Электромобиль в России

Аналитика
Доклад заместителя директора РИСИ И.В. Прокофьева на VI Энергетическом Форуме, прошедшем 28-30 ноября 2011 г. в Польше.

И.И. Прокофьев,

Заместитель директора РИСИ,

кандидат геолого-минералогических наук


 



(Доклад на VI Энергетическом форуме, 28-30 ноября 2011 г., г.Сопот, Польша)


В настоящее время Россия не входит в число мировых лидеров по производству и использованию электромобилей, но имеет хорошие перспективы для развития этого направления.


На чем основан мой оптимизм. Прежде всего, на том, что я не ставлю знак равенства между понятием «развитие электромобилей в России» и объемами коммерческих продаж.


Далее, развитие электромобилей, равно как любое другое новое направление может успешно развиваться, если оно не имеет сопротивления со стороны большей части населения, если имеет поддержку со стороны руководства страны и в этом направлении будет реально заинтересованы крупные компании, при условии наличия у них необходимого инвестиционного потенциала.


В России, особенно среди жителей крупных городов с серьезными транспортными проблемами и нарушенной экологией, нет антипатий по отношению к электромобилям.


Руководство нашей страны не только позитивно оценивает, но оказывает поддержку этому направлению. Так летом этого года состоялось 25-е заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, во время которого Президентом России развитие электромобилей было обозначено в числе трех приоритетных направлений модернизации.


Правительство Российской Федерации, речь идет как о премьер-министре, так и о профильных министерствах, включая министерство энергетики, так же позитивно относится к идее формирования в нашей стране необходимой для электромобилей инфраструктуры и, в первую очередь, организации производства аккумуляторов нового поколения. Т.е. есть понимание, что без организации собственного производства аккумуляторов, по приемлемым для внутреннего потребителя ценам перспективы электромобиля не однозначны. Сказанное не означает, что внутренний рынок будет закрыт для электромобилей иностранного производства – более того буквально неделю было принято решение о введение беспошлинного режима ввоза в Россию электромобилей. Это решение принято на временной основе, но оно может быть весьма эффективным, если принять во внимание предстоящее вступлении России в ВТО.


На одном из специальных заседаний Министерства энергетики было прямо заявлено, что электромобиль – это проект государственного масштаба, способный в рамках государственно-частного партнерства обеспечить инновационное развитие страны.


Теперь посмотрим как относится бизнес к развитию электромобилей в России.


Прежде всего, отметим интерес со стороны госкорпорации «РОСНАНО», именно она курирует создание аккумуляторов нового поколении, а также иных технологий необходимых для развития данного направления.


В Москве огромный интерес и готовность к практической реализации проекта проявляет Московская объединенная электросетевая компания, «МОЭСК». Это крупная компания с высоким инвестиционным потенциалом. Коммерческий интерес МОЭКС заключается в выравнивании суточного спроса на электроэнергию, за счет преимущественной зарядки электромобилей в ночное время. Компания уже приступила к реализации в Москве и области проекта по созданию сети электрозаправок, причем данный проект будет составной частью концепции «умных сетей» - SMART GRID. Первые три десятка станций должны быть построены в самое ближайшее время.


Создание сети заправок в Москве и в перспективе в других регионах России происходит в условиях появления или формирования потребителей – владельцев электромобилей. В частности, выше упомянутая компания МОЭСК, буде не только стоить заправки, но и намерена поменять свой парк автомобилей, а это свыше 2 тыс. машин, на электромобили.


Летом в России была проведена первая официальная продажа электромобилей. Реализована партия из 14 мини электромобилей Митсубиси. Это довольно много, т.к. они были проданы по очень высокой цене (тогда еще действовали заградительные пошлины).


Сейчас интерес к российскому рынку электромобилей проявляют Нисан и Рено, Пежо-Ситроен и другие компании, но при сложившихся в Европе и Японии ценах на электромобили они для среднего российского потребителя не доступны. И в этом плане интересно, что могут предложить российские компании и в первую очередь АВТОВАЗ, крупней российский производитель легковых автомобилей. В начале этого года сообщалось о том, что стоимость опытных образцов составляла около 1 млн. рублей или 25 тыс. евро. Сейчас есть предпосылки, что в 2012 г. состоится выпуск первой партии машин в 100 штук, а стоимость машин при серийном производстве может составить 500 – 700 тыс. рублей или 12-17 тыс. евро. Это не дешево для российского рынка, но при определенной поддержки и стимулах со стороны государства и региональных властей, данный автомобиль может стать привлекательным для жителей мегаполисов.


Очень хорошие перспективы имеются у российского проекты «Тролса Электробус» в рамах которого создан некий гибрид городского автобуса и троллейбуса с использованием литиево-ионных аккумуляторов отечественного производства. Пробег на одной зарядке оценивается в 250 км, а время зарядки 3 час. Стоимость электробусов оценивается в 7 млн. рублей, это около 170 тыс. евро, причем срок окупаемости, только за счет разницы цен на жидкое топливо и электроэнергию, не более 10 лет. Возможно. Что они будут в числе 100 электробусов которые купит правительство Москвы в 2010 г.


 И последний аргумент, который позволяет мне надеяться на успешное развитие ИДЕИ электромобилей в России.


Как представляется, одной из главных целей развития электромобилей является снижение потребления традиционного жидкого топлива на транспорте за счет увеличения потребления электрической энергии. И именно по этому показателю Россия, вернее транспортный сектор российской экономики является абсолютным мировым лидером.


По оценкам МЭА, в настоящее время в структуре потребления энергии на транспорте доля электроэнергии у России составляет 8 %. В то время как средний мировой показать в 2035 г. составит около 2 %, в ЕС и Японии 4-5 %.


Тот факт, что высокая доля электроэнергии в транспортном секторе России формируется не за счет обсуждаемых нами электромобилей, а за счет неавтономных транспортных средств используемых на железнодорожном транспорте и в метрополитене, не должен принижать наличия у российской экономики определенных производств, технологий и опыта обслуживания электрического транспорта.


То, что я выше перечислили, нельзя конечно, воспринимать как некий прорыв в российском электромобиле, это первые и скромные шаги, но вполне достойные и в нужном направлении.


О целесообразности последующих шагов и скорости продвижения в направлении развития крупномасштабного производства российских электромобилей можно будет судить на основе мирового опыта, поставленных целей и с учетом неизбежных плюсов и минусов данного проекта.