Вступление России в ВТО и механизм ценообразования

Аналитика
Государство не может и не должно устанавливать цены по всей номенклатуре товаров. Как свидетельствует исторический опыт разрывы между ценами и доходами не устраняются регулированием цен, вопросы дифференциации доходов не решаются политикой в области ценообразования. В то же время нельзя не признать, что механизм ценообразования в нашей стране функционирует неэффективно.

Сегодня, 18 июля 2012 года, Совет Федерации ратифицировал соглашение о вступлении России в ВТО. И хотя некоторые опасения сенаторами все же высказывались, в этом вопросе была, наконец, поставлена точка. Теперь все хозяйствующие субъекты российской экономики, а так же местные органы власти, должны научиться работать по правилам, понятным и принятым во всем мире.

Государство не может и не должно устанавливать цены по всей номенклатуре товаров. Как свидетельствует исторический опыт разрывы между ценами и доходами не устраняются регулированием цен, вопросы дифференциации доходов не решаются политикой в области ценообразования. В тоже время нельзя не признать, что механизм ценообразования в нашей стране функционирует неэффективно.

Главной причиной этого является высокий уровень монополизма в российской экономике. Сегодня рынок в Российской Федерации это в первую очередь «рынок продавца», где потребитель зачастую лишен выбора, и производители товаров и услуг имеют возможность диктовать потребителям свои цены. В этой связи вступление России в ВТО должно способствовать расширению конкуренции на внутреннем рынке и тем самым обеспечить тенденцию к общему снижению цен. Никаких обязательств по повышению внутренних цен на газ, нефть и нефтепродукты, а также электроэнергию до мирового уровня в качестве условия присоединения к ВТО Россия на себя не брала. Следовательно, факты необоснованного завышения цен на эти товары должны становиться предметом пристального разбирательства со стороны ФАС. Это ведомство пока не стало, но должно стать основным в обеспечении нормального функционирования механизма ценообразования в нашей стране.

Широко звучащие сегодня в связи с присоединением к ВТО призывы к защите тех или иных отраслей, которые якобы пострадают в результате снижения таможенных пошлин или допуска иностранных компаний на российский рынок, в действительности ведут к сохранению неэффективных производств и, таким образом, существующей искаженной системы цен. Сбои в системе ценообразования дают неправильные сигналы инвесторам. Но чтобы исправить ситуацию необходимо внесение определенных поправок в экономическую политику правительства. Чрезмерное стимулирование потребительского спроса, в том числе и за счет разного рода программ социальной направленности, которое не сопровождается соответствующим ростом производительности труда, приводит к созданию денежного навеса над рынком товаров и услуг, когда предложение не в силах удовлетворить платежеспособный спрос. Такая ситуация также ведет к росту цен. В результате неэффективные предприятия продолжают самовоспроизводиться.

Немалая доля ответственности за такую ситуацию лежит и на правительстве, которое по идее должно регулировать тарифы естественных монополий, поскольку государство, а не сами предприятия естественных монополий, является собственником тех ресурсов, которые лишь переданы в их хозяйственное ведение. На практике же такое регулирование сводится к ежегодному повышению этих тарифов, что по цепочке ведет к общему повышению цен и, следовательно, новому витку инфляции. Между тем государство должно устанавливать тарифы в общенациональных интересах. Издержки естественных монополий не должны покрываться автоматически, это лишает их стимула к модернизации и повышению эффективности. С другой стороны, грамотная политика в этой области может стимулировать создание предприятий малого и среднего бизнеса, которые призваны обеспечить формирование конкурентной рыночной среды вокруг крупных предприятий.

Большое влияние на процессы ценообразования в нашей стране оказывает также высокий уровень коррупции. Так, например, после кризиса 2008г., несмотря на резкое падение цен на основные строительные материалы, как то цемент и кирпич, общая стоимость строительства осталась практически неизменной, поскольку «откаты» чиновникам за выделение площадок и выдачу разрешений составляют более половины себестоимости в этой отрасли. Действенная борьба с коррупцией позволит снизить издержки производства, а значит и цены. Она будет содействовать развитию малого и среднего бизнеса и утверждению конкурентных начал в экономике.

Таким образом, основной задачей государственной политики в области ценообразования на современном этапе должны стать противодействие монополизму, картельным сговорам и всемерное поощрение конкуренции.