Восток Украины требует большей экономической самостоятельности

Аналитика
Чтобы избавиться от влияния Киева, тормозящего интеграцию с Россией

Проблема взаимоотношений богатых и бедных регионов в составе ряда европейских государств в условиях финансового кризиса становится всё более актуальной. Регионы-доноры стремятся к большей экономической самостоятельности и требуют предоставления прав распоряжаться заработанными средствами в собственных интересах. Украина в этом отношении не является исключением. Наиболее развитым в экономическом плане восточным регионам Украины становится очевидным, что востребованность их продукции на европейском рынке стремительно снижается. В данной ситуации восток Украины, обеспечивающий львиную долю перечислений в украинский бюджет, начинает испытывать тревогу относительно своего экономического благополучия и заявляет о необходимости экономической децентрализации на принципах «бюджетного федерализма».

Накануне данная проблема была поднята руководством г. Донецка и Донецкой области – самого развитого в экономическом отношении региона Украины. По иронии политической судьбы этот вопрос был поднят в рамках инициативы президента В. Януковича (выходца из Донецкой области) по реформированию системы местного самоуправления. И хотя, по мысли украинского президента, целью данной реформы должна стать ликвидация всех препятствий на пути евроинтеграции Украины, за идею экономической децентрализации сразу же ухватились руководители индустриально развитых восточных регионов. 26 марта мэр Донецка А. Лукьянченко заявил, что «реформа системы местного самоуправления должна базироваться на принципах «бюджетного федерализма». Мэр напомнил, что в 2012 году Донецк перечислил во все уровни бюджета 17,8 млрд. гривен. Из них только 2,9 млрд. гривен остались в городе, 1,8 млрд. гривен было перечислено области, а все остальное - государству. Идею реформирования системы местного самоуправления на Украине, основанную на принципах «бюджетного федерализма», децентрализации властных полномочий и самостоятельного стратегического планирования регионов поддержал председатель Донецкой облгосадминистрации А. Шишацкий.

Децентрализация экономической политики позволит украинским регионам проводить более самостоятельную политику без оглядки на Киев. В условиях невостребованности украинской продукции на европейском рынке и кризиса ЕС, взоры восточноукраинских производителей могут обратиться в сторону России. Тем более, что механизмы российско-украинской интеграции уже функционируют на базе еврорегионов «Слобожанщина», «Ярославна», «Днепр» и «Донбасс».

Наиболее развитые в экономическом отношении Донецкая и Луганская области Украины уже три года активно сотрудничают с Ростовской областью в рамках еврорегиона «Донбасс» (ЕД). На долю Донецкой области приходится 20% всего промышленного производства на Украине (1-е место), на долю Луганской области – 8,4% (3-е место). Кроме того, в Луганской области добывается почти 35% всего украинского угля, производится до 15% всей украинской стали и чугуна. Ростовская область является ведущим регионом на Юге России в сфере промышленного (доля обрабатывающего производства превышает 80%) производства.

На сегодняшний день ЕД представляет собой достаточно мощное в экономическом и торговом плане объединение. За первый год функционирования ЕД (2011 гг.) объёмы взаимной торговли между его участниками существенно возросли. В 2011 г. совокупный товарооборот между Донским регионом и Донецкой и Луганской областями вырос на 65% и составил 38% от всего объёма товарооборота между Ростовской областью и Украиной (в 2010 г. - всего 27%). Донской экспорт в Донецкую область увеличился в 3 раза, импорт — в 1,5 раза. Внешнеторговый баланс с Луганской областью вырос на четверть (на 26%). Экспорт в Луганскую область увеличился на 80%, импорт — на 34%.

В 2012 г. в связи с новой волной мирового финансового кризиса объёмы взаимной торговли в рамках ЕД несколько снизились. Однако потенциал экономического и гуманитарного сотрудничества между Донецкой, Луганской и Ростовской областями по-прежнему очень велик. В перспективе планируется расширить географию ЕД за счёт присоединения Воронежской области. Целесообразным является создание совместных российско-украинских промышленных кластеров, которые могли бы стать существенным подспорьем в деле защиты интересов российских и украинских производителей в условиях обострения международной конкуренции, в том числе в рамках ВТО.

Таким образом, несмотря на искусственные попытки сдерживания российско-украинского экономического сотрудничества со стороны Киева, необходимость двустороннего сближения становится всё более очевидной. Дальнейшее её игнорирование может привести к непоправимым для Украины последствиям, вплоть до экономического коллапса. В данной ситуации экономическая интеграция двух государств остаётся единственным шансом для политического руководства Украины сохранить политическую и экономическую стабильность в стране.