Стратегическая аналитика сегодня и завтра

Новости
Главный советник-руководитель Группы советников директора РИСИ, член-корреспондент РАЕН В.П.Козин выступил на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Аналитика развития и безопасности страны», проведенной в Москве 12 декабря 2013 года, с докладом «Стратегическая аналитика и национальная безопасность России. Анализ развития глобальной военно-политической ситуации до 2099 года» (подробно изложен в газете «Красная звезда» 10 декабря с.г. под заголовком «Военные вызовы нарастают»).

В своем выступлении он охарактеризовал нынешнее состояние вооружений и вооруженных сил США и ведущих государств-членов НАТО, а также обрисовал основные тенденции их развития в долгосрочной перспективе, в том числе с точки зрения интересов национальной безопасности Российской Федерации.

По его мнению, Соединенные Штаты и их ближайшие союзники по Североатлантическому союзу будут стремиться к тому, чтобы наращивать свою военную мощь по пяти ключевым направлениям: в сфере ракетно-ядерных вооружений в виде стратегических и тактических ядерных средств, ударно-боевых противоракетных систем, сил общего назначения глобального развертывания, а также путем создания ударных космических вооружений и высокоточных гиперзвуковых систем повышенной дальности как на стратегических носителях, так и с использованием других способов базирования. В текущем столетии у США появятся и будут протестированы качественно новые виды ударных вооружений, основанные на ранее неиспользованных физических принципах.

Под эгидой и непосредственным руководством Вашингтона трансатлантический альянс будет оказывать на Российскую Федерацию перманентное военное давление, в частности, путем размещения различных сил и средств «передового базирования» в виде органического сочетания ядерных и противоракетных вооружений у российских границ при одновременном сохранении наступательного характера американской доктрины «ядерного сдерживания путем устрашения». Стратегическими целями Соединенных Штатов и трансатлантического союза останутся ослабление военной и экономической мощи Российской Федерации, ее дезинтеграция на несколько государственных образований, а также недопущение укрепления СНГ в социально-экономическом и военно-техническом плане.

Североатлантический военный блок продолжит курс на последующее расширение своего членского состава, в том числе за счет приема сопредельных с Россией государств. Настойчивое приглашение Украины в ассоциированные члены Евросоюза, осуществляемое ведущими западными странами, в том числе и под сильным давлением Вашингтона, является, по оценке В.П.Козина, не конечной, а лишь транзитной целью, предпринятой для ее последующего вовлечения в НАТО в качестве полноценного участника этого военного союза, который сохранит масштабные глобальные военные амбиции.

Перманентной модернизации подвергнутся американские стратегические и тактические ядерные вооружения, а также средства их доставки. Резко возрастут количество и качественные характеристики ракет-перехватчиков глобальной системы ПРО США и высокоточных гиперзвуковых систем повышенной дальности, а их значительный перевес над сокращаемыми СНВ России уже в ближайшие годы приведет к нарушению стратегической стабильности в мире. В течение всего XXI века Соединенные Штаты будут блокировать создание безъядерного мира.

Одновременно американское военно-политическое руководство независимо от партийной принадлежности будет уклоняться от достижения равноправных договоренностей с Российской Федерацией по многим важным направлениям контроля над вооружениями или пытаться добиваться в ходе переговоров односторонних военно-стратегических преимуществ в свою пользу.

С целью качественного и своевременного улучшения проведения стратегического анализа и прогнозирования на длительную перспективу (50-100 лет) В.П.Козин предложил создать принципиально новый, постоянно действующий трехзвенный механизм в виде: 1) подразделений долговременной стратегической аналитики во всех силовых министерствах и ведомствах страны; 2) Межведомственной рабочей группы стратегической аналитики и прогнозов в военно-политической области под эгидой Министерства обороны Российской Федерации; 3) Центра стратегической аналитики и прогнозов в сфере национальной безопасности при Администрации Президента Российской Федерации или в рамках Совета Безопасности Российской Федерации. Названные структуры должны быть компактными (состоять приблизительно из десяти высокопрофессиональных аналитиков каждая), а также сформированы без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований, то есть в рамках существующих штатных расписаний.

По мнению руководителя Группы советников директора РИСИ, о некоторых результатах своих исследований названные структуры вполне могли бы информировать через СМИ и гражданское общество нашей страны, которое пока неадекватно осведомлено о господствующих тенденциях развития военно-политической обстановки в мире.

В работе конференции приняли участие свыше 200 участников, представляющие 24 региона России. В ходе дискуссии в критическом ключе отмечалось, что существующая система аналитического обеспечения органов государственного управления страны отстает от требований времени; в аналитической практике сохраняется применение преимущественно зарубежных технологий, методик и оценок; в недостаточном объеме осуществляется подготовка высокопрофессиональных аналитиков. Было также высказано предложение о создании какой-то организационной формы, которая объединила бы аналитиков Российской Федерации, например, в виде их ассоциации.