Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования

Новости

13 апреля 2012 года в Татарстане состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования», организатором которой выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.

На заседание собрались эксперты, занимающиеся проблемой этнолингвистического конфликта (председатель Общества русской культуры Татарстана, профессор А.Салагаев, руководитель Приволжского центра РИСИ Р.Сулейманов, председатель Общества ревнителей истории В.Ордынский и др.), а также представители системы образования в Татарстане: заведующая отделением русской филологии Казанского федерального университета (КФУ) Р.Мухаметшина, заведующая кафедрой современного русского языка и методики преподавания КФУ Н.Фаттахова, директор Многонациональной воскресной школы М.Хухунашвили, известный педагог с многолетним стажем работы заместитель директора казанской школы №143 Л.Курамшина, директор Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Д.Исхаков, директор Центра русского фольклора г. Казани А.Смирнов и др.

На заседании высказывались мнения о том, что этнолингвистический конфликт в Татарстане – «это не конфликт между русскими и татарами, а конфликт между русскоязычным населением и региональными органами власти по поводу права обучать своих детей русскому языку и русской литературе в том же объеме, что и по всей России». Дело в том, что в Татарстане школьная программа предусматривает меньшее количество учебных часов для изучения русского языка и русской литературы по сравнению с другими регионами России. Это приводит к падению грамотности среди русской молодежи Татарстана. Конфликт обостряется стремлением русского населения отстоять право на изучение своего родного языка в том же объеме, что и в других регионах России (например, 16 апреля 2011 г. состоялся митинг в защиту русского языка) и восприятием этих стремлений татарской общественностью как тенденции к ущемление татарского языка и татарской культуры.

За истекший год наметилось расширение прерогатив такого учебного предмета как татарский язык в системе школьного и дошкольного образования, так в школах был введен обязательный государственный экзамен по татарскому языку в 9 классе, а уроки татарского языка появились в детских садах региона в обязательном порядке.

На данном заседании 13 апреля в Казани представители русскоязычной общественности предложили разрешить проблему за счет предоставления права родителей выбирать, что их детям изучать в школе. «Федеральный закон об образовании дает право выбирать тот стандарт образования, который родители считают приемлемым для своих детей. В Татарстане у родителей такого выбора нет, а региональные чиновники сами решают, что лучше всем детям, выбирая из нескольких стандартов образования только один для всех» - считает Е.Беляева.

Представители татарской общественности высказали свое неудовольствие в связи с очевидной унизительностью практики преподавания татарского языка, «языка Г.Тукая и М.Джалиля» принудительно. Тем более, что результаты Всероссийской переписи населения 2010 г. говорят о том, что из 5 млн. 301 тыс. 649 российских татар 1 млн. 20 тыс. 931 татарина не владеют татарским языком (19,2% от всех татар).

Эксперты-педагоги предложили решать проблему комплексно и осторожно путем спокойного обсуждения ее на разных дискуссионных площадках в виде конференций и круглых столов чтобы «этнолингвистический конфликт в Татарстане, не дай Бог, не превратился в этнический».

Как считают эксперты, единственный способ разрешить эту проблему –необходимость федеральному центру потребовать от региональных властей элементарного исполнения федерального законодательства об образовании, которое предоставляет родителям право выбирать тот стандарт образования, который они считают для себя приемлемым. Поскольку итогом действующего ныне стандарта, по мнению экспертов, стали нулевые знания по татарскому языку и значительное, по сравнению с другими регионами, падение грамотности среди русской молодежи Татарстана. Все это способствует оттоку русского населения из Татарстана.