Семинар РИСИ «Проблемы государственно-исламских отношений»

Новости
25 марта 2014 г. в Российском институте стратегических исследований прошел международный семинар «Проблемы государственно-исламских отношений». Обсуждалась тема «Исламизм как вызов международной и российской безопасности и методы борьбы с ним».

Фоторепортаж

Для обсуждения была предложена следующая повестка:

  1. Трансформация сознания и культуры ближневосточных стран под влиянием исламистских спутниковых телеканалов и деятельности шейхов (обсуждение фильма «Имам»);
  2. Угрозы исламизма в России и дружественных ей странах;
  3. Опыт борьбы с исламизмом в мусульманских странах и предложения для России.

В семинаре приняли участие директор РИСИ кандидат исторических наук Л.П.Решетников, дипломаты Посольства Сирийской Арабской Республики в Москве (Первый Консул Посольства САР Джамаль Наджиб и переводчик Исса Исса), Посольства Алжирской Народной Демократической Республики (Министр-советник (Временный поверенный) Ламин Эль Хадж, Советник Посольства Хамид Бензид, переводчик Посольства Карим Дарани). С докладами выступили экономист-востоковед, кандидат экономических наук В.Б.Дергачев, исламовед, кандидат исторических наук, исполнительный директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Р.А.Силантьев, представитель Центрального духовного управления мусульман, муфтий Москвы Альбир Крганов, помощник муфтия И.Ф.Сафаргалиев. А такжес докладами выступилируководитель Челябинского информационно-аналитического центра РИСИ И.И.Аносов и научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем РИСИ Г.А.Хизриева.

Открывая мероприятие, и приветствуя гостей, директор института Л.П.Решетников отметил, что радикализм во всех проявлениях является угрозой  для тех стран, откуда он происходит, для их соседей и для всего мира. «Мы прекрасно видим это на примере Украины, где во власть вошли радикальные националистические представители, исповедующие, как они утверждают, христианскую религию…» – сказал он.

Первый Консул Посольства САР в Москве Джамаль Наджиб в своей речи сказал, что политический ислам, угрожающий сегодня безопасности всего мира, стал развиваться в 1960-х гг. при поддержке США и их союзников с целью использования его в геополитических целях (тогда для борьбы с коммунизмом). И с тех пор мир начал знакомиться с новой исламской моделью. Но такой «ислам» – по мнению Дж. Наджиба, не имеет в действительности никакого отношения к истинному исламу. И он является вызовом для всего мира. «Напрасно думать, что события, происходящие в Сирии, нигде не повторятся – они могут произойти в любой точке мира» – сказал консул.

Он напомнил, что под предлогом «джихада» террористы из 80 стран мира совершают бесчеловечные преступления в Сирии – отрубают головы, расчленяют тела, вырывают сердца, ведут страшные пытки в своих подвалах и тюрьмах. Получая помощь извне, они целенаправленно разрушают инфраструктуру страны, похищают целые производственные комплексы (из Алеппо имущество заводов и фабрик было похищено и перевезено в Турцию), используют страшную ложь и провокации. И верят, что за все это они отправятся напрямую из Сирии, Алеппо или Дамаска в «рай».

В других местах мира, таких как Мали эти преступления называются терроризмом, а в Сирии согласно нормам двойных стандартов в современной мировой политике – «джихадом». «Поэтому нам всем сообща и с представителями умеренного ислама нужно работать для противостояния ваххабизму, салафизму, такфиризму» – сказал представитель посольства Сирии. Он передал также слова благодарности российскому народу и руководству России за избранную позицию, стойкость в сирийском вопросе, за понимание происходящего, поддержку на гуманитарном уровне и следование нормам международного права.

Временный поверенный Алжирской республики в Москве Ламин Эль Хадж рассказал, что десятилетний опыт борьбы Алжира с терроризмом в 1990-е гг. помог стране избежать сегодня риска так называемой «арабской весны». Временный поверенный поделился воззрениями алжирских исламоведов на политический ислам: с их позиции это явление можно назвать болезнью в обществе. Исламизм использует технологии, позволяющие ему затрагивать интересы всех мусульман – обращаться к духовным принципам, понятиям, традициям и использовать для достижения своих политических целей. Так, термин «джихад», имеющий обширный смысл, направляется в узкое русло исключительно военной конфронтации. Ламин Эль Хадж в числе самых опасных направлений политического ислама назвал салафизм – «потому что он в своих целях играет на различиях  между разными течениями в исламе (что хорошо видно в конфликте между шиитским направлением и суннитским) чтобы использовать в каждом из них моменты, способствующие конфронтации».

Он также отметил, что исламизм и салафизм неоднократно использовали в политических целях тему арабо-израильского конфликта для привлечения к себе и вербовки исламской молодежи. Для развития экстремистских идей в обществе они играют на понятиях «бедность», «уровень жизни», «безработица» и т.д.

Опыт Алжира, согласно словам министра-советника показывает, что представителей этих течений можно разделить на две группы: стоящих на позициях войны с государством и готовых встроиться в правила политической жизни страны.

Советник Посольства Алжирской республики Хамид Бензид также обратился к собравшимся с небольшим выступлением. С его точки зрения исламизм – это ключевая тема, позволяющая понять, что происходит в мире. Эта угроза – по словам советника – страшнее, чем оружие массового уничтожения. Он также сослался на украинские события, которые доказывают, что экстремисты разных направлений находят общий язык, т.к. цель одна (так экстремист Ярош призвал террористов Кавказа совершать террористические акты против России).

Хамид Бензид заострил внимание на проблеме грандиозной фальсификации истории и понятий о религии: «Все религии (христианство, ислам, иудаизм) ориентированы на добро и борьбу со злом, но в современности политический ислам или исламизм в лице радикальных движений, представляет религию лишь с темной стороны». Концепция религии такого типа создается носителями радикальных идеологий для достижения своих политических целей. С фальсификацией представлений о религии связано использование смертников. «В настоящем исламе самоубийца обречен на попадание в ад» – это написано в Коране на арабском – четко и ясно – подчеркнул советник. «Радикальные идеологии легализуют самоубийство и утверждают, что оно разрешено в исламе. Так они выполняют свою цель и трансформируют нашу религию. Они вредят нам, нашей религии и другим обществам. И в настоящее время представители такой идеологии для нас – не просто исламисты, они для нас преступники» – сказал Хамид Бензид.

Алжирские дипломаты предложили обратить внимание на некоторые моменты опыта Алжира в борьбе с радикальными направлениями религии.

На семинаре также выступил экономист-востоковед Владимир Дергачев. Он рассказал о влиянии событий «арабской весны» на межарабские отношения и наметившихся перегруппировках сил, ведущих к возникновению иного баланса в регионе.

Например, часто в качестве колыбели радикализации ислама, фундаментализма рассматривается Саудовская Аравия. Но 5 марта Королевство Саудовская Аравия, Бахрейн и и ОАЭ отозвали своих послов из Катара, обвинив последний в поддержке «Братьев-мусульман» и намерении последнего создать плацдарм для экстремистских группировок в зоне Персидского залива. 7 марта 2014 г. КСА обратилось с заявлением, в котором призывает вернуться на родину всех саудовских подданных, сражающихся на территории Сирии в рядах Джабхат Аль Нусра и джихадистской коалиции т.н. исламского государства Ирака и Шама.  В.Б.Дергачев считает, что на фоне общеарабской смуты саудиты увидели в фундаментализме угрозу своему собственному монархическому режиму, который воспринимается ими как идеальный и для сопредельных государств, объединённых Советом сотрудничества арабских государств в рамках Персидского залива, а в позиции Катара – опасность для собственных интересов и внутренней безопасности.

По мнению эксперта КСА стремится сформировать так называемый «умеренный блок», в котором желает видеть Иорданию, Марокко, Египет, Бахрейн и ОАЭ. Иран, в свою очередь, пытается создать свой «Фронт стойкости и противодействия», в котором могли бы быть представлены Сирия, Катар и Турция. Причём Катар начинает пересматривать свой подход к сирийской проблеме, заявляя о прекращении поддержки сирийских повстанцев. Возникновению группировки «способствовало» давление КСА, ведущее к наметившейся блокировке Катара и Ирана и подключающейся к ним Турции. Между тем, само Королевство Саудовская Аравия теперь исходит из понимания новых реалий, где исламизм представляет угрозу существованию уже королевской семье.

Владимир Дергачев также презентовал фильм египетского журналиста Ахмеда Салаха «Имам», посвященный осмыслению последствий деятельности салафитских спутниковых телеканалов для египетского общества и негативных последствий этой деятельности для ислама в целом.

В семинаре РИСИ принял участие российский исламовед, исполнительный директор правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев, который высказал мысль о том, что 2014 г. является наиболее продуктивным с точки зрения государственно-исламских отношений для России за весь постсоветский период. Впервые за многие годы перед лидерами мусульман и государственными чиновниками были поставлены ясные задачи, связанные с совершенствованием законодательства в религиозной сфере, с развитием исламского образования и по повышению роли мусульманских священнослужителей. Примером может служить участие и заинтересованность исламского духовенства в процессе разрешения политического кризиса на Украине. Р.А.Силантьев высоко оценил действия правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом, терроризмом и сектантством в Крыму, провел параллель между действиями сектантов неисламского происхождения и исламистами, показал близость их методов борьбы по разрушению государственных систем.

Руководитель Челябинского информационно-аналитического центра РИСИ Илья Аносов поделился опытом курирования сферы государственно-исламских отношений в Челябинской области, где этнические мусульмане составляют 6% населения. Он отметил, что в УрФо есть субъекты, в которых количество мусульман доходит до 18-20 % (для сравнения в Крыму крымские татары составляют 12%) населения, но эти регионы развиваются стабильно, что говорит об эффективности государственно-исламских отношений. При этом, по мнению докладчика, важно совершенствовать законодательство, с одной стороны, поддерживая духовные традиции  мусульман России, а с другой, ужесточая наказания за преступления исламистов против мусульман.  Он сообщил и о том, что в Челябинской области в 2013 г. впервые были осуждены исламисты на шестилетние сроки за совершение тяжких преступлений, терроризм и экстремизм.

Муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов поделился своими впечатлениями от пребывания в Крыму во время референдума 17 марта 2014г. и рассказал о своих встречах с духовенством крымско-татарского народа. В частности он сказал, что стабильность в Крыму сейчас почти полностью зависит от первых шагов российских властей на полуострове. Он также отметил, что государственно-исламские отношения – это взаимный процесс, а потому государство должно предложить ясные и понятные правила игры мусульманскому сообществу России.

Сотрудник ЦГИ РИСИ Галина Хизриева сделала доклад на тему «Модели государственно-исламских отношений в России и СНГ».

В своей краткой речи заведующий сектором исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалиев предложил создать Центр РИСИ в Крыму для работы в Бахчисарайском районе. Своё предложение он аргументировал тем, что отсутствие внимания России к судьбе крымских татар может привлечь внимание и заинтересованность в них со стороны представителей других стран. Сегодня Россия имеет все преимущества для того, чтобы в Крыму заработали законы, защищающие представителей депортированных народов. Целью Рабочей группы при Центре РИСИ в Крыму может стать деятельность по бесконфликтному продвижению российской модели государственно-исламских отношений в этом регионе.

Очевидно, что новые реалии: перемена ориентаций и перегруппировка сил среди арабских государств Ближнего Востока, изменение отношения в ряде стран к исламистским сектам и течениям (например, Турция), украинский кризис и вхождение Крымского полуострова в состав России  – ставят перед Российским государством новые задачи на уровне государственно-исламских отношений. Семинар РИСИ позволил познакомиться с разнообразными точками зрения и предложениями зарубежных и отечественных экспертов. В связи с актуальностью семинар РИСИ продолжит свою работу в 2014 г.