Будущее развития Арктики – глобальный проектный менеджмент

Мероприятия
23-24 октября 2014 г. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в очередной раз стал площадкой для диалога представителей научной среды, бизнес сообщества и органов власти, – всех тех, кто заинтересован в эффективной реализации практических проектов в российской Арктике. В рамках VМеждународного форума «Во славу Флота и Отечества!» прошла конференция «Арктические проекты – сегодня и завтра», организованная Ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», участие в которой приняло свыше 200 специалистов из российских регионов Арктической зоны, а также из  Норвегии, Финляндии, Швеции, Франции, Голландии и Сингапура. От РИСИ в работе конференции принял участие заместитель директора И.В. Прокофьев и сотрудники Арктического РИАЦ.

Приветственные обращения и приоритетные темы для дискуссии прозвучали от губернатора Архангельской области Игоря Орлова, ректора САФУ Елены Кудряшовой, депутата Госдумы РФ, члена комитета по энергетике Андрея Крутова, а также научного руководителя Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, почетного доктора САФУ Анатолия Золотухина.

По оценкам докладчиков, Арктические проекты могут принести грандиозные социально-экономические эффекты для населения приарктических территорий, в частности способны создать до 1 млн. рабочих мест, но успешная их реализация напрямую зависит от создания национального интегратора, координирующего деятельность стейкхолдеров. Кроме того, существует значительная потребность в инвестиционных ресурсах (по оценкам порядка 25 млрд. долларов в год) не только в разведку, но и в развитие инфраструктуры.

Активно обсуждался вопрос о перспективах появления российских аналогов зарубежного оборудования, задействованного на промышленных и транспортных предприятиях. По словам депутата Госдумы, по некоторым позициям зависимость от импорта достигает 90 процентов, но отечественные судостроители, машиностроители делают оптимистические прогнозы по замещению иностранных комплектующих. План Министерства промышленности и торговли РФ по импортозамещению включает 45 позиций и его выполнение возможно только с учетом господдержки: субсидирования процентных ставок, налоговых льгот, упрощения таможенных процедур и проектного финансирования. По ряду позиции – таких как движительно-рулевые колонки, пропульсивные системы, перспективные вертолетные комплексы и др.  российские разработчики  вне конкуренции, но очень важно обеспечить переход от штучного производства к серийному, позволяющий изготавливать качественнее, дешевле и быстрее.

Дискуссионные вопросы вызывают и последствия применяемых в отношении России санкций, но, по словам А. Золотухина, «санкции работают на уровне оборудования и технологий, но не работают на уровне связей. Таких международных связей, как сегодня, у нас еще никогда не было. Иностранные агентства, университеты приглашают наших специалистов. Обмен идеями запретить нельзя». Яркой иллюстрацией этого является деятельность Северного (Арктического) федерального университета, который включен во все арктические программы и проекты.

Не обошли вниманием вопрос сохранения уникальной экосистемы Арктики как составляющей устойчивого развития. Снижение экологического риска – один из главнейших ориентиров при принятии окончательных решений.

Финансовые ресурсы важная составляющая любого инвестиционного проекта, но, безусловно, самым необходимым ресурсом являются высококвалифицированные кадры, и для будущих арктических проектов необходимо активно готовить их уже сегодня. Вопросы кадрового и научного потенциала северных регионов РФ, а также вопросы взаимодействия между предприятиями, оперирующими в Арктике и учебными заведениями, также очень активно обсуждались на сессии форума.

Самые серьезные дискуссии развернулись по вопросам формирования транспортной инфраструктуры, логистики, развития Северного морского пути, атомного судоходства. Вице-президентом Международной академии транспорта была озвучена идея проведения специализированного транспортного форума, которую все поддержали, поскольку требуют дополнительного обсуждения вопросы планирования грузопотоков, системного подхода к логистике, изменений в госрегулировании Севморпути, организации гидрометеорологического обеспечения морского и речного судоходства в Арктике.

Основным итогом форума явилось четкое понимание того, что арктические проекты позволяют каждой российской компании, каждому российскому региону найти свое место, не конкурируя, а сотрудничая.