О предстоящей встрече в Калининграде министров иностранных дел России, Германии и Польши

Аналитика
Наряду с развитием отношений России с ЕС, в условиях быстро меняющейся международной обстановки возрастает значение поиска новых и активизации уже испытанных форматов и площадок для переговоров с европейскими партнерами. Москва не без основания рассчитывает на то, что улучшение отношений с отдельными европейскими странами будет способствовать решению, как стратегических, так и насущных задач в отношениях с Европейским Союзом.

Г.В. Кретинин

руководитель Балтийского информационно-аналитического центра

доктор исторических наук, профессор

Наряду с развитием отношений России с Европейским союзом, в условиях быстро меняющейся международной обстановки возрастает значение поиска новых и активизации уже испытанных форматов и площадок для переговоров с европейскими партнерами. Москва не без основания рассчитывает на то, что улучшение отношений с отдельными европейскими странами будет способствовать решению, как стратегических (например, проблемы модернизации страны), так и насущных задач в отношениях с Европейским Союзом.


В частности, прообразом нового формата стал французско-немецко-польский «Веймарский треугольник» на уровне министров иностранных дел в прошлом году в Париже, на который был приглашен С.В. Лавров. Логичным выглядело предложение сделать регулярным участие России в этих встречах. Кроме того, дипломатические круги различных стран уже обратили внимание на то, что удобной площадкой для переговоров между Россией и европейским Западом становится Калининград.


Так, 21 февраля 2011 г. здесь состоялась встреча глав комитетов по международным делам Госдумы РФ, германского бундестага и польского сейма. Складывается впечатление, что особый интерес город представляет для министра иностранных дел России С.В. Лаврова. Только в марте этого года он провёл здесь переговоры с министром иностранных дел Норвегии Йонасом Стёре, а 5 мая в Калининграде состоится ещё более масштабная встреча с польским министром Р. Сикорским и главой МИД ФРГ Г. Вестервелле.


Такой дипломатической активности российский город обязан практической реализации идеи президента РФ Д. Медведева, высказанной на декабрьском (2010 г.) саммите РФ – ЕС в Брюсселе. Подчеркнув, что введение безвизового режима между РФ и ЕС – процесс протяжённый во времени, президент предложил подумать как над его облегчением, так и над региональными соглашениями в визовых отношениях.


Следует отметить, что до недавнего времени основные усилия российской дипломатии были направлены на облегчение передвижения россиян между двумя российскими территориями – Калининградской областью РФ и «большой» Россией - через территорию Литвы. В середине 2000-х годов в этом вопросе был достигнут определённый прогресс: россияне стали получать упрощённые транзитные документы для перемещения через Литву на автомобиле и по железной дороге. Однако дальнейших подвижек в этом направлении не наблюдалось. Впрочем, Литва в 2008-2009 гг. постаралась инициировать облегчение визового режима для калининградцев и жителей прилегающих к границе литовских районов. Однако это относилось только к 30-километровой зоне с обеих сторон российско-литовской границы. Предложения России увеличить зону до 50 километров встретили возражение литовской стороны, и решение вопроса облегчения визового режима получило форму вялотекущего процесса.


Ситуация изменилась с началом улучшения отношений между Россией и Польшей. Стремление Варшавы играть всё более значимую роль на европейской политической арене, потребовало от неё активизировать отношения с ведущими государствами Европы, и использовать для этого любые представившиеся возможности. Тем более, если эти возможности естественным образом несли в себе позитивный заряд для обеих сторон. Примером здесь может служить приграничное сотрудничество между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши.


Польский МИД осуществил ряд практических мер, на деле способствовавших облегчению перемещения граждан Калининградской области РФ и северо-восточных воеводств РП через границу. Здесь и совершенствование приграничной инфраструктуры, и изменения в визовом обеспечении перемещения через границу. В частности, в начале апреля 2011 г. генконсульство Польши в Калининграде сообщило о введении для калининградцев возможности получения польских многократных полугодовых виз, которые будут действительны и при посещении других стран – участников Шенгенского союза. По истечении этой визы, калининградцы имеют возможность получить годичную визу, по истечении двух годовых многократных виз – получить польскую многократную визу на 3 и 5 лет.


Но наиболее существенным решением, способным реально повлиять на процесс приграничного сотрудничества, по мнению польских дипломатов, должно стать включение Евросоюзом всей территории Калининградской области в режим малого приграничного движения с Польшей. Согласно распоряжению 19.31 Еврокомиссии малое безвизовое приграничное сотрудничество между странами, входящими в зону Шенгена, и другими странами возможно в пределах 30-километровой зоны с увеличением до 50 километров (Калининградская область на севере граничит с Литвой, на юге - с Польшей. Расстояние между границами составляет 112 километров. Таким образом, образуется полоса территории шириной 12 километров, не подпадающая под визовые льготы). Изначально предусматривалось путём совместного трёхстороннего (Польши, Литвы и России) обращения к руководству ЕС внести изменение в этот регламент, однако в 2010 г. акценты литовского руководства существенным образом изменились: Литва выступила за сохранение действующих нормативов. Наоборот, Польша, после визита министра Р. Сикорского в Калининград, выступила убеждённым сторонником подписания договора с Россией о безвизовом режиме для всей Калининградской области.


Включение в льготный режим пересечения границы всей территории области подразумевало установление аналогичной глубины пребывания калининградцев на польской территории. Такое положение стало вызывать обеспокоенность со стороны Германии возможным бесконтрольным посещением россиянами других территорий Шенгенской зоны. Так двусторонние российско-польские переговоры превратились в трёхсторонние. На такой вариант развития событий с большей охотой пошла, прежде всего, Польша. В этом случае Польша позиционировала себя безусловным лидером в юго-восточной Прибалтике, практически обсуждающим и решающим сложные региональные проблемы. Одновременно Польша подчёркивала и свою значимость в Европе. Экс-глава польского МИД, сопредседатель польско-российской группы по сложным вопросам А. Ротфельд подчеркнул важность трёхсторонних переговоров для Варшавы: «Уже сам факт, что это произойдёт, доказывает, какую сильную позицию мы занимаем в Европе. Поскольку когда удаётся добиться переговоров на тему отношений России с ЕС, уже, пожалуй, никому не нужно объяснять, что Польша должна в них участвовать».


По мнению обозревателей, трёхстороння встреча 5 мая в Калининграде имеет для Варшавы, по крайней мере несколько целей: дальнейшее позиционирование Польши как одной из ведущих европейских держав, подготовку к польскому председательству во второй половине 2011 года в ЕС и попытка последующего продвижения программы «Восточное партнёрство», в связи с событиями в Северной Африке утратившей свой приоритет.


Как сообщил глава генконсульства Польши в Калининграде М. Голковский: «В настоящее время включение территории всей Калининградской области под безвизовое пространство – на сто процентов решённый вопрос». Со стороны Польши под аналогичный режим должны попасть основные центры северной Польши: Эльблонг, Ольштын и Гданьск. Однако последнее ещё требует разрешения ЕС.


Несомненно, на встрече глав внешнеполитических ведомств 5 мая с.г. будет обсуждаться поиск решения этого вопроса в ЕС, хотя польская сторона уверена в успехе: в Калининграде уже началось строительство павильона для выдачи калининградцам разрешений на безвизовое посещение приграничной территории соседнего государства (предусматривается выдача разрешений калининградцам с постоянной местной пропиской, проживающих в области не менее пяти лет, сроком на 5 лет и стоимостью в 20 евро).


Следует отметить, что активизация польской стороной решения проблемы малого приграничного движения не является самоцелью. Позитивный посыл в развитии российско-польских отношений привёл в определённой мере к улучшению сотрудничества и на калининградском направлении. Серьёзные подвижки наметились в приграничных отношениях на муниципальном уровне. Кризис 2008-2009 гг. в значительной мере ослабил позиции литовского бизнеса в Калининградской области. Образующуюся нишу (особенно на муниципальном уровне) поспешили занять польские предпринимательские круги. Нельзя исключать и того, что, используя успех в развитии отношений на калининградском направлении, польская сторона на встрече 5 мая поднимет вопрос о возможности участия Калининградской области в программе «Восточное партнёрство». Тем самым в определённой степени компенсируя тот вакуум, который создан в программе после решения ЕС об ограничении сотрудничества с Минском.


Значимой предстоящая встреча оказывается и для России. Прежде всего, необходимо наполнить практическим содержанием позитивные тенденции в российско-польских отношениях, наметившиеся в последнее время. Новые форматы сотрудничества будут способствовать развитию контактов России с Польшей в ближайшей перспективе, особенно с учётом предстоящего председательства Польши в ЕС. Трёхсторонняя встреча 5 мая будет важна для России с открывающихся для неё новых позиций, не только политического плана, но и экономического и социального. Встреча должна стать очередным шагом для России на пути решения безвизовой проблемы в отношениях с ЕС.

МОСКВА, 4 мая. /ИТАР-ТАСС/. Трехсторонняя встреча министров иностранных дел России, Германии и Польши пройдет 21 мая, сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в департаменте информации и печати российского дипведомства.

"Планировавшаяся на 5 мая в Калининграде трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств РФ, ФРГ и Польши по взаимной договоренности состоится 21 мая", - отметили в министерстве.