Французский вектор внешнеполитического курса Казахстана

Аналитика
Первоочередными задачами такого сотрудничество является сокращение энергозависимости ЕС от России

В последние годы динамично развиваются двусторонние контакты между Казахстаном и Францией. С 2008 г. партнерским отношениям двух республик был придан стратегический статус. Только за 2012-2013 гг. были проведены встречи профильных министров (в оборонной, экономической, культурной сферах), в том числе глав внешнеполитических ведомств, представителей бизнес-сообществ. В ноябре 2012 г. Н. Назарбаев встретился с Ф. Олландом в Париже. В 2013 г. ожидался ответный визит французского лидера.

Объем двусторонней торговли в 2012 г. достиг 6 млрд дол. Тем не менее, по сведениям Агентства по статистике РК, за январь-сентябрь 2013 г. взаимный товарооборот сократился на 16% (до 4,54 млрд дол.). К числу приоритетов двустороннего экономического сотрудничества относится добыча и поставка углеводородов.

Нефтегазовый сектор

Французская компания Total представлена в северокаспийском консорциуме North Caspian Operating Company по разработке месторождения «Кашаган». После увеличения доли казахской монополии «КазМунайГаз» в проекте в 2008 г. участие французов сократилось до 16,81% (на 1,71%). В сентябре 2013 г. была получена первая каспийская нефть, однако после двух аварий на трубопроводной системе месторождения добыча была приостановлена. Возобновление работ ожидается в конце декабря 2013 г.

Также французские компании Total и Gaz de France-Suez участвуют в разработке другого месторождения на севере Каспия – Хвалынское (17% и 8% соответственно), совместно с Лукойл (50%) и НК «КазМунайГаз» (25%). Планируемая дата начала добычи газа – 2016 г.

До недавнего времени GDF-Suez рассматривалась в качестве одного из возможных инвесторов в строительство трубопровода Эскене-Курык, входящего в Казахстанскую каспийскую систему транспортировки. ККСТ предназначалась для танкерных поставок казахстанской нефти в Европу через Каспий, Азербайджан и Грузию. Однако в настоящее время программа приостановлена.

Не удалось реализовать и другой инфраструктурный проект: в мае 2013 г. в западных СМИ появилась информация о намерении GDF приобрести 9% в проекте «Nabucco West», который в перспективе мог бы стать продолжением каспийского трубопровода, против которого решительно выступают Россия и Иран. Однако 28 июня 2013 г. стало известно, что оператор азербайджанского месторождения «Шах Дениз II» в качестве транспортировочной системы предпочел другую ветку – Трансадриатический газопровод, разрабатываемый швейцарской компанией «Axpo», немецкой «E.ON» и норвежской «Statoil».

Несмотря сложности с расширением своего присутствия в нефтегазовом секторе Казахстана, Париж сохраняет заинтересованность в каспийском сырье как на национальном уровне, так и в рамках общеевропейской энергетической стратегии по диверсификации поставок газа и нефти, а также уменьшения энергозависимости ЕС от Москвы.

Мирный атом

Франция – приоритетный партнер Казахстана в атомной сфере. На базе СП (доля французов – 49%) к 2014 г. французская Areva создает производственную линию по выпуску тепловыделяющих сборок (ТВС) на Ульбинском металлургическом заводе, мощностью 400 т в год. Реализация продукции будет возложена на созданное в 2009 г. казахстанско-французскую IFASTAR. Наряду с этим в Казахстане Areva разрабатывает один из 10 крупнейших в мире урановых рудников – Торткудук (доля - 51%).

Таким образом, текущие двусторонние проекты в сфере мирного атома позволяют Парижу получить доступ к казахстанским урановым месторождениям и зарезервировать для своих нужд дополнительное количество готового топлива для АЭС. В свою очередь, Астана осваивает французские ядерные технологии, рассматривая Францию в качестве альтернативного России партнера в создании на национальной промышленной базе полного ядерного топливного цикла. Хотя именно на российских предприятиях РК по-прежнему осуществляет ключевой процесс этого цикла – обогащение урана.

Космическая сфера

Другая высокотехнологичная сфера двустороннего сотрудничества –  космос. С 2006 г. на базе СП «Галам» (доля НК «Казахстан Гарыш Сапары» - 72,5%, европейской EADS Astrium – 27,5%) ведутся работы по изготовлению космической системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Два уже созданных космических аппарата ДЗЗ (высокого и среднего разрешения) планируется запустить в 2014 г. Собственная система зондирования, как сообщается, позволит Казахстану значительно повысить эффективность исследований в сфере метеорологии и добычи полезных ископаемых. Другой совместный проект – строительство с 2008 г. в Астане сборочно-испытательного комплекса (СбИК) – высокотехнологичного предприятия полного цикла по проектированию, сборке и испытанию космических аппаратов. Пуск объекта намечен на вторую половину 2015 г.

Сотрудничество с европейскими аэрокосмическими компаниями позволяет Казахстану восполнить пробел в некоторых технологиях и обеспечить подготовку национальных кадров на базе космических центров Европы. Регулярно с января 2011 г. молодые специалисты из республики проходят многоэтапное обучение на французских аэрокосмических предприятиях. На ноябрь 2013 г. уже третья учебная группа технических работников СП «Галам» проходит производственную стажировку во французском испытательном центре Interspace (г. Тулуз). Общее число стажеров – 17, причем 15 из них обучаются по грантам президентской стипендии «Болашак».

Правда, многие отраслевые специалисты, ссылаясь на недостаточный технологический, кадровый и финансовый потенциал, пока скептически воспринимают перспективы Казахстана в части создания собственных спутников и, тем более, организации самостоятельных космических стартов.

Военно-техническое сотрудничество

Франция – партнер республики в области ВТС. В рамках совместного предприятия «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» налажена крупноузловая сборка малых многоцелевых вертолетов ЕС-145 (до 10 единиц в год). По франко-казахскому соглашению 2010 г. ожидается поставка Министерству обороны и МЧС республики 45 машин до 2016 г. К 2015 г. планируется организовать крупноузловую сборку и обслуживание на территории Казахстана многоцелевых (легких) ударных вертолетов ЕС-645Т2. С сентября 2011 г. функционирует СП «Талес Казахстан Инжиниринг», специализирующееся на выпуске радиостанций военного назначения.

Совместные проекты в этой области идут в фарватере общей натовской стратегии по расширению контактов с центральноазиатскими республиками, а также по сохранению военного присутствия в регионе после 2014 г. Наряду с портом Актау, который используется американцами в рамках Северной сети поставок, вторым трансмодальным центром государств НАТО в РК стал аэропорт Шымкента, полученный французами в аренду в январе 2013 г. Взамен прав на использование аэродрома, французская сторона приняла на себя обязательства по модернизации его инфраструктуры. Астана, очевидно, проявляет заинтересованность в создании на базе Шымкента международного логистического хаба.

Транспорт и иные направления

Интересы французской стороны распространяются и на иные сферы двустороннего сотрудничества. В период 2009-2012 гг. странами реализовано 7 крупных инвестиционных проектов: СП по производству деталей для французских аэробусов в Усть-Каменогорске, завод по производству молочной продукции компании «ДАНОН» в Алматинской области, цементный завод в Жамбылской области, налажено производство препарата «Эссенциале» на базе АО «Химфарм», запущено производство металлургического кремния в Усть-Каменогорске и Астане, создан Казахстанско-французский центр трансферта технологий, а также построена газотурбинная электростанция на месторождении Акшабулак. Кроме того, Казахстаном и Францией созданы Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству и Казахстанско-французский деловой совет, в который вошли 68 казахстанских и французских бизнесменов.

В декабре 2012 г. при участии главы государства Н. Назарбаева в Астане было открыто франко-казахское предприятие по производству железнодорожных локомотивов. Согласно контракту между НК «Казахстан Темир Жолы» и французской компанией «Alstom», планируется поставка 295 машин казахстанской монополии на сумму 1,3 млрд дол. В свою очередь, французская сторона вложила в строительство астанинского завода более 50 млн евро.

В марте 2013 г. КТЖ и СП «КазЭлектроПривод» (с Alstom) заключили новое соглашение – о поставке 10 000 стрелочных переводов на базе Алматинского вагоноремонтного завода до 2023 г. Сумма контракта – 90 млн евро. Подписание новых договоренностей было приурочено к визиту министра иностранных дел Франции Л. Фабиуса.

Франко-казахские отношения следует рассматривать в контексте общей стратегии ЕС и НАТО в отношении Центральной Азии. Первоочередными задачами такого сотрудничество являются диверсификация поставок углеводородов и, соответственно, сокращение энергозависимости от России, расширение западного присутствия в сфере безопасности в регионе в условиях вывода натовского контингента из Афганистана, укрепление позиций Запада в центральноазиатских республиках в острой геополитической конкуренции с Россией и Китаем. В свою очередь Астане в рамках многовекторного внешнеполитического курса важно сбалансировать растущее китайское присутствие в национальной экономике и влияние России и получить доступ к французским технологиям и инвестициям.