Евросоюз на пути укрепления финансовой стабильности

Аналитика
В условиях финансовой нестабильности в Европе руководство ЕС решило перейти от слов к делу по укреплению устойчивости валютной зоны. Министры финансов 16 стран еврозоны в начале июня учредили европейский финансовый механизм стабильности в форме компании с ограниченной ответственностью, которая располагается в Люксембурге.

А.В. Шкуренко

научный сотрудник отдел международных экономических исследований

В условиях финансовой нестабильности в Европе руководство ЕС решило перейти от слов к делу по укреплению устойчивости валютной зоны. Министры финансов 16 стран еврозоны в начале июня учредили европейский финансовый механизм стабильности в форме компании с ограниченной ответственностью, которая располагается в Люксембурге.


Эта компания будет привлекать деньги с финансовых рынков в размере до 440 млрд. евро путем выпуска еврооблигаций под твердые кредитные гарантии стран еврозоны для поддержки стран испытывающих финансовые трудности.


Обязательства стран еврозоны выпускать кредитные гарантии для долговых инструментов созданной компании вступят в силу после окончания национальных парламентских процедур, которые уже проходят и должны завершиться в конце текущего месяца.


Министры стран еврозоны решили в целях достижения высокого кредитного качества и рейтинга долговых инструментов созданной компании обеспечить 120% гарантию под каждый облигационный выпуск, а также денежный резерв по операциям компании.


Созданный финансовый механизм является частью целой неформальной финансовой структуры, созданной для помощи странам ЕС, располагающей ресурсами в 750 млрд. евро. Она формируется из 3-х источников: 60 млрд. евро со стороны бюджета ЕС, 250 млрд. евро от МВФ и 440 млрд. евро от нового финансового механизма стабильности.


Кроме того, страны еврозоны согласились на создание других механизмов в случае необходимости для дальнейшего укрепления кредитоспособности облигаций или долговых инструментов выпускаемых данной компанией.


Создание упомянутого финансового механизма и компании дополняется крупными программами сокращения бюджетных затрат в ряде стран ЕС. Так в Германии бюджетные расходы в следующем году будут урезаны на 11,2 млрд. евро, а до 2014 г. сократятся на 80 млрд. евро. Подобные меры, направленные на оздоровление государственных финансов, уже приняты в Испании и других странах ЕС. Планируется их принятие в Великобритании.


Можно ожидать, что в краткосрочной перспективе бюджетная консолидация еврозоны будет усиливаться и фискальная стратегия выхода из кризиса обернется весомым сокращением бюджетных расходов, повышением налогов и увольнением государственных служащих.


Меры фискального характера планируется дополнить структурными реформами в пенсионных системах, на рынках труда, производственных рынках и в сфере услуг.


Принимаемые меры представляются вполне оправданными в силу ухудшения показателей характеризующих финансовую устойчивость. Так, совокупный бюджетный долг стран еврозоны увеличился с 5,9 трлн. евро в 2007 г. до 7 трлн. евро в 2009 г. Если в 2007 г. бюджетный дефицит по еврозоне составлял в среднем 0,6% от ВВП, а государственный долг 66% от ВВП, то в 2009 г. эти показатели выросли до 6,3% и 78%, соответственно. На 2010 г. прогнозируется рост бюджетного дефицита до 7%, а государственного долга до 84%.


Нарастание госдолга и бюджетных дефицитов создает угрозу для устойчивости госфинансов, экономического роста и сбалансированного социально-экономического развития. Поэтому комплекс принимаемых мер должен повысить долгосрочную устойчивость государственных финансов и увеличить потенциал экономического роста зоны евро и ее стран. Однако ценой долгосрочной стабилизации ситуации в еврозоне может стать ослабление экономического роста и повышение безработицы в среднесрочной перспективе, особенно в странах активно проводящих политику экономии.


Между тем кажется очевидным, что создание в ЕС финансового механизма помощи для стран-членов на случай их кризисного состояния и оказания им поддержки через такой инструмент, ляжет дополнительным бременем для госфинансов стран доноров этой финансовой помощи, что, соответственно, потребует ужесточения экономической координации и регулирования в еврозоне.


По заявлениям президента Европейского совета уже в ближайшее время бюджетные планы стран еврозоны будут проходить дополнительную проверку в Еврокомиссии и странах членах ЕС, что подразумевает повышение качества составляемых бюджетов в контексте устойчивости госфинансов и принятие большей ответственности национальных политиков за их исполнение.


Также заявлено, что значительно ужесточится порядок соблюдения Пакта стабильности и роста, который до последнего времени повсеместно нарушался странами еврозоны и не имел для них серьезных последствий, и внимание со стороны органов ЕС будет в равной мере уделяться как уровню бюджетного дефицита (не более 3% ВВП), так и государственному долгу (не более 60% ВВП).


Кроме того, ЕС в лице Еврокомиссии и Евросовета видит своей задачей не только усилить бюджетную координацию и контроль в странах еврозоны, но и тщательно регулировать макроэкономические дисбалансы внутри еврозоны посредством мониторинга и контроля изменений конкурентоспособности.


Стоит заметить, что бюджетная политика ЕС остается одной из самых слабых мест в инструментарии европейского экономического регулирования как в доходной, так и расходной ее части. Поэтому от качества проведения бюджетной политики наряду с монетарной политикой и механизмами экономического координирования в не малой степени будет зависеть финансовая стабильность в ЕС, повышательное социально-экономическое развитие, а также динамичный экономической рост.


Среди европейских политиков снова оживились дебаты относительно роли общего бюджета в ЕС как небольшого в размере (около 1 % ВВП ЕС), но важного инструмента экономической политики. Несоответствие общего бюджета ЕС европейской экономике и интеграции очевидно не только из-за его малого размера и структуры доходов и расходов, но также вследствие отсутствия связи между бюджетом ЕС и национальными бюджетными процессам и особенно Пактом стабильности и роста.


 Еврокомиссия планировала представить окончательный документ реформирования общего бюджета ЕС в 2011 г., однако в условиях финансовой нестабильности в Европе и на фоне предпринимаемых мер укрепления экономического регулирования, есть вероятность, что «бюджетный вопрос» будет решен уже в этом году.

Эффективность предпринимаемых мер по укреплению финансовой стабильности в еврозоне будет зависеть не только от действий органов ЕС, от их своевременности и полноты, но также от единодушной поддержки стран-членов по выполнению намеченных программ финансовой стабилизации и от качества структурных реформ социально-экономического характера в странах ЕС.