Казахстан на пути к топливной независимости

Аналитика
Самый дешевый газ для населения и отставание переработки нефтепродуктов для внутренних нужд

Про газ и про нефть

Самая низкая конечная стоимость газа для потребителей среди 32 стран европейского континента – в Казахстане, утверждает агентство «РИА Рейтинг».

Агентство опубликовало рейтинг стран Европы по ценам на природный газ для населения по данным статистических комитетов и регулирующих органов на последнюю доступную дату. Эксперты отмечают, что цена газа для конечных потребителей в большинстве стран существенно отклоняется от биржевых и контрактных показателей как в большую, так и в меньшую сторону. В результате разница между ценами, которые платят потребители, многократная.

На первом (по дешевизне газа для населения) месте рейтинга расположился Казахстан с его дешевым собственным топливом - 2,1 рубля за кубометр. При этом эксперты отмечают, что стоимость газа в стране очень волатильна по областям.

Однако в целом состояние топливного рынка Казахстана нельзя назвать вполне благополучным. Наблюдаются дефицит ГСМ, зачастую низкое качество местной продукции, что диссонирует со статусом республики как крупнейшего нефтедобывающего государства центральноазиатского региона.

Осуществляемые Астаной в настоящее время мероприятия по расширению нефтеперерабатывающих мощностей призваны не только разрешить проблему дефицита топлива на внутреннем рынке страны, но и идут в русле общей стратегии правительства по форсированному индустриально-инновационному развитию и диверсификации национальной экономики. Важной задачей является также уменьшение зависимости от российских поставок ГСМ, удовлетворяющих внутренний спрос на 30%.

По планам руководства Казахстана, ситуацию должна изменить начатая в 2011 году модернизация трех нефтеперерабатывающих заводов страны – Атыруаского, Павлодарского и Шымкентского. Проект реконструкции предусматривает не только количественное расширение мощности предприятий с сегодняшних 18,5 млн т. сырья до 19,5-21 млн тонн, но и замену морально и физически устаревшего оборудования, увеличение выработки светлых нефтепродуктов до 77% с достижением глубины переработки 87-90% (против сегодняшних 70%). Объем затрат, согласно текущим оценкам, прогнозируется на уровне 6 млрд долларов, хотя первоначальная смета предполагала расходы в пределах 2,5-3 млрд. Примечательно, что ранее именно финансовые соображения подтолкнули правительство Казахстана к принятию решения в пользу, как заявлялось, более дешевой модернизации НПЗ, а не строительства нового завода, стоимость которого как раз и оценивалась в 6 млрд долларов.

Помочь реализации программы должен опыт, ранее накопленный казахской госмонополией «КазМунайГаз», которая в сентябре 2012 года завершила реконструкцию принадлежащего ей румынского НПЗ «Петромидия». Интересно, что проект обошелся КМГ всего в 380 млн долларов.

Хотя модернизация трех казахстанских НПЗ должна завершиться к 2016 году, пока работы находятся на стадии составления проектно-сметной документации и расчистки площадок под строительство.

В октябре 2012 года коммерческий директор «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» Азамат Акишев заявил о том, что по завершении программы Казахстан планирует экспортировать 2 млн тонн нефтепродуктов ежегодно. Вместе с тем, как полагают многие эксперты, реконструкция НПЗ полностью не решит проблему наполняемости нефтепродуктами даже внутреннего рынка республики. Причина – возможная нехватка сырья для НПЗ.

И вновь о сырье

Проблема дает знать о себе уже сейчас. При первоначальной проектной мощности трех предприятий в 18,5 млн тонн, за 2012 год было переработано лишь 14,2 млн тонн сырья., несмотря на то, что сырая нефть поставлялась не только с казахских месторождений, но и из России. В первом квартале 2013 года переработано 3,5 млн тонн (на 3,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года).

После модернизации для выхода на заявленную мощность казахские НПЗ потребуют дополнительно 5,5-7 млн тонн сырья ежегодно. При этом в начале 2013 впервые за долгие годы Министерство нефти и газа РК уменьшило прогнозы добычи нефти в стране: в 2013 году – до 82 млн тонн против первоначально планируемых 83 млн тонн, в 2014 году – 83 против 85, в 2015 году – 90 против 95 млн тонн.

Сомнительно, что этот расклад способен изменить запуск месторождения Кашаган, с которым связывают будущее нефтяной отрасли Казахстана. Во-первых, нет никаких гарантий, что объявленная сегодня дата начала коммерческой эксплуатации залежей каспийского шельфа – июль 2013 года – не будет снова перенесена на неопределенный срок уже в четвертый раз (добыча откладывалась в 2005, 2008 и 2011 годах). Во-вторых, первое время международный консорциум на Кашагане рассчитывает на уровень добычи в 75 тыс. тонн сырой нефти, объемы излечения которой еще следует довести до объявленных 1,5 млн (с чем, скорее всего, поначалу возникнут технические проблемы). В-третьих, когда проект заработает на полную мощность, значительная часть «большой нефти» законтрактована на экспорт на годы вперед.

Другая проблема связана с тем, что для добывающих компаний (как и в России) экспорт нефти более привлекателен, чем ее переработка внутри Казахстана. Поставки углеводородов за рубеж стимулируют низкие экспортные пошлины. Они требуют меньше затрат на технологии и маркетинг и приносят гарантированную, относительно стабильную прибыль в короткие сроки. По статистическим данным, за 2007-2012 года объемы экспорта сырой нефти выросли в Казахстане сразу на 30,4%, достигнув в 2012 году 68,6 млн тонн (86,6% от общего объема добытого сырья).

Важно помнить и о том, что значительная часть производственных активов добычи природных ресурсов в Казахстане сконцентрирована в руках зарубежных (преимущественно западных) инвесторов. Несмотря на предпринимаемые в последнее время руководством республики попытки расширить государственное участие в переданных ранее зарубежным партнерам нефтедобывающих консорциумах, доля «КазМунайГаза» по ключевым месторождениям не позволяет определяющим образом влиять на принимаемые управленческие решения. Так, после закрытия сделок, увеличивших долю государства, КМГ в проекте «Карачаганак» располагает лишь 10% капитала концерна, а в компании «КМГ Кашаган Б.В.» - 16,81%. Доля республики в проекте «Тенгизшевройл» составляет 20%.

Китай взамен России?

В этих условиях Астана идет на новые административные меры по стимулированию поставок казахской нефти на внутренний рынок и увеличению загрузки местных НПЗ. В конце апреля 2013 года правительство РК приняло решение об ограничении российского импорта ГСМ с 1 июля до конца текущего года. Ограничения коснулись 478,5 тыс тонн нефтепродуктов (в 2012 году из России было поставлено 1,3 млн тонн).

О подобных намерениях было заявлено еще в начале 2013 года. Тогда министр нефти и газа республики С. Мынбаев выступил с резкой критикой в адрес российской стороны, поставляющей в Казахстан по демпинговым ценам топливо класса Евро-2 после ввода с 1 января 2013 года в России обязательного стандарта Евро-3. С точки зрения министра,
подобные административные мероприятия позволят уменьшить зависимость от российских нефтеперерабатывающих предприятий, приобретающих у Астаны сырье по заниженным ценам.

При этом попытки официальной Астаны обвинить Москву в повышении внутренних цен на ГСМ не выдерживают критики. Эксперты отмечают, что казахские НПЗ вынуждены были закупать местное сырье по цене 500-560 дол./т., в то время как российская смесь обходилась в 350 долларов. К тому же государство устанавливает лишь предел розничных цен на топливо, не контролируя оптовые закупки.

В качестве альтернативы сотрудничеству с Москвой казахстанские власти провозглашают не только развитие внутренних перерабатывающих мощностей, но и расширение кооперации с китайскими НПЗ, не загруженными, как заявляется, полностью и готовыми закупать в рамках толлинговых схем сырье из Казахстана по более привлекательным ценам. Сообщается о намерении переработать таким образом в 2013 году около 500 тысяч тонн нефти и даже рассматривается возможность строительства нефтепродуктопровода из Китая в Казахстан.

Источник: Новости–Казахстан