Эксперты РИСИ и НИСИ Киргизии о предстоящих президентских выборах в республике

Новости
13 сентября в Екатеринбурге  эксперты РИСИ и Национального института стратегических исследований Киргизии обсудили предвыборную ситуацию в республике и перспективы ее вступления в Таможенный союз.

13 сентября в Екатеринбурге на площадке Свердловской библиотеки им. В.Г. Белинского состоялась очередная встреча участников Уральского экспертного клуба по международным отношениям. На этот раз клуб приветствовал гостей из ведущего аналитического центра Киргизии – Национального института стратегических исследований при правительстве страны – Ларису Югай и Темира Джумакадырова (Бишкек). От РИСИ участие в мероприятии принимали главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов, специалист по проблемам Центральной Азии Дмитрий Александров (Москва), а также руководитель уральского филиала института Дмитрий Попов (Екатеринбург).

К дискуссии присоединились уральские политологи, ученые-международники, а также официальные лица – сотрудники МИД России, Генерального консульства Киргизии в Екатеринбурге и Торгового представительства Казахстана в РФ.

Итоги  обсуждения сводятся в основном  к следующему.  


30 октября с.г. в Киргизии состоятся выборы президента страны. Полномочия нынешнего главы государства Розы Отунбаевой истекают с окончанием т.н. переходного периода 31 декабря 2011 г.

Среди зарегистрированных претендентов на высший государственный пост реальными шансами на победу обладают: председатель Социал-демократической партии Киргизии Алмазбек Атамбаев, на время предвыборной гонки сложивший с себя полномочия премьер-министра страны; бывший глава МЧС и лидер партии «Ата-Журт» Камчибек Ташиев; а также экс-спикер парламента и экс-секретарь Совбеза Адахан Мадумаров. Другие кандидаты, участвующие в кампании, но не пользующиеся широкой электоральной поддержкой, как правило, либо работают на свой будущий политический капитал, либо относятся к категории политический маргиналов.

Все ведущие кандидаты так или иначе заявляют о необходимости развития конструктивных отношений с Москвой, что продиктовано преобладающими среди населения республики настроениями. Российская сторона имеет собственные предпочтения и выражает поддержку А. Атамбаеву, о чем свидетельствует его встреча с председателем правительства России Владимиром Путиным, состоявшаяся накануне выборов 10 октября с.г. Фигура А. Атамбаева, который относится к числу политических деятелей, сформировавших по итогам государственного переворота апреля 2011 г. новую политическую систему  в стране, в целом устраивает и Запад, заинтересованный в сохранении здесь парламентской республики. Китай, в свою очередь, поддержит любую политическую силу, гарантирующую защиту и продвижение его экономических интересов.

Как показывают предварительные опросы, накануне выборов А. Атамбаев обладает самым высоким рейтингом (по разным оценкам, 36-40%) и опережает своих ближайших конкурентов на 20 и более процентов голосов. Это ведет к тому, что все остальные кандидаты строят свою предвыборную кампанию на критике и противодействии А. Атамбаеву. Высокая степень поддержки А. Атамбаева, среди прочего, объясняется тем, что вокруг него в последние месяцы объединились многие политические лидеры, представляющие северные регионы страны. Данный процесс уже вызвал тенденцию ответной консолидации традиционно более сплоченных южных политических элит вокруг К. Ташиева и А. Мадумарова. Отсюда, несмотря на текущие рейтинги и учитывая, что южный электорат более многочисленный, нельзя исключать вероятность второго тура президентских выборов с выдвижением двух объединенных кандидатов – от Севера и Юга страны.

В целом общественная атмосфера в Киргизии, где за 8 месяцев прошло порядка 900 митингов, крайне электризована. Особую обеспокоенность в этой связи вызывает возможность повторения в той или иной форме сценария апреля-июля 2010 г., когда результатом обострившейся политической борьбы стали массовые выступления и противостояние на межэтнической почве. Тогда одним из факторов, спровоцировавших широкомасштабный конфликт между киргизами и узбеками в Оше и Джалал-Абаде, стала попытка противоборствующих элит привлечь этнические группы и националистическую риторику для расправы над своими политическими конкурентами.

Избрание президента страны создает условия не только для стабилизации политической системы Киргизии, но и для ее последующего поступательного экономического роста. Новое руководство республики должно будет сделать стратегический выбор сценария развития, один из которых предложен Россией и связан со вхождением в Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП).

Заявление о намерении Киргизии вступить в интеграционное объединение России, Казахстана и Белоруссии было сделано премьер-министром страны А. Атамбаевым в апреле 2011 г. Заявка республики должна была быть рассмотрена в органах ЕврАзЭС и ТС еще до конца сентября с.г. Вместе с тем, было очевидно, что до президентских выборов вступление республики в ТС не состоится, а инициатива по обсуждению этого вопроса в Бишкеке вызвана желанием привлечь голоса избирателей и заручиться поддержкой Москвы. Реальные шаги руководства Киргизии по присоединению к единой таможенной территории можно будет ожидать только после выборов президента, поскольку для этого необходимы слаженная работа правительства и парламента, а одними из непопулярных последствий присоединения станет рост цен на товары широкого потребления, импортируемые из Китая.

В целом вступление Киргизии с ее «реэкспортной» моделью экономики в Таможенный союз не будет для республики безболезненным в краткосрочной перспективе, но необходимо для ее последующего долгосрочного развития.

Страна должна будет повысить среднюю ставку таможенных пошлин с нынешних 5 до 10%, что сделает менее выгодным импорт из КНР и повлияет на таможенные сборы, составляющие до трети бюджета республики. Это, возможно, негативно отразится на бизнесе десятков тысяч киргизских торговцев и крупных вещевых рынков, реэкспортирующих 70% завозимых в республику китайских товаров в Россию и страны СНГ. Правда, стоит оговориться, что в случае невступления Киргизии в ТС «льготный» канал реэкспорта также будет перекрыт, но только не на киргизско-китайской, а киргизско-казахской границе. Повышение таможенных пошлин будет нарушать обязательства Киргизии перед ВТО, членом которой страна является с 1998 г., и грозит Бишкеку крупными компенсационными штрафами со стороны этой организации. Наконец, для жителей Киргизии, где с советских времен отсутствуют или были утрачены многие производства, вырастут цены на китайскую продукцию повседневного спроса, на которую установятся новые пошлины, либо она будет замещена более дорогой продукцией Таможенного союза.

Вместе с тем, вступление в ТС сделает рентабельным размещение объектов промышленности и сельского хозяйства на территории самой Киргизии, поскольку заградительные пошлины повысят конкурентоспособность киргизских товаров в сравнении с подорожавшим китайским импортом. Одновременно производитель из Киргизии получит доступ на многомиллионный рынок России, Казахстана и Белоруссии, где отсутствуют внутренние таможенные пошлины, установлены единые фитосанитарные и технические стандарты. В перспективе может быть открыт и единый рынок ЕС, с которым «таможенная тройка» ведет переговоры о формировании т.н. «общего экономического пространства». Наконец, вступление в ТС открывает возможность для вхождения в Единое экономическое пространство, которое заработает с 1 января 2012 г., – а это уже свободное перемещение капиталов, инвестиций и рабочей силы. Последнее особенно важно для Киргизии, свыше полумиллиона трудовых мигрантов из которой постоянно находятся на территории России.

Нельзя не отметить также, что, приглашая Киргизию, с ее значительным дефицитом бюджета и внешним долгом, превышающим 2,6 млрд. долл., в Таможенный союз, его участники сознательно принимают на организацию дополнительные риски. В целом, важно подчеркнуть, что переход к общему рынку в рамках ТС и ЕЭП – это важное, но не единственное условие восстановления промышленности и аграрного сектора Киргизии. Многое будет зависеть от того, насколько эффективно руководство республики сможет обеспечить политическую стабильность в стране, благоприятный инвестиционный климат, противодействие преступности и т.д.


Екатеринбург

13.10.2011 г.

Российский институт стратегических исследований выражает благодарность за оказанную финансовую поддержку в проведении мероприятия президенту Фонда «Русский предприниматель» (Екатеринбург) Сергею Писареву.