Перспективы присоединения стран ЦВЕ к зоне евро

Аналитика
Состоявшаяся 16-17 декабря 2010 г. в Брюсселе очередная встреча руководителей государств и правительств Евросоюза показала, что противоречия в этом интеграционном объединении нарастают.

Лушников О.Е.

старший научный сотрудник Отдела международных экономических исследований,

кандидат экономических наук

Состоявшаяся 16-17 декабря 2010 г. в Брюсселе очередная встреча руководителей государств и правительств Евросоюза показала, что противоречия в этом интеграционном объединении нарастают. Руководители Великобритании, Германии и Франции на этой встрече договорились о подготовке экономического плана, который должен содействовать сокращению различий в условиях экономического развития стран ЕС, а также воспрепятствовать повторению долговых кризисов, которые в настоящее время сотрясают Европу. Суть предложения состоит в том, что при разработке и утверждении нового бюджета ЕС на 2013-2020 гг. Еврокомиссия заморозит расходы ЕС, в результате чего такие страны, как Чехия, Венгрия и Польша лишились бы значительных дотаций из европейского бюджета и вынуждены были бы сокращать темпы своего экономического роста. Более всего представителей стран ЦВЕ рассердило то, что в этих планах грандов Евросоюза было решено не затрагивать дотации сельскому хозяйству Франции, которые составляют 40% расходов союзного бюджета. Планируемое сокращение дотаций новым членам ЕС в наибольшей степени затронет Польшу, которая в 2009 году получила на 6,5 млрд. евро больше, чем внесла в бюджет ЕС. Премьер-министр Польши Д.Туск уже заявил, что его страна будет протестовать против подобных проектов.


Премьер Чехии П.Нечас сказал, что Чехия не присоединится к такому предложению, т.к. оно носит явно дискриминационный характер в отношении новых членов ЕС. Если этот проект будет принят, то по подсчетам чешских экспертов, доля финансирования постепенно сократилась бы с 1,23% ВВП Евросоюза в 2013 году до 0,8% ВВП в 2020 году.


Возмущение восточно-европейских партнеров можно понять, т.к. обвинения, звучащие из уст представителей развитых стран ЕС в том, что они фактически финансируют долги стран ЦВЕ, т.е. по сути вынуждены содержать их за свой счет, как сказала А.Меркель, по меньшей мере не корректны. По данным на конец 2009 года госдолги стран ЦВЕ были намного меньше, чем в других странах ЕС. Так в Италии он равен 115,8% ВВП, Греции – 115,1%, Франции – 77,6%, Германии – 73,2%, Великобритании – 68,1%, в то время как из стран ЦВЕ только Венгрия имеет госдолг, не соответствующий Маастрихту – 78,3%, у Польши этот показатель был равен 51%, Словакии - 35,7%, Чехии – 35,4%, Румынии – 23,7%.


В посткризисных условиях страны ЦВЕ в своем большинстве приняли решение не форсировать присоединение к зоне евро, т.к. опасаются отрицательных последствий этого шага для своих экономик. Когда накануне саммита в Брюсселе А.Меркель заявила о необходимости ускорения процесса присоединения стран ЦВЕ к еврозоне, из Польши, Чехии, Венгрии и Болгарии раздались недовольные голоса, упрекавшие главу немецкого правительства в давлении на свободные государства. Еще раньше президент Чехии В.Клаус говорил, что транзитные государства не должны спешить в зону евро, т.к. движителем валютной интеграции является политическая, а не экономическая мотивация. Во время частного визита в Москву 11 ноября 2010 г. в своей речи по случаю вручения ему премии «Альфа Банка» за лучшую иностранную инвестицию в России чешский президент открыто признал, что преимуществом Чехии в период мирового экономического кризиса в 2009 году была собственная валюта. Если бы Чехия уже была частью еврозоны, сказал В.Клаус, ВВП страны сократился бы не на 4%, а еще сильнее.


Многие эксперты, отмечая экономическую устойчивость Польши в период кризиса, также подчеркивают, что это стало возможным в первую очередь потому, что страна не была перегружена плохими долгами и что она сохранила свою валюту, имея возможность девальвировать ее и тем самым способствовать росту экономики.


Европейские аналитики полагают, что меры, рекомендуемые отстающим членам еврозоны по выходу из долгового кризиса, носят главным образом ограничительный характер и приносят лишь временное облегчение. В то же время, сокращение бюджетных расходов ведет к подрыву возможностей роста производства и экспорта, а потому не позволяет выйти из кризиса на солидной основе.


В этих условиях все больше стран ЦВЕ пытаются отодвинуть сроки реализации присоединения к зоне евро. Так, Польша уже перенесла это время на 2012 год, Венгрия – на 2014 год, а Чехия – на 2015 год. Из некоторых стран ЦВЕ слышатся голоса о том, а нужно ли им вообще вступать в эту зону. Думается, однако, что этими экспертами движут скорее эмоции, чем глубокое осмысление ситуации. Ведь, подписывая в 2004 году соглашение о вступлении в Евросоюз, страны ЦВЕ не согласовали для себя исключение на постоянной основе из правила о введении евро, а потому не имеют право отвергнуть единую европейскую валюту.


Тем не менее, нынешний экономический и долговой кризис в Европе поставил в повестку дня вопрос о дальнейших перспективах еврозоны и участия новых членов в ней. В случае продолжения в течение длительного времени кризисных явлений и распространения их на все новые страны, судьбы валютной интеграции станут все более неопределенными и возникнет угроза превращения валютного союза в альянс спонсоров с банкротами, чего так опасается глава правительства Германии.