Итоги 2012 года для Черноморского региона: экспертный анализ и прогнозы

Новости
28 декабря 2012 в Черноморско-Каспийском информационно-аналитическом центре РИСИ (г. Ростов-на-Дону) состоялся экспертный круглый стол на тему: «Итоги 2012 года для Черноморского региона: экспертный анализ и прогнозы».

В круглом столе приняли участие сотрудники ЧКИАЦ РИСИ, Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИИПК ЮФУ и ИСПИ РАН, ВНИИ МВД по ЮФО, представитель газеты «Военный вестник юга России». В ходе обсуждения был затронут целый спектр проблем, в том числе итоги уходящего года для Украины в контексте политической и экономической ситуации и состоявших парламентских выборов; внутриполитическая ситуация в Грузии после парламентских выборов и её влияние на выстраивание российско-грузинских; ситуация в Закавказье в контексте последствий «арабской весны»; проблема российско-армянских и российско-азербайджанских отношений в 2012 г.; обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха; динамика этнополитической ситуации на Северном Кавказе; межнациональные отношения и конфликтогенность на юге России.

Оценивая ситуацию на Южном Кавказе (Закавказье) участники единодушно отметили негативное влияние на неё процессов насильственной смены власти  в арабском мире («арабская весна»). Эти процессы могут сдетонировать в Закавказье.  Умелое политехнологичное манипулирование и абсолютизация реальных проблем развития на постсоветском пространстве  (раскол элит, отчуждение общества и власти, высокий уровень коррупции) является плодотворной средой для реализации сценариев аналогичных «арабской весне». Удобным поводом являются предстоящие президентские выборы сразу в трёх государствах Закавказья. Существенным элементом неопределённости является ситуация вокруг Исламской республики Иран. Высоковероятное, по мнению ряда экспертов, начало военных действий против ИРИ окажет далеко идущие негативные последствия на Закавказье и, по принципу домино, на российский Северный Кавказ. Вызывает растущие опасения продолжающаяся на новом уровне милитаризация зоны Нагорно-карабахского конфликта. Нельзя исключить связку конфликта вокруг Ирана и проблемы непризнанной Нагорно-карабахской республики (Э.А.Попов - руководитель Черноморско-Каспийского информационно-аналитического центра РИСИ).

Неопределённой остаётся ситуация вокруг Грузии. Победа антисаакашвилевской коалиции «Грузинская мечта» на парламентских выборах в октябре 2012 г. радикально изменила внутриполитический баланс в стране. Однако смена резкой антироссийской риторики на более сдержанную, исходящую от нового правительства Б. Иванишвили, не означает резкого улучшения ситуации в российско-грузинских отношениях. Приходиться говорить о смене тактики грузинского руководства при сохранении прежних стратегических целей — интеграция в ЕС и НАТО,  установление контроля над Абхазией и Южной Осетией (научный сотрудник Черноморско-Каспийского информационно-аналитического центра РИСИ А.В. Аверьянов).

Главным политическим событием уходящего года для Украины стали прошедшие 28 октября парламентские выборы, главным итогом которых стали без малого 10%, полученные антисемитской и ультранационалистической партией ВО «Свобода». Этот результат был бы невозможен без системного кризиса всей партийно-политической системы Украины, как правящей Партии регионов, так и оппозиционных сил. Новым избирателем «Свободы» стал не националистический, а социально-протестный гражданин украинского государства. Наличие многочисленной по сути неонацистской фракции в Верховной Раде, ситуация простого большинства в парламенте серьёзно сужает пространство для внешнеполитического маневра президента В. Януковича, Доставшаяся в наследство от Л. Кучмы стратегия многовекторности украинской политики вероятно будет давать всё частые сбои. «Свобода» принесла с собой в Раду ряд предложений и законодательных инициатив, подрывающих сложившуюся систему российско-украинских отношений. Под вопрос может быть поставлена судьба Харьковских соглашений и дальнейшего существования российской военно-морской базы в Севастополе. Сама же Украина с высокой степенью вероятности столкнётся в 2013 г. с финансовым и социально-экономическим кризисом.

Достаточно сложной остаётся ситуация на Северном Кавказе.  Наметившиеся ранее конфликтогенные факторы по-прежнему сохраняют свою актуальность. В целом сохраняется стабильно негативный сценарий применительно к республикам Северного Кавказа. Усилия, прилагаемые федеральным центром, и масштабные финансовые вливания не приносят пропорциональной отдачи. Не претерпела принципиальных изменений ситуация с т. н. ваххабитским бандподпольем. Этот фактор, наряду с этническим сепаратизмом, при поддержке из зарубежных центров создаёт негативную социально-психологическую среду для проведения Олимпиады в Сочи (В.В. Черноус, директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИИПК ЮФУ и ИСПИ РАН).

Вместе с тем, федеральный центр готовится к противодействию разного рода негативных сценариев, укрепляется военная и полицейская безопасность района Большого Сочи (выступление военного журналиста А.В. Нетёсова, сотрудника ВНИИ МВД по ЮФО Д.А. Гордиенко). 

Проблемы прозрачного расходования средств, выделяемого федеральным бюджетом, характерно для новых государств Закавказья  - Южной Осетии и Абхазии. В то же время, важным позитивным фактором их развития является укрепление внутриполитической устойчивости и усиление легитимации государственных институтов.