Воздействие инвестиционного климата на национальную конкурентоспособность

Аналитика

Доклад на конференции «Конкурентоспособность России в XXI веке: вызовы для национальной безопасности», состоявшейся в РИСИ 8 ноября.

В своем докладе я хочу рассмотреть такой фактор национальной конкурентоспособности как инвестиционный климат и, в частности, принимаемые меры по его улучшению. В этом году вопросам улучшения инвестиционного климата уделялось существенное внимание со стороны наших государственных органов, что было вызвано включением данной тематики в предвыборную программу Президента РФ, а затем в долгосрочную экономическую политику страны.

Надо отметить позитивность данной позиции – повестка дня  для рассмотрения вопросов, необходимых для улучшения отечественного инвестиционного климата, крайне обширна, а его нынешнее состояние является очевидным фактором, негативно влияющим на экономику страны и ее конкурентоспособность. Однако те формы, которые начинают принимать предпринимаемые различными государственными ведомствами программы по улучшению инвестиционного климата, заставляют задуматься об их эффективности.

Во-первых, не совсем понятна привязка только к одному из международных рейтингов, пусть и достаточно авторитетному, а именно Doing business от Всемирного банка. Напомню, что стоит задача повышения позиции России в этом рейтинге со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.

Любой рейтинг, а тем более основанный на формальных критериях, имеет свои недостатки в виде ограниченности принимаемых факторов и охвата практики разных регионов страны в ходе исследования. Тот же Doing business оценивает ситуацию только в Москве, где, как правило, государственное администрирование находится на более высоком уровне чем в среднем по стране, и, что признают даже представители Всемирного банка, не характеризует общую ситуацию, а лишь дает оценку на основе отдельных, пусть и важных, факторов инвестиционного климата, которые могут быть оценены стоимостно или в сроках согласно нормативных актов.

При этом существуют и другие не менее авторитетные исследования, как, например, рейтинг Всемирного экономического форума, где положение России за прошлый год даже ухудшилось: она опустилась на одно место - до 67. И хотя он также субъективен, но составляется на основе опросов экспертов, то есть уже лишен формальности и лучше отражает общую ситуацию. В результате, основными проблемами инвестиционного климата, согласно ему являются: коррупция, неэффективность государственного аппарата, сложность с доступом к финансированию, высокий уровень налоговой нагрузки и кадровый голод, что, на наш взгляд, объективней характеризует ситуацию, сложившуюся сейчас в стране.

Тем не менее, в государственную политику включено, что оценка действий Правительства РФ и соответствующих ведомств в данной области будет оцениваться исключительно по динамике позиций России в рэнкинге Всемирного банка со всеми его ограничениями и недостатками.

Все это дает основания опасаться, что в действительности вместо реального улучшения инвестиционного климата у нас произойдет формальное изменение форм и методов государственного администрирования, причем только в тех сферах, которые будут влиять на позиции в выбранном рейтинге, а остальным вопросам, возможно, даже более важным, будет уделяться лишь второстепенное значение.

Так, поставлены задачи по сокращению сроков подключения к сетям энергоснабжения, сдачи отчетности предприятиями, пересечения границ грузами и получения разрешений на строительство.

Что будет с остальными вопросами, как, к примеру, прогнозируемости изменений в той же налоговой сфере, где постоянно анонсируются различные новшества и прогнозируется увеличение налоговой нагрузки предприятий, остается неизвестным.

Чтобы проиллюстрировать ситуацию обратимся к результатам исследований Всемирного банка за 2012г., где мы поднялись на восемь позиций со 120 на 112 место.

За счет чего же удалось этого достичь? Существенный рост зафиксирован только по одному из десяти показателей – в сфере налогообложения, что стоит рассмотреть более внимательно.

Как видно из данных отчета Всемирного банка у столь большого роста есть две основные причины:

1. Упрощение процедуры регистрации предприятий (количество процедур снизилось на одну, несколько сократились и сроки регистрации)

2. Сокращение сроков, необходимых для осуществления налоговых процедур за счет перевода (в том числе и принудительного) налогоплательщиков на электронную систему подачи отчетности

В этой связи возникает вопрос о том, насколько такие изменения в действительности повлияют на общий уровень инвестиционного климата.

 Как отмечают многие представители бизнеса – практически незаметно. Необходимо отметить, что политика перевода предприятий на электронные формы отчетности ведется налоговой службой уже несколько лет и, по большому счету, никак не связана с новой программой улучшения инвестиционного климата. И, соответственно, не является результатом этой новой правительственной программы.

Перевод осуществляется как в принудительном порядке – путем закрепления определенных норм в законодательстве, так и в условно добровольном, практика которого также известна. И в любом случае, как отмечает малый бизнес, времена, когда можно было подать налоговые документы только в печатном виде давно прошли – уже много лет обязательно предоставление электронных копий деклараций, что требует и соответствующей вычислительной техники и прикладных программ.

Более того, частые изменения форм и методов администрирования – тех же налоговых деклараций, или, к примеру, недавнего перевода контроля за пенсионными перечислениями из ведомства налоговой службы, создают гораздо больше проблем, в силу, к примеру, частого запаздывания с подготовкой и согласованием подзаконных актов, которые и определяют эти формы.

В любом случае наше предпринимательское сообщество уже приспособилось к существующей практике в налоговой сфере и снижение, к примеру, времени регистрации предприятий на несколько дней кардинально не изменят ситуацию с инвестиционным климатом. Тем более что налоговая служба уже заявляет о необходимости внесения изменений в процедуру регистрации, не в лучшую, естественно, для бизнеса сторону, необходимую ей для борьбы с фирмами-однодневками.

В то же время одна из главных проблем в сфере налогообложения – это его уровень, который выше чем в ближайших странах, в том числе и партнерах по таможенному союзу, что создает проблемы для привлечения иностранных инвестиций. Для среднего и малого бизнеса стоит вопрос о несправедливости распределения нагрузки, что касается в первую очередь социальных налогов, где она снижается для высоких заработных плат, то есть крупных организаций.

Более того, постоянно увеличивается сложность самого налогового регулирования, где решения государственных органов не имеют обоснования с точки зрения улучшения бизнес климата. Так с 2013г. все предприятия будут вновь вынуждены вести бухгалтерский учет, который малый бизнес после введения упрощенной системы не вел уже несколько лет, что естественным образом увеличит и сложность учета и расходы предприятий. До сих пор не ясна ситуация с пенсионными отчислениями, хотя они также напрямую затрагивают и предприятия, и их работников.

Можно привезти еще множество примеров, но все они говорят об одном - проблема низкого уровня инвестиций не может быть решена только за счет принятия мер в рамках одного достаточно узкого и формализованного исследования. Отток капитала и низкий уровень инвестирования, наблюдаемые в последние годы, вызваны не только и не столько сроками регистрации предприятий или времени, необходимого для подачи налоговых деклараций и т.п., а низким уровнем защиты собственности, высокой коррупцией, существенной долей государства на рынке, высоким и несправедливым уровнем налоговой нагрузки и так далее.

Поэтому, на наш взгляд, необходим разработка собственных параметров оценки проблем инвестиционного климата и осуществление на их основе мер, направленных на улучшение этот составляющей национальной конкурентоспособности. Важно, чтобы государственная политика в этом вопросе не основывалась на ложных ориентирах и, в результате, привела к отсутствию сколько-либо значимых реальных результатов.