощь. 31 марта Русская православная церковь объявила об открытии специального счета для сбора пожертвований православным христианам и всем югославским гражданам, пострадавшим от авиаракетных ударов Североатлантического блока. Начались записи добровольцев для противодействия силам НАТО, которые планировали ведение наземной операции на югославской территории.

Российский министр иностранных дел также объявил, что российско-натовские отношения с момента бомбардировок НАТО являются «полностью замороженными» и что никаких контактов с руководством Североатлантического блока, включая его генерального секретаря, у России не существует и не будет до тех пор, пока не прекратится агрессия против Югославии.

В принятом 27 марта Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «В связи с агрессией Организации Североатлантического договора  против Союзной Республики Югославии» нанесенные силами военного блока Запада  ракетно-бомбовые удары были названы «актом агрессии».  В документе также говорилось: «Этот день стал черным днем в истории Европы: континент по вине НАТО оказался на грани самого серьезного за последние десятилетия военно-политического кризиса». Нижняя палата российского парламента решительно осудила агрессию Североатлантического союза и выразила солидарность с народами братской Югославии. Депутаты подчеркнули, что в соответствии со статьей 51 Устава ООН Союзная Республика Югославия имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону и вправе защищаться от агрессии всеми имеющимися средствами.

Как известно, в результате этой агрессии, совершенной под прикрытием защиты норм «гуманитарного права», погибло несколько тысяч человек, в том числе несколько сотен детей, а общий материальный ущерб составил 103 млрд.долларов. Когда на международной конференции в Дрездене, состоявшейся осенью 1999 года, я показал ее западным участникам карту, подготовленную в СРЮ, глее были обозначены многочисленные мирные, невоенные объекты, подвергшиеся массированным ракетно-бомбовым ударам вооруженных сил ряда стран НАТО, в зале воцарилась полная тишина: никто не смог опровергнуть эти факты или высказаться в их поддержку: участники  дрезденской встречи были глубоко поражены масштабами агрессии. В их странах таких карт не публиковали. Многие из участников попросили у меня размножить эту карту на «Ксероксе», что было сделано для всех желающих.

По данным, которые были опубликованы в российской прессе, в ходе этой агрессии самолеты альянса нанесли несколько тысяч ракетно-бомбовых ударов почти по тысяче объектов на территории Сербии и Черногории, используя при этом запрещенные типы боеприпасов, например, с обедненным ураном. На Югославию было сброшено в общей сложности несколько десятков тысяч бомб и ракет общим весом более 22 тысяч тонн. Были уничтожены или серьезно повреждены сотни промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе до сотни железнодорожных и автомобильных мостов. Уничтожено большое количество памятников истории и архитектуры, сотни зданий школ, вузов, библиотек, более 20 больниц. Были полностью разрушены или повреждены около 40 тысяч жилых домов.

Поскольку никто из государств-членов НАТО не компенсировал эти огромные потери, то  они должны сделать это в полном объеме – как в отношении Сербии и Черногории как государств, так и в отношении каждого гражданина, пострадавшего в результате этой агрессии. Напомню, что основу группировки НАТО, участвовавшей в ее силовой операции, продолжавшейся 78 дней, составляли военно-морские и военно-воздушные формирования Великобритании, Германии, США и Франции. Непосредственное участие в операции путем предоставления вооруженных сил или территории для их развертывания приняли: Бельгия, Венгрия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Турция. Воздушное пространство или территорию для развертывания сил НАТО предоставили нейтральные государства: Албания, Болгария, Македония и Румыния. Наибольшее количество варварских ракетно-бомбовых ударов нанесли поборники «демократии и прав человека» – Соединенные Штаты.

Под грохот ракетно-бомбовых ударов 24 апреля 1999 года саммит НАТО принял Стратегическую концепцию, которая предусматривала применение им силы без санкции ООН. Москва крайне негативно встретила этот документ, поскольку он позволял альянсу «наказывать» неугодные ему страны и народы в любое время и по своему усмотрению.

Выступая в Кремле 18 марта 2014 года, Президент Владимир Путин признал, что ему было трудно поверить, как он выразился, он «не верил своим глазам», когда в конце ХХ века по одной из европейских столиц – по Белграду – в течение длительного времени наносились ракетно-бомбовые удары, а затем последовала настоящая интервенция.

Еще одним средством грубого давления Запада на Союзную Республику Югославию и на упомянутые трехсторонние переговоры, но уже более серьезным, стало объявление Слободана Милошевича 27 мая 1999 года, то есть в самый разгар агрессии НАТО, в «военных преступлениях» и выдача ордера на его арест. Такое обвинение было сделано политически мотивированным Гаагским трибуналом, созданным по инициативе американской стороны.

Несмотря на все это Союзная Республика Югославия сумела в условиях чудовищно неравной агрессии отстоять свою территориальную целостность и суверенитет, сохранить свою армию, которую Строуб Тэлботт требовал вывести из Косово и Метохии при сохранении авиаударов и ракетных залпов НАТО. Но это ему не удалось, так как Виктор Черномырдин пригрозил прервать ведущиеся переговоры.

Помним тот факт, что в ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд Воздушно-десантных войск России вышел из Боснии и Герцеговины и занял пригородный гражданский и военный аэропорт Слатина под Приштиной, не пропустив туда британские танки.

В 2006 году западные журналисты сняли фильм под довольно простым названием «Четвертый стул» («Fourth Chair», ADR Productions). Этот стул был пустым на трехсторонних переговорах, которые проводились под грохот натовских ракетно-бомбовых ударов в мае-июне 1999 года с участием Виктора Черномырдина, Строуба Тэлботта и Марти Ахтисаари. Этот стул предназначался для президента Слободана Милошевича, которого туда вообще не пригласили. Такая грубая политическая «шутка» была предложена заместителем государственного секретаря США Строубом Тэлботтом специально для того, чтобы унизить Югославию. Но все хорошо знают, что любые переговоры без участия какой-то заинтересованной стороны представляется непродуктивными и неконструктивными. В особенности, если речь идет о стране-главном участнике урегулирования какой-то важной проблемы.

Запущенные через несколько лет спустя переговоры по определению статуса Косово и Метохии с самого начала имели строго очерченный мандат: они были ориентированы только на определение будущего «статуса» края, но никак не на провозглашение его «независимости». Но, несмотря на это, назначенный руководителем «статусного процесса» по Косово и Метохии бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари, активно проявивший себя в ходе переговоров 1999 года по косовскому урегулированию с антисербской стороны, еще накануне начала «статусного» переговорного процесса в ходе пресс-конференции 11 ноября 2005 года в Хельсинки не стал скрывать, что при выработке рекомендации о будущем статусе края «важную роль должен играть Европейский  союз, а центральную роль – НАТО». Посольство России в Хельсинки обратило внимание на подобные высказывания, но Марти Ахтисаари все равно был назначен руководителем «статусного процесса».

Интересно вспомнить, что в ходе переговорного процесса он открыто высказывался за предоставление краю «контролируемой независимости», которая со временем приобрела бы форму полной независимости. Таким образом, бывший президент нейтральной Финляндии Марти Ахтисаари предложил аннексировать часть территории суверенного государства с помощью сомнительных средств. «План Ахтисаари» стал примером грубого нарушения норм и принципов международного права и, в частности, прямых обязанностей международного посредника, который должен быть нейтральным ко всем сторонам. На последующих переговорах в Белграде со Слободаном Милошевичем Марти Ахтисаари явно превысил свой мандат, когда на предложение сербского лидера включить в текст соглашения поправки он ответил отказом. Ахтисаари не обладал такими полномочиями, чтобы делать подобные заявления. Его статус не превосходил и не мог превосходить статус главы суверенного государства-члена ООН.

С учетом этих обстоятельств можно сказать, что назначение Марти Ахтисаари в качестве спецпредставителя по косовскому урегулированию было явной ошибкой.

Последовавшее 17 февраля 2008 года самопровозглашение «независимости» Косово и Метохии, являющегося неотъемлемой исторической, культурной, политической частью Сербии, в буквальном смысле продавленное ведущими странами Запада, создало крайне опасный прецедент для всей системы международных отношений. Дальнейший ход косовского урегулирования участники операции выстроили в рамках порочной логики оправдания своих действий, поощрения косовоалбанского экстремизма и сепаратизма.

В этой связи следует сказать, что произвольное провозглашение «независимости» Косово и Метохии стало серьезным нарушением нескольких основополагающих международных документов, в том числе: Устава ООН, в частности принципа суверенного равенства государств, закрепленного в статье 2; Декларации о принципах международного права, принятой в ООН в 1970 году; Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года; базовых документов ОБСЕ, в том числе Парижской хартии для новой Европы 1990 года и Хартии европейской безопасности 1999 года; пяти резолюций Совета Безопасности ООН, которые были одобрены в 1998-2008 годах, в том числе наиболее часто упоминающуюся резолюцию 1244, принятую в июне 1999 года,  а также резолюцию 1785, согласованную в ноябре 2007 года.

Наконец, были нарушены «Руководящие принципы» косовского урегулирования, утвержденные в ноябре 2005 года Контактной группой по Косово, в которую входили Великобритания, Германия, Италия, Россия, США и Франция (все эти страны, кроме России, поспешили признать «независимость» края, совсем позабыв о существовании этого документа, согласованного с ними).

Провозглашение Косово и Метохии «независимым» государством нарушило два ключевых принципа, содержащихся в Хельсинкском Заключительном акте и заложивших основы послевоенного политического урегулирования в Европе, а именно: принцип нерушимости границ и принцип уважения территориальной целостности государств континента, закрепленный в формулировке: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников».

В резолюции 1244 Совета Безопасности ООН нет ни одного слова о признании «независимости» края. Документ, за который единогласно проголосовала вся пятерка постоянных членов Совета Безопасности (в том числе и те, кто скороспело признал его «независимость», а именно США, Великобритания и Франция), лишь говорит о «существенной автономии» Косово и Метохии, о «реальном самоуправлении» и «значительной степени самоуправления» края. Причем,  такая формула содержится в трех местах резолюции – в ее преамбуле и двух приложениях.

Территориальная целостность Сербии была подтверждена и в упоминавшейся резолюции 1785 Совета Безопасности ООН. В ней вновь была подтверждена «приверженность политическому урегулированию всех конфликтов на территории бывшей Югославии при сохранении суверенитета и территориальной целостности всех государств региона». Заметим, что это положение было единогласно одобрено Советом Безопасности ООН именно тогда, когда из целого ряда западных столиц раздавались безапелляционные требования обеспечить одностороннюю «независимость» Косова.

Напомним, что резолюции Совета Безопасности ООН носят обязательный характер, в отличие, например, от резолюций, принимаемых на сессиях Генеральной Ассамблеи Организации и имеющих характер рекомендаций.

В специально принятом 18 февраля 2008 года заявлении по поводу того, что край Косово и Метохия объявил о своей «независимости» и выходе из состава Сербии, Совет палаты Совета Федерации и Совет Государственной Думы Федерального Собрания России констатировали, что косовский сепаратизм не имел бы перспективы, если бы не был поддержан государствами Запада, в первую очередь США. В документе отмечалось, что была предпринята попытка нарушить соотношение между правом и силой в международных отношениях, выхолостить значение переговоров как справедливого способа урегулирования конфликтов, игнорировать законные интересы одной из сторон и замолчать продолжающиеся нарушения прав человека по национальному признаку.

Выступая 18 марта 2014 года в Кремле до подписания Договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, Президент Владимир Путин напомнил: «От тех же Соединённых Штатов и Европы мы слышим, что Косово – это, мол, опять какой-то особый случай. В чём же, по мнению наших коллег, заключается его исключительность? Оказывается, в том, что в ходе конфликта в Косово было много человеческих жертв. Это что – юридически правовой аргумент, что ли? В решении Международного Суда по этому поводу вообще ничего не сказано. И потом, знаете, это даже уже не двойные стандарты. Это какой-то удивительный примитивный и прямолинейный цинизм. Нельзя же всё так грубо подвёрстывать под свои интересы, один и тот же предмет сегодня называть белым, а завтра – чёрным. Получается, нужно доводить любой конфликт до человеческих жертв, что ли?»

Шесть лет, прошедшие после нелегитимного провозглашения «независимости» Косово и Метохии, показало, что этот шаг не привел к решению многих проблем этого края: проблемы обеспечения безопасности его жителей, проблемы внутренне перемещенных лиц, эффективное урегулирование имущественных споров путем возвращения  собственности беженцев или предоставление им компенсации в случаях, когда имущество не может быть возвращено. Не решены вопросы ликвидации безработицы, блокирования наркотрафика и незаконного перемещения людей, проблема изъятия оружия, приобретенного в обход закона, и другие проблемы.

Таким образом, в 1999 году силы НАТО без санкций Совета Безопасности ООН и в нарушение базовых положений Хельсинкского Заключительного акта и других важных международных документов, преступили к бомбардировкам Союзной Республики Югославии, фактически поддержав албанских боевиков в крае Косово и Метохии, которые за много лет до этого встали на путь захвата независимости любой ценой, в том числе с помощью этнических чисток.

Была ли эта цель главной и единственной? Нет, не была.

История незаконного провозглашения Косово и Метохии в качестве «независимого государственного образования» показывает, что оно было призвано облегчить ведение переговоров Приштины с Вашингтоном о расширенном военном и военно-техническом сотрудничестве с «новым» руководством этого края, а также обеспечить политико-правовую основу для реализации глобальных планов Пентагона по проецированию американской военной мощи в данном регионе и из данного региона.

Одной из главных целей этой военной, а затем и административно-политической акции, приведшей к насильственному отторжению этой исторической части Сербии от Сербии или Югославии в более широком смысле, стало формулирование стратегической и долговременной задачи Североатлантического союза – вовлечь Косово и Метохию в свои ряды, создав там плацдарм для ведения боевых действий в других прилагающих районах земного шара. Такой плацдарм уже создан. Это крупнейшая наземная и военно-воздушная база НАТО «Бондстил» (близ г. Уросевач), а также командно-штабная структура НАТО в районе Приштины, получившим название «Филм сити».

Вашингтон явно хотел и по-прежнему хочет видеть Косово и Метохию в рядах НАТО. Об этом заявил в специальном заявлении 14 февраля 2014 года американский государственный секретарь Джон Керри, с которым он выступил в связи с очередной годовщиной самопровозглашения «независимости» края 17 февраля. Вновь отметив, что Соединенные Штаты хотели бы видеть его «независимым, суверенным и многоэтническим» образованием, он повторил хорошо известную формулу о необходимости интеграции края «в европейские и евроатлантические институты», то есть, иными словами, в структуру трансатлантического военного пакта.

Все эти объекты открывают Пентагону дополнительные возможности по контролированию ситуации в районе Черного и Средиземного морей, в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке, дополняют сеть новых, недавно развернутых пяти американских военных форпостов на территории Болгарии и Румынии в виде военно-морских и военно-воздушных баз, а также новой противоракетной базы США в Девеселу на румынской территории.

Итак, главными целями силовой и ничем не оправданной акции НАТО против Союзной Республики Югославии 15 лет назад и последовавший после этого грубый отрыв края Косово и Метохии от Сербии с его произвольным провозглашением «независимым» государственным образованием в 2008 году были и остаются далеко идущие планы Североатлантического союза вовлечь этот край в свои ряды – в ряды трансатлантического союза.

Под бомбовые и ракетные удары, при изгнании коренного населения и оккупации определенных территорий референдумы не проводятся и независимость не провозглашается.

По этим причинам Россия не признала и никогда не признает Косово и Метохию в качестве независимого и самостоятельного государства. С другой стороны, Москва признала итоги референдума, проведенного в Северном Косово и Метохии в феврале 2012 года, где население отвечало на вопрос о приемлемости для него косовоалбанских органов власти.

Последние драматические события на Украине свидетельствуют о том, что США и ведущие страны НАТО намерены продолжать вмешиваться в дела славянских народов. Вскоре после распада Советского Союза в 1991 году они начали массированную обработку военно-политического руководства и рядовых граждан Украины с целью ее вовлечения сначала в Европейский Союз, а затем в НАТО. Это обработка усилилась в 2003-2004 годах, а затем в 2013-2014 годах. На эти цели Вашингтон израсходовал 10 млрд. долларов – 5 млрд. по линии Государственного департамента США и еще  5 млрд. по линии американских спецслужб. Еще неизвестное количество долларов и евро перевозились мешками на националистический Майдан дипломатической почтой посольств США, Польши и других государств-членов НАТО в Киеве. По свидетельству бывшего начальника Службы безопасности Украины Александра Якименко, за короткий период времени количество ввезенной в Киев дипломатической почты от названных государств увеличилось «почти в десять раз».

По сути дела США и их союзники по НАТО совершили вмешательство во внутренние дела Украины, насадив там «правительство» с профашистскими элементами (до семи человек). Это обстоятельство признал в германском Бундестаге лидер Левой партии Грегор Гизи, прямо назвав их «фашистами». Ни США, ни НАТО, ни Европейский союз не хотят понимать, что значительная часть населения восточных и юго-восточных регионов Украины не желают больше жить под гнетом непредсказуемых личностей, которые готовы решать свои проблемы с помощью оружия, террора, погромов и угроз.

Вашингтон инициировал в Киеве ультранационалистический  вооруженный государственный переворот, в результате которого к власти пришли крайне реакционные, неонацистские или, по меньшей мере, некомпетентные силы. В своих первых декретах «правительство Майдана» запретило употребление на всей территории Украины языков национальных меньшинств, в т.ч. русского, на котором говорит половина украинского населения и почти все населения Крыма, ввело запрет на профессии, заявило о готовности вступить в НАТО и развернуть  противоракетный комплекс США на своей территории. До сих пор раздаются угрозы «закатать русских под асфальт» и другие. Два заявленных кандидата в президенты Украины грозят «атомной дубинкой», «террористическими актами», «партизанской войной». За такие призывы в других государствах можно угодить в тюрьму, а эти деятели остаются на свободе. По подсчетам израильских депутатов, за месяц, прошедший после государственного переворота 22 февраля 2014 года, киевская Верховная Рада приняла в десять раз больше антинародных, шовинистических и ультранационалистических законов, чем это сделала Германия за год после прихода фашистов к власти в 1933 году. На Украине по-прежнему царит беззаконное, на уровне властей страны активно проводится политика рософобии, антисемитизма, шовинизма и милитаризма. Не искоренена практика «лингвистических чисток» в отношении всех неукраинских языков. И все это происходит при молчаливом согласии Запада.

Благодарю Сербию за поддержку проведения общекрымского референдума, на котором 96,8% участвующих в нем высказались за воссоединение с Российской Федерацией. Итоги референдума о независимости Крыма оказались не просто рекордными. Явка в 83,1% и число проголосовавших за воссоединение с Россией в 96,8% – это показатели одни из самых высоких для подобных случаев. Примечательно, что по свидетельству более 100 международных наблюдателей общекрымский референдум прошел мирно и спокойно, без единого выстрела, не под грохот бомбардировок и без «вторжения оккупационных сил», а при свободном волеизъявлении граждан, которые крестили бюллетени для голосования и рыдали от счастья, что они наконец-то смогли ответить на простые два вопроса, с кем они хотят остаться жить: с Россией или с Украиной. Мирный характер общекрымского референдума зафиксировали и свыше 1500 иностранных журналистов, которые побывали в это время в Крыму. Радость жителей Крыма после объявления результатов референдума и официального восстановления связей со своей исторической Родиной была искренней и повсеместной. Это был действительно всенародный праздник, всенародное ликование. Такое невозможно отрежиссировать заранее.

Важно добавить, что Россия не превысила максимальный «потолок» по личному составу своих Вооруженных сил в Крыму, который был определен двусторонними российско-украинскими соглашениями о разделе Черноморского флота СССР и базировании Черноморского флота ВМФ России на территории Крыма (25 тыс. человек). Этот уровень был меньше и суммарного уровня украинских вооруженных сил на полуострове в период, предшествовавший общекрымскому референдуму и воссоединения Крыма и Севастополя со своей исторической Родиной (18 тыс. против 22 тыс. человек вооруженных сил Украины). Никакой «агрессии» России против Украины не было и нет. Не было захвачено ни одного квадратного сантиметра украинской территории. Российские воинские контингенты, развернутые в составе российского Черноморского флота на крымском полуострове, не пересекали крымско-украинскую границу. Не было никаких боестолкновений. Т.н. «агрессия» России вообще никак не подпадает под терминологическое определение «агрессия», утвержденное в рамках ООН в 1974 году.

18 марта 2014 года в 16 часов по московскому времени произошло долгожданное событие огромной исторической важности: Крым воссоединился с Россией, которая обрела его еще в 1783 году в ходе 30 ожесточенных войн с Османской империей. Это воссоединение произошло только благодаря мужеству, стойкости и последовательности граждан Крыма, которые ждали этого события долгие годы. Это произошло и благодаря смелости и твердости российского руководства во главе с Президентом  Владимиром Путиным, который не оставил своих братьев и сестер в беде, которая готовилась ультранационалистическим и неонацистским Киевом. Несколько сербских добровольцев приняли участие в обеспечении безопасности Республики Крым в феврале-марте этого года. Благодарю граждан Сербии за твердую морально-политическую поддержку, оказанную Российской Федерации и гражданам Крыма.

В России с крайним возмущением восприняли нервную и даже злобную реакцию США и НАТО на мирный референдум, проведенный в Крыму 16 марта, и на воссоединение Крыма с Россией.  Запад вновь показал не только «двойные стандарты», о которых уже давно и хорошо известно, но и свое подлинное лицо – лицо, враждебно и патологически относящееся к славянским народам, их чаяниям их судьбам. Странная позиция у США и НАТО: признали кровавый вооруженный переворот в Киеве (погибли 103 человека в основном от рук снайперов Майдана), но не признали результаты свободного мирного референдума – высшей формы народного волеизъявления, которое не подлежит поправкам или отмене.

За проведение мирного референдума России объявлены санкции, но за проведение кровавого неконституционного государственного переворота Украине объявлены бонусы. Где логика? Если в мире вновь подуют ветры «холодной войны», то главным виновником этого будут только США и многие страны НАТО.

В данном контексте следует заметить, что наращивание американского и натовского военного присутствия в этой части Европы не будет оказывать содействие укреплению общеевропейской безопасности. Принятое на саммите НАТО в мае 2012 года решение о «сцепке» ядерных, противоракетных и обычных вооружений в еще большей степени усугубит ситуацию в военно-политической сфере в этой густонаселенной части европейского континента, поскольку все эти военные инфраструктуры – и тактические ядерные средства США, и их противоракетные системы, и их силы общего назначения – представляют собой  средства передового базирования. Глухой тупик, в котором находится процесс контроля над вооружениями, вызванный нежеланием США и их ближайших союзников по НАТО решить 14 важных разоруженческих проблем, может в еще большей степени усугубить военно-политическую ситуацию на европейском континенте и в мире в целом.

Как известно, в 2014 году отмечается столетие с начала кровопролитной Первой мировой войны. В этой связи уместно напомнить, что и тогда Россия протягивала руку помощи и поддержки народу Сербии.

В архиве МИД России имеется телеграмма № 1525 министра иностранных дел России Сергея Сазонова, адресованная временному поверенному в делах России в Сербии Василию Штрандтману от 27 июля 1914 года. В ней сообщалось о готовности российского императора Николая II оказать содействие Сербии. Император просил довести эту информацию до сведения сербского королевича-регента Александра. В выпущенном в том же месяце меморандуме Николая II содержалось объявление о начале военных действий России против Германии и Австрии в связи с тем, что Австрия, являясь союзницей Германии, начала бомбардировки «беззащитного Белграда», как это было записано в документе.

Итак, трижды в прошлом веке бывшая Югославия подвергалась безжалостному нападению: в Первую и во Вторую мировые войны, а также в конце девяностых годов. Нельзя также допустить, чтобы трагедия массированных ракетно-бомбовых ударов где-то повторилась еще раз.  В военном отношении Сербия должна быть сильной.

Таким образом, и сто, и семьдесят, и пятнадцать лет назад в годы тяжелых испытаний Россия оставалась искренним другом великой Сербии. Она остается таким другом и сейчас. Останется им и в далеком будущем. Иначе и быть не может, поскольку наши народы связывает давняя крепкая дружба, прочные исторические, национально-этнические, духовные и военно-политические узы.

На памятнике святому Саве в центре Белграда написаны такие слова: «Трудолюбием своим все приобретете». Своим трудом Сербия приобретет все. Желаю вам успехов, дорогие сербские братья и сестры. Желаю успехов всем участникам форума.

________________

Некоторые публикации автора по данной теме:

Козин В.  Статья Косово на распутье//Международная жизнь.  2002.  № 3. С. 74-86.

Козин В. Статья Ситуация в Косово развивается с трудом (на финском языке)//Turun Sanomat. 2005. 27 July.

Козин В. (под псевдонимом В.Петров). Статья «Независимое» Косово или «эффект домино»//Международная жизнь. 2006. № 3

Козин В. Статья Всеобъемлющий план аннексии: независимость Косово может быть достигнута путем изменения конституции края в обход СБ ООН//Дипкурьер, (приложение к Независимой газете). 2007. 5 марта.

Козин В. Статья Двуликий Янус для Косово: в механизме международного контроля не предусмотрены места для России и Сербии»//Дипкурьер (приложение к Независимой газете). 2007. 19 марта.

Козин В. Статья Россию отделили от Косово//Независимая газета. 2007.18 июня

Козин В. Статья Независимость через передел? Реализация этой схемы практически невозможна и юридически несостоятельна//Независимая газета. 2007. 27 августа.

Kozin V. Статья Solution still eludes Kosovo//Jane’s Defence Weekly. 2007. 28 November. P. 19.

Козин В. Кому выгодна «независимость» Косово и реальная ли она?//Имперский курьер (Санкт-Петербург). 2008. № 1. С. 11-14.

Козин В. СтатьяПять уроков  «независимости» Косово// Международная жизнь. 2008. № 5.С. 63-78.

Козин В. Статья «Независимость» Косово: опасный прецедент//Красная звезда. 2008. 27  марта.    

Козин В. Статья «Деликатность Запада в вопросах сокращения вооружений. Американское тактическое ядерное оружие в Европе и ЕвроПРО не делают Москву другом Вашингтона// Независимое военное обозрение, № 7. 2013.1-7 марта

Козин В. Статья «Новая» ядерная стратегия США и ее последствия для России»// Международная жизнь. 2013. Сентябрь. С.60-85.

Козин В.  Монография «Эволюция противоракетной обороны США и позиция России (1945-2013)»//Москва: РИСИ. – 2013. – 384 стр. (с иллюстрациями).

Козин В. Статья «Военная политика США: стратегический прогноз до 2075 года»// Международная жизнь. 2014. № 2, Февраль. С.44-61


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

Международной Конференции, состоявшейся в Белграде 22-23 марта 2014 года

Белградский форум за мир равноправных, Общество сербских хозяев, Клуб генералов и адмиралов Сербии и Ассоциация ветеранов Сербии, в координации со Всемирным Советом мира, провели 22-23 марта 2014 года в Белградском Центре „Сава“ Международную конференцию под названием „ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО ИНТЕРВЕНЦИОНИЗМА И ИМПЕРИАЛИЗМА“.

Конференция была организована в связи с 15-летием вооруженного нападения стран НАТО на Сербию и Черногорию (Союзную Республику Югославию).

Девиз Конференции: „ЧТОБЫ НЕ ЗАБЫЛОСЬ“.

В работе Конференции приняло участие свыше 500 общественных деятелей, ученых, специалистов по вопросам международных отношений и безопасности из 50 стран Европы и мира.

На Конференции присутствовали аккредитованные в Сербии послы и высокие дипломатические представители многих дружественных стран.

Участники Конференции отдали дань памяти людям, которые стали жертвами длившихся 78 дней бомбардировок, возложили венки к памятникам. Они выразили уважение всем жертвам противозаконной агрессии НАТО против Сербии и Черногории, бывшим военнослужащим Югославской народной армии, Федеральному правительству Югославии, Президенту Слободану Милошевичу и всем героическим защитникам Отечества. Они отметили также, что следует помнить о жертвах натовской агрессии после 1999 года, о продолжении гонений на политических и военных лидеров, защищавших свою страну и отправленных в незаконный Гаагский трибунал – Президента Милошевича и других, которые там умерли. Считая этот Трибунал незаконным, всего лишь средством натовской пропаганды и политического шантажа, участники Конференции потребовали его роспуска.

Дебаты проходили в конструктивном и толерантном диалоге по самым важным вопросам, проблемам международного мира и безопасности. Выступления были сосредоточены на том, как в условиях, когда все чаще используется политика силы, осуществляется дестабилизация в ряде стран и вызывается широкомасштабный кризис, сохранить мир и найти способы обуздания глобального интервенционизма, который несет угрозы международному правовому и политическому порядку, подталкивая мир на грань большой конфронтации.

Участники Конференции анализировали причины и последствия агрессии НАТО 1999 года, ее результаты и последствия для Сербии и Балкан, а также и глобальные последствия с точки зрения мира и безопасности в Европе и во всем мире. В связи с этим участники Конференции согласились со следующим:

Агрессия НАТО против Сербии и Черногории (СР Югославии) в марте 1999 года – это война, которая была навязана независимому, суверенному европейскому государству вследствие грубого нарушения основных принципов международного права, а прежде всего – Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта. Это была агрессия, осуществленная без согласия Совета Безопасности ООН. Поэтому она является преступлением против мира и человечности, точкой поворота к глобальному интервенционизму, грубому нарушению международного правового порядка и отрицанию роли ООН. Таким образом, агрессия была использована как модель интервенционизма, которая была впоследствии использована в агрессиях против Афганистана, Ирака, Ливии, Мали и других государств.

Чтобы скрыть истинную правовую сущность агрессии, а таким образом перед собственной и мировой общественностью избежать осуждения и ответственности, ведущие силы Запада – США, Великобритания, Франция, Германия и другие члены пакта НАТО, численностью в 19 государств, разработали целый арсенал эвфемизмов с целью придать этому злодеянию против мира и человечности какую-то легитимность.„Гуманитарная интервенция“ использовалась как прикрытие для повсеместного уничтожения населения Сербии, в том числе детей и немощных стариков и граждан старшего поколения, уничтожения экономики, инфраструктуры, в том числе школы, госпитали, пассажирские автобусы и жилые дома. Использование боеприпасов с обедненным ураном заражало природную среду, вызывая тяжкие и долгосрочные последствия для здоровья нынешних и будущих поколений.

Поскольку агрессия является преступлением против мира и человечности, а также грубым нарушением основных норм международного права, то страны-участницы НАТО несут полную юридическую ответственность за эту агрессию, включая ответственность за возмещение ущерба в размере свыше 100 миллиардов долларов США, равно как и ответственность за использование оружия с обедненным ураном и иных запрещенных средств массового уничтожения. Сербия и Черногория имеют полное право обратиться в соответствующие международные организации с иском против блока НАТО и всех входящих в нее стран, которые участвовали в агрессии, с целью реализации права на возмещение ущерба, нанесенного войной Сербии и Черногории, а также и отдельным лицам, которые стали жертвами агрессии.

Вооруженная агрессия была продолжена иными, невоенными средствами. Это проявилось в насильственной смене власти 5 октября 2000 года путем переворота, который был инициирован, финансирован и поддержан странами-членами блока НАТО; в разного рода шантажах и угрозах, направленных на то, чтобы Сербия отреклась от государственного суверенитета над краем Косово и Метохия – своей исторической и культурно-цивилизационной территории; в игнорировании резолюции 1244 СБ ООН, которая гарантировала суверенитет и территориальную целостность Сербии. Все это, в конце концов, привело к противоправному и антиконституционному одностороннему провозглашению в 2008 году независимости Косово и Метохии, которую признало большинство стран НАТО. Агрессия США/НАТО 1999 года грубо нарушила Устав ООН, Декларацию 1970 года о принципах международного права, Хельсинкский Заключительный акт, Парижскую хартию для новой Европы, пять резолюций Совета Безопасности ООН 1998-2008 годов, включая резолюции 1244 и 1785.

Сразу же по завершении военной агрессии в Косово и Метохии была создана большая американская военная база “Бондстил“ – первое и ключевое звено в цепи создания американских баз на территории Болгарии, Румынии, Польши, Чехии и других стран Восточной Европы. Агрессия НАТО против Югославии ускорила гонку вооружений, милитаризацию европейского континента и осуществление стратегии США/НАТО/ЕС „расширение на Восток“.

Агрессия против Сербии и Черногории (СР Югославии), начатая в марте 1999 гола, стала планом для глобального интервенционизма США/НАТО/ЕС. На практике это означает готовность США, НАТО и Запада по своему усмотрению вмешиваться военным и иным образом в дела других, если они считают, что это отвечает их экономическим и стратегическим интересам. Свержение законно избранных правительств и замена их ручными марионеточными режимами стали неотъемлемой составной частью т.н.”демократического процесса”.

НАТО всегда действовала как агрессивный военный союз, который служил экспансии, империалистичеким и неоколониальным целям ведущих западных держав. Солидный опыт, накопленный до настоящего времени, свидетельствует, что стратегия глобального интевенционизма НАТО оставляет после себя хаос в международных отношениях, гигантские человеческие жертвы, разобщение, долговременную нищету и страдания во всех странах и регионах, которые стали  непосредственными жертвами подобной политики.

НАТО ответственна за опустошение международного юридического порядка, за деградацию ООН, инициирование гонки вооружений, милитаризацию Европы, внедрение кризисов в отдельных странах и регионах по всему земному шару. Поэтому стратегия НАТО идет против целей мира и безопасности, вступает в противоречие с демократическими и цивилизационными ценностями, она нарушает фундаментальные права человека. Такой альянс не является местом для миролюбивых государств, которые видят свои интересы в соответствии с международным правом и системой ООН. Вот почему участники конференции призвали к роспуску НАТО в качестве пережитка холодной войны, к отказу от политики открытого интервенционизма, а также к уважению свободы, независимости и равенства всех стран и народов.

Экспорт демократии и навязывание культурно-цивилизационных образцов уже стали привычными моделями поведения всех держав Запада, прежде всего США, в их стремлении управлять миром по собственным стандартам и в соответствии со своими эгоистичными интересами. Навязывание политических и культурно-цивилизационных образцов является актом насилия над реальностью, который почти всегда приводит к конфликтам, внутренним волнениям, глубоким распадам и расслоениям и надолго нарушает мир во всем мире, а в то же время представляет собою не что иное, как усовершенствованное прикрытие постоянных военных вмешательств извне. В соответствии с этой моделью произошли так называемые „цветные революции“ в Грузии, Венесуэле, на Украине и узурпированная „арабская весна“, которая разорила и на многие десятилетия отбросила назад такие страны, как Ливия, Египет и Сирия.

Стратегия интервенционизма включает несколько мотиваций и целей. Это контроль над природными богатствами и средствами развития, перераспределение ресурсов и геополитическая перекомпоновка мира вопреки и в ущерб предполагаемому главному геополитическому противнику. Таким образом, США/НАТО/ЕС вызвали и кризис на Украине, конца которому еще не видно. Можно сказать, что украинский кризис – это наибольшая угроза миру со времени окончания холодной войны. Вместо того, чтобы рассматривать Украину как самое естественное связующее звено между Россией и Европой, Запад своим вмешательством все делал для того, чтобы она была искусственно выведена из естественного культурно-цивилизационного и геополитического пространства, а была полностью притянута к Западу. Совершая это, Запад не принимал в расчет, что это может привести к внутреннему конфликту внутри самой Украины и что этим будут поставлены под угрозу жизненные интересы России.

Такая опасная геополитическая игра Америки, НАТО и ЕС против России, как война чужими руками за счет Украины с красивым, но фальшивым оправданием, что она ведется во благо украинцев и их демократической социальной структуры, отражает полное пренебрежение к последствиям для жизненных интересов Украины, ее народа, для мира и безопасности в Европе и мира в целом. Участники Конференции высказались за мирное политическое решение проблем Украины, без вмешательства и давления со стороны, за решение, которое гарантирует соблюдение воли народа этого государства и уважение роли его как моста между Востоком и Западом. Такое решение предполагает отказ от пагубной стратегии расширения на Восток, которая уже привела к дестабилизации в Европе. Участники Конференции выразили удовлетворение, что народ Крыма использовал свое право на самоопределение, что привело к его воссоединению с Россией.

Участники Конференции выразили также надежду на сохранение суверенитета и территориальной целостности Сербии, решение вопроса о статусе Косова и Метохии в соответствии с Резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН. Они поддержали следующие требования: свободное, безопасное и достойное возвращение 250 000 изгнанных сербов и других неалбанцев в свои дома на территории Косова и Метохии; реституцию узурпированной частной, церковной, государственной и общественной собственности; восстановление 150 разрушенных церквей и монастырей Сербской Православной Церкви, сотен разрушенных и оскверненных сербских кладбищ и тысяч сожженных домов; проведение эффективного расследования дел, связанных с торговлей человеческими органами, выяснение судеб всех похищенных и пропавших без вести сербов Косова и Метохии, а также выявление и привлечение к судебной ответственности преступников за все другие преступления против сербского народа, за которые до сих пор никто не понес ответственности и даже не был обвинен в их совершении.

Участники Конференции приветствовали полезную инициативу Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которой 2014 год объявлен годом международной солидарности с народом Палестины. Считая, что эта инициатива заслуживает мощной поддержки миролюбивых сил всего мира, на Конференции были высказаны требования, чтобы оккупационные силы Израиля незамедлительно покинули все палестинские территории, чтобы было восстановлено независимое Палестинское государство в границах июля 1967 года, с Восточным Иерусалимом в качестве столицы, чтобы палестинские беженцы имели право на возвращение, в соответствии с Резолюцией 194 ООН, и чтобы все находящиеся в тюрьмах палестинцы были освобождены из тюрем. Исполнение этих требований отвечает жизненным интересам народа Палестины и установлению справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

Участники выразили солидарность с народами Латинской Америки в их усилиях сохранить свободу, независимость и суверенитет от агрессивной империалистической стратегии США. Участники Конференции высказали также требования закрыть военную базу в Гуантанамо, снять блокаду против Кубы и освободить пятерых кубинских политических заключенных из американских тюрем.

Отвергая политику, представляющую угрозы миру и безопасности, участники Конференции осудили планы и акции, которые направлены на дестабилизацию Боливарской Республики Венесуэлы. Скоординированные насильственные акции в Каракасе и других местах Венесуэлы – это результат стратегии местных олигархов и внешних сил, направленной на то, чтобы ослабить функционирование легально назначенного правительства и навязать политические перемены по своему выбору, но против интересов народа Венесуэлы путем саботажа, насильственных провокаций и шантажа. Осуждая такие явления, участники Конференции выразили солидарность с народом Венесуэлы и поддержку его мужественных усилий, направленных на  сохранение свободы, достоинства и суверенитета Венесуэлы с тем, чтобы он определил свое собственное будущее.

Участники выразили обеспокоенность из-за системно организованного пересмотра истории Европы ХХ века, особенно из-за ревизии итогов Первой и Второй мировых войн. Это может способствовать империалистическим устремлениям по перекраиванию международных границ, что ведет к непредвиденным последствиям. Была осуждена поддержанная Западом реабилитация фашизма, равно как и стремление приравнять коммунизм к нацизму.

Участники Конференции посвятили большое внимание мировому капиталистическому экономическому кризису, который привел к невиданному социальному расслоению и обнищанию населения нашей планеты, а также к искусственно спровоцированному долговому кризису в ряде процветавших ранее стран – таких, как Греция, Испания, Португалия, Италия и Кипр. Глобальный кризис возник, прежде всего, в странах, которые провозгласили себя составляющими центр мировой цивилизации и имеющими наиболее передовой социальный порядок – такой, который не предполагает места для серьезных социальных конфликтов и столкновений. Ключевыми показателями такого кризиса являются: массовая безработица, особенно среди молодежи, высокая задолженность государств, падение экономической активности и т.д. Участники Конференции поддержали подлинно народные протесты против упомянутых явлений.

Очевидно, что Европе и бóльшей части остального мира навязана неолиберальная культурно-политическая и экономическая модель, которая не функционирует. В поисках выхода из такого всеобщего тупика наиболее мощные страны мира пытаются перенести тяжесть кризисного периода переложить на другие народы и страны, относящиеся, как они выражаются, к «мировой периферии», но ведущие борьбу за достижение победы за глобальный престиж, разрушая при этом старые цивилизации и насильно свергая правящие неугодные им режимы. Все это делает международную арену конфликтной и весьма пригодной для возникновения всех типов конфликтов – от внутренних и региональных до глобальных.

Участники Конференции с озабоченностью констатировали, что в Европе размещены американские средства передового базирования в виде противоракетных систем, тактического ядерного оружия и обычных сил, которые дестабилизируют обстановку на региональном и глобальном уровнях.

Мировой экономический кризис невозможно преодолеть дополнительным печатанием новых триллионов долларов и небольшими изменениями в существующей системе. Это можно преодолеть путем отказа от неолиберальной концепции и строить новое, гуманное общество социальной справедливости, равноправия, с лучшими условиями жизни для каждого человека и всех народов на планете. В центре новой системы общественных отношений должен быть человек с его экономическими, социальными, культурными и гуманитарными потребностями, а не прибыль и эгоистические интересы так называемой экономической и политической элиты.

В рамках Международной конференции был также проведен Форум молодежи, на котором отмечалось, что мировой кризис, глобализация и интервенционизм ставят под угрозу, прежде всего, права и перспективы представителей молодого поколения. В некоторых странах Европы и мира молодые люди до 30 лет составляют около 60% общего числа безработных. Молодежь требует неотложных перемен в общественных отношениях, включая и международный уровень, которые бы обеспечивали активное включение молодых людей в экономические, политические и общественные процессы, позволяли бы им на себя брать ответственность за собственное будущее на национальном и международном уровнях. Молодежь выступает за общество социальной справедливости и за универсальные права человека – такие, как: право на труд, бесплатное образование, социальные гарантии, защита здоровья. Молодежь высказывается за демократизацию международных отношений, за уважение международного права, осуждает гонку вооружений, милитаризацию и неоколониализм.

Только освобожденный от господства империализма и милитаризма мир имеет шансы избежать военных катаклизмов. Глобальный экономический кризис и его последствия для народных масс делают очевидной необходимость изменить систему, которая представляет собой источник эксплуатации, бедности и войн. Абсолютно неприемлемым и противоречащим международному праву является то, что такие региональные центры силы, как НАТО и Европейский Союз, навязываются в качестве замены Совета Безопасности ООН.

Единственное легитимное международное сообщество – это Организация Объединенных Наций, а не самоизбранные члены каких бы то ни было региональных группировок. Мы должны бороться за то, чтобы международное право имело универсальный характер и в равной степени налагало обязанности на страны большие и малые, развитые и развивающиеся. Мы должны еще решительнее бороться за сохранение таких завоеваний цивилизации, как свобода, нравственность и достоинство, категорически отвергая все суррогаты корпоративного капитализма и империализма, предлагаемые военно-промышленным комплексом и финансовым капиталом.

Участники Конференции подчеркнули, что для достижения этих целей необходимы активные действия по мобилизации всех миролюбивых сил, чтобы противостоять и отвергать любого рода военные и завоевательные амбиции против каких бы то ни было стран – независимо от их лидеров. Наряду с этим нужно мобилизовать все силы для установления демократических международных отношений на принципах Устава ООН, положений международного права и строгого уважения неприкосновенности и независимости всех стран, их территориальной целостности и невмешательства в их внутренние дела. Такой мир измерялся бы человеческим измерением. В эту великую утопию стоит верить и за нее упорно бороться – вот главный наказ данной Конференции.

Участники выразили искреннюю благодарность сербским организаторам встречи за исключительно отличный уровень проведения международной Конференции, а также за оказанное всем участникам гостеприимство.