Государственно-частное партнерство на федеральном и региональном уровне

Аналитика
Доклад на круглом столе «Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики» подготовленный заместителем директора И.В. Прокофьевым  и с.н.с. отдела отраслевой и региональной экономики Е.А.  Семёновой.

Доклад на круглом столе «Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики»

И.В. Прокофьев,

кандидат геолого-минералогических наук

заместитель директора РИСИ

Е.А. Семенова

старший научный сотрудник  отдела отраслевой и региональной экономики РИСИ

Уважаемые дамы и господа, коллеги!


Позвольте ещё раз подтвердить высказанное мнение о том, что необходимым условием инновационного развития рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных структур. Одна из форм такого взаимодействия - государственно-частное партнерство (ГЧП), получившее широкое распространение за рубежом и всё ещё находящееся в стадии становления у нас в стране.


В Европе государственно-частное партнёрство стало одним из наиболее признанных инструментов инвестирования социально значимых проектов. Лидером в области использования механизмов такого партнёрства является Великобритания, где на долю проектов ГЧП сегодня приходится 10–15 % всех государственных инвестиций. Начиная с 1992 г., когда была принята программа «Частная финансовая инициатива», в стране заключено свыше 900 договоров с использованием инструментов ГЧП. На сегодняшний день в Великобритании апробировано много моделей государственно-частного партнёрства. ГЧП применяется, прежде всего, для осуществления крупных проектов в области здравоохранения и образования. Другими важными секторами, где с успехом действуют партнёрства, стали транспортная инфраструктура, утилизация бытовых отходов, строительство объектов правоохранительных структур, сфера обороны.


В последнее десятилетие процесс становления государственно-частных партнёрств интенсифицировался и в других европейских странах. Например, в Германии, где по инициативе федерального правительства в 2002 г. был создан «ГЧП - центр компетенции», а в 2005 г. был принят закон «Об ускорении внедрения ГЧП», нацеленный на устранение препятствий, существовавших для внедрения партнёрств. Для оказания консультационных услуг создана (по аналогии с британской организацией Partnership UK) компания «Партнёрства Германии». В настоящее время на долю ГЧП в стране приходится лишь 4 % всех государственных инвестиций, но в ближайшие годы предполагается довести этот показатель до 10-15%.


Важную роль в развитии государственно-частного партнёрства в Европе сыграл Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), предоставивший в 1998-2008 годы на осуществление проектов ГЧП 20 млрд евро. Кредиты получали в первую очередь страны, наиболее интенсивно внедрявшие механизмы ГЧП и осуществлявшие успешные проекты. В целом накопленный зарубежный опыт показывает, что государственно-частное партнёрство хорошо работает в политически стабильной среде с чётко прописанной нормативно-правовой базой и ясно сформулированными требованиями со стороны государственного сектора. Причём эффективность взаимодействия государства с бизнесом удаётся повышать за счет целого ряда практических мероприятий: стандартизации договоров, разработки рекомендаций по практическому применению инструментов ГЧП, организации консультаций для представителей государственного сектора и координации проектов.


Следует отметить, что государственно-частное партнерство в социально-ориентированных отраслях (в сфере здравоохранения и образования) используется значительно чаще именно в наиболее развитых странах. В последние годы в ведущих странах ОЭСР значительно усилился интерес к ГЧП и при реализации инновационных проектов. В то же время, чем ниже уровень экономического развития страны, тем больше партнёрств создается для строительства транспортной инфраструктуры (например, в странах Восточной Европы).


В России наряду с проектами по развитию транспортной инфраструктуры преобладают проекты, реализуемые в жилищно-коммунальном хозяйстве. Они менее капиталоёмкие и на их реализацию затрачивается значительно меньше времени, а инвестиции быстро окупаются. К наиболее успешным российским региональным проектам ГЧП, прежде всего, следует отнести проекты Санкт-Петербурга: строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», Орловского тоннеля под рекой Невой, реконструкцию аэропорта «Пулково». В качестве наглядного примера завершённых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно привести региональные проекты Росводоканала (проекты по управлению водоканалами на основе аренды с инвестиционными обязательствами).


В большинстве регионов России государственно-частное партнёрство находится на начальном этапе становления. Несмотря на существующую со стороны руководства страны поддержку самой идеи партнёрства государства и бизнеса, формирование рынка проектов ГЧП осложнено множеством факторов.


В первую очередь надо отметить, что не только бизнес, но и органы местной власти зачастую имеют неверное представление о ГЧП и его возможностях. Отсюда возникают проблемы с правовым обеспечением проектов, плохо структурированные соглашения, малоинтересные для инвесторов экономические модели. Регионы часто не могут самостоятельно подготовить проекты для инвесторов. В связи с тем, что большое значение имеет квалификация кадров, работающих в региональных администрациях, их умение выстроить эффективный диалог с инвестором, возникает необходимость организации системы подготовки и повышения квалификации кадров по тематике ГЧП. А с учётом того, что существующие зарубежные образовательные материалы по проблематике ГЧП далеки от российской действительности, нужно создавать и распространять адаптированные образовательные материалы.


Другой проблемой является отсутствие федерального закона о государственно-частном партнёрстве, что вынуждает региональные правительства выпускать собственные законы о партнёрстве (это, кстати, свидетельствует о стремлении регионов к созданию правового поля реализации ГЧП). В настоящее время региональные законы и нормативные акты по ГЧП приняты в 32 субъектах РФ, причём в 22 субъектах они приняты только в 2010 г., поэтому делать выводы об их реальной эффективности ещё рано.


Инициативу регионов необходимо оценить положительно, но такая практика не создаёт условия для выработки стандартных подходов к государственно-частному партнёрству на всей территории России. В результате снижается эффективность ГЧП. Поэтому представляется необходимым ускорить унифицирование соответствующих законодательных актов субъектов РФ на основе модельного регионального закона о государственно-частном партнёрстве, предварительная редакция которого подготовлена экспертным советом по ГЧП Государственной Думы РФ


И в заключение хотелось бы поддержать существующее в ряде регионов мнение о формировании федерального центра развития государственно-частного партнерства, координирующего развитие механизмов государственно-частного партнерства с помощью региональных ГЧП-центров. При непременном условии, что он это будет не дополнительная бюрократическая структура, а реально помогающая выстраивать отношения между государством и бизнесом.