Казахстан: на пути ко второму этапу индустриализации

Аналитика
Астана делает ставку на иностранных инвесторов, устанавливая для них новые преференции

2 июля 2014 года правительство Казахстана отчиталось о реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). Президент Н. Назарбаев объявил об окончании первой пятилетки индустриализации и о начале с 2015 г. ее второго этапа. Предварительные итоги программы – продолжающееся усиление сырьевой зависимости экономики и сохранение структурных проблем перерабатывающих отраслей.

ГПФИИР была утверждена в 2010 г. с целью диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности промышленного производства. Однако, по словам президента РК, за первые пять лет так и не удалось создать «критическую массу успешных индустриальных проектов, основанных на инновациях, современных технологиях». Напротив, удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП страны снизился с 11,3% в 2010 г. до 10,9% в 2013 г. (по проекту - 12,5%), а число «инновационно активных предприятий» не превышает 10%. Доля сырья в казахстанском экспорте выросла с 70% до 84% (при планируемом максимуме в 60%).

До последнего времени Казахстану удавалось поддерживать относительно высокие темпы роста ВВП: с кризисного 2008 г. ВВП страны увеличился на 51,6% до 224 млрд дол. Такую динамику предопределили высокие цены на сырье на мировых рынках. Анализ официальной статистики показывает, что 49,8% роста промышленного производства РК обеспечено увеличением ценовых показателей нефтедобычи. Вклад обрабатывающего сектора продолжает сокращаться с 2011 г. и за 2010-2014 гг. составил 35%.

Сейчас темпы роста ВВП замедлились: по информации Министерства индустрии и новых технологий РК, за первое полугодие 2014 г., экономический рост в годовом исчислении составил 3,8% против запланированных 5%. Стали очевидными сбои в реализации ГПФИИР и необходимость активизации поиска инновационных источников развития.

Второй этап индустриализации рассчитан на 2015-2019 гг. Заявлено, что в этот период Астана сделает ставку на привлечение иностранного капитала и технологий, в первую очередь в перерабатывающие отрасли. Общий объем инвестиций по плану второго этапа – 35,7 млрд дол., из которых 90% должен составить вклад частного бизнеса. Для сравнения, инвестиции по ГПФИИР в 2010-2014 гг. – 32,9 млрд дол., но многие из них были направлены на проекты, связанные с сырьевым сектором, а частные капиталы в структуре инвестиций не превысили 39,3%.

На втором этапе ГПФИИР планируется расширение стимулирующих мер. Иностранные компании, намеренные инвестировать в несырьевой сектор более 20 млн дол., будут освобождены от уплаты корпоративного подоходного и земельного налогов на 10 лет, налога на имущество - на 8 лет. Для таких инвесторов в течение 10 лет гарантируется стабильность налоговых ставок (кроме НДС и акцизов) и экологических сборов, право на наем иностранной рабочей силы в течение всего периода строительства инвестиционного проекта (плюс один год), а также компенсация государством 30% капитальных вложений. Все это дополняется введением с 15 июля 2014 г. безвизового режима для предпринимателей из 10 государств ОЭСР.

Адресатом стимулирующих мер являются не только инвесторы из дальнего зарубежья: реформа нацелена и на укрепление позиций Казахстана в рамках т.н. «конкуренции юрисдикций» в ТС-ЕЭП, когда в пределах одной из стран-участниц единого экономического пространства создается более льготный режим хозяйствования. Несмотря на это, массовому притоку российских капиталов в РК по-прежнему мешают проблемы транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры, коррупция и бюрократизация экономики республики.

Параллельно с мероприятиями в рамках ГПФИИР руководство Казахстана продолжает курс на стимулирование (в т.ч. адресное) предприятий ключевых сырьевых отраслей – нефтедобычи и металлургии. В числе последних решений – снижение до 0,5% ставки налога на добычу полезных ископаемых для китайско-казахстанского АО «Каражанбасмунай» (против обычных 5-18%) и льготы крупнейшему национальному производителю меди - группе «Казахмыс».

Таким образом, благодаря хорошей ценовой конъюнктуре экспорт природных ресурсов остается главным фактором роста ВВП республики. Динамика перерабатывающих отраслей промышленности отстает от намеченных планов. Недостаточная конкурентоспособность местных производителей, отсутствие необходимых технологий и капитала пока не позволяют переломить ставший хроническим сырьевой крен национальной экономики, что сближает ситуацию в РК с положением дел в России. На втором этапе индустриализации Астана делает ставку на иностранных инвесторов, устанавливая для них новые преференции и содействуя перетоку капитала в рамках ЕАЭС. Долгосрочная цель, заявленная руководством страны, - вхождение республики в 30-ку развитых экономик мира к 2050 г.