Образы Победы: память о Второй мировой войне как политическое оружие

Общество Аналитика
Тамара Семёновна Гузенкова Тамара Гузенкова
Зачем на Западе переписывают историю Второй мировой?

Всякий раз, когда приближается майский праздник Победы, не перестаю удивляться, насколько животрепещущей и психологически острой остается в общественном сознании тема Второй мировой войны. Прошли уже почти три четверти века с момента окончания войны, истории этой человеческой катастрофы посвящены горы литературы. Но вопросы о том, кто же был жертвой, а кто палачом, кто победителем, а кто побежденным, кто оккупантом, а кто освободителем, – остаются и по сей день актуальными.

Как будто и не было в 1945-1946 годах Нюрнбергского процесса над военными преступниками, а в 1945 году – Ялтинской конференции союзных держав стран антигитлеровской коалицииСССР, США и Великобритании, посвящённой установлению послевоенного мирового порядка. Вернее, никто не отрицает, что все это было, но знание об этом превратилось скорее в удел узких специалистов. В наши дни уже почти не осталось в живых непосредственных свидетелей и летописцев тех событий. Наступили другие времена – конструкторов и деконструкторов, интерпретаторов и мифотворцев, создающих свои картины войны, каждая из которых способна стать прямым отрицанием чужой.

Такая активность и настойчивость в переформатировании памяти об историческом событии почти 80-летней давности не покажется странной, если понимать, что это используется в качестве инструмента в нынешнем глобальном политическом противостоянии. Переписанная история легитимирует появление новых коалиций стран-союзников и стран-оппонентов и новых линий разломов и противостояний, обозначившихся в системе международных отношений в XXI веке. Главным пунктом этих усилий становится лишение России, как правопреемницы СССР, статуса страны-победительницы и наделение ее всеми возможными негативными характеристиками. В результате, в глазах западного, да и восточноевропейского обывателя Россия предстает в образе-перевертыше. Вместо освободителя – оккупантом, вместо защитника – агрессором, вместо жертвы – палачом. Важным моментом в изменении картины мира и шкалы ценностей становятся попытки оспорить символы Победы. Примеры последнего времени – это попытки Запада изолировать Россию в проведении парада на Красной площади и празднования Дня Победы 9 мая, противопоставив общеевропейскую дату 8 мая. Черные мифы о России транслируются в фильмах и различного рода публикациях, где Красная армия предстает в самом неприглядном виде. В свою очередь, в роли истинного победителя и освободителя предстает нынешний мировой лидер – США. Соответственно, все страны, примыкающие к американской коалиции, оказываются в лагере исторических победителей, независимо от того, какую роль они играли во Второй мировой. Заставить поверить в это можно только в том случае, если убедить мир, что СССР первым развязал войну, оккупировал Европу и т.п. Примечательно, что об этом уже вполне серьезно, без тени смущения, пишут в учебниках целого ряда европейских стран[1].

Приближается новое, семьдесят второе 9 мая. Сотни миллионов людей во многих странах ждут этого дня, готовятся отпраздновать и почтить память погибших. На этот раз объектом нападок и провокаций стала наша всенародная акция «Бессмертный полк».

Что мы можем этому противопоставить? То же, что и всегда – нашу неувядаемую историческую память, связь поколений, веру и любовь к Родине.

[1] «Расскажу вам о войне…» Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран  Т.С. Гузенкова (отв. ред.), Д.А. Александров, А.Б. Едемский, В.Д. Кузнечевский, Д.А. Мальцев, В.В. Марьина, П.В. Мультатули, А.А. Ожиганова, О.В. Петровская, Е.С. Роговой, В.Н. Филянова. М: Российский институт стратегических исследований, 2012. 457 с.