К ситуации в Киргизии

Аналитика
С уходом К. Бакиева с политической сцены, перед нынешним Временным правительством республики встают новые задачи, не менее сложные, чем первоначальный захват власти у не в меру амбициозного и алчного клана свергнутого президента.

Д. А. Александров,


старший научный сотрудник отдела стран ближнего зарубежья

Временное правительство на сегодняшний день является довольно слабым, недостаточно легитимным, органом, включающим самых разных политиков и чиновников. Пожалуй, единственным объединяющим свойством бывших оппозиционеров является их длительное пребывание на политическом небосклоне республики, среди них практически отсутствуют новые, не засвеченные ранее фигуры.


Нынешнее положение республики в определенном смысле даже хуже, чем это было весной 2005 г. У населения уже нет большой надежды на новое правительство,а у руководства республики отсутствует необходимый кредит доверия. В свою очередь, страны доноры, США и Россия не готовы, как это было раньше, фактически дарить значительные финансовые средства.


Серьезную проблему представляет усиление позиций организованной преступности, воспользовавшейся слабостью новой власти. Ясно, что еще долгое время криминал будет чувствовать себя вольготно в республике, в то время, как правоохранительные структуры (МВД, органы госбезопасности и другие) останутся в деморализованном состоянии. Силовики, многие из которых были искалечены в результате недавних волнений, оставшись без моральной и материальной помощи, были фактически обвинены в преступлениях против народа и не скоро рискнут реально защищать действующую власть.


Очередным потрясением для политической системы республики станет изменение Конституции. В случае превращения Киргизии в парламентскую республику мы в скором времени увидим череду калейдоскопических смен правительств, партий и различных политических движений.


К сожалению, есть явственные признаки того, что вместо решения неотложных государственных проблем, значительная часть высокопоставленных чиновников активнейшим образом включается в процесс передела собственности. В будущем переделе власти в Киргизии, помимо внешних игроков мирового уровня, явно примет участие и Казахстан, элита которого имеет экономические и политические интересы в соседней стране.


Очевидно, что нынешнее руководство республики оказалось не вполне готово к подобному развитию событий. Ситуация безвластия в среднесрочной перспективе вполне может вернуться. Отсутствие положительных результатов в сфере борьбы с ОПГ и  издержками передела собственности, на фоне ухудшившегося экономического положения порождает протестные настроения среди населения.


Возможно, на короткое время новому правительству удастся достичь определенных успехов в сборе налогов, в том числе и за счет фактической экспроприации  собственности клана Бакиевых, однако уже сейчас ясно, что волна криминала, рейдерских захватов, социально-политической нестабильности приведет к спаду деловой активности, к проблемам в промышленности и в без того небогатой республике. Таким образом, помимо политического, существует угроза экономического кризиса, усиленного слабым управлением.


В любом случае, победителям необходимо будет прежде всего восстановить контроль государственных органов власти на территории страны и преодолеть политические разногласия среди элиты для того, чтобы избежать дальнейшей деградации государства.


В столь сложной ситуации, новому руководству республики стоит учитывать уроки своих предшественников. Это касается, как внутренней политики, где требуется консолидация власти, хотя бы некоторое абстрагирование от клановых интересов и умерение аппетитов, так и внешней политики.


Как известно, служба нескольким господам одновременно не доводила до добра ни одного из киргизских лидеров. Скорее рано, чем поздно нынешним руководителям Киргизии придется выбирать, под чьим патронажем им находиться. Хотя заокеанские партнеры более богаты, однако, как показывает печальный опыт не только киргизских, но и грузинских, а также украинских лидеров, они не готовы всерьез вступаться за своих союзников. Большой восточный сосед Киргизии обычно хранит нейтралитет в кризисных ситуациях. Вот и получается, что наиболее логичный, правда пока еще не до конца осознанный киргизской стороной, является выбор действительно стратегического союза с Россией, страной, с которой среднеазиатскую республику связывает богатое прошлое, страной, которая не в теории, а на практике, помогает не отдельным элитным группировкам, а самому киргизскому народу, страной которая была и остается тем местом, где сотни тысяч простых киргизских граждан находят хлеб свой насущный.