Проблемы модернизации российской экономики

Аналитика
Доклад старшего научного сотрудника Центра экономических исследований РИСИ Е.А. Семёновой на конференции «Конкурентоспособность России в XXI веке: вызовы для национальной безопасности», состоявшейся в РИСИ 8 ноября.

Е.А. Семёнова, старший научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ

Доклад на конференции «Конкурентоспособность России в XXI веке: вызовы для национальной безопасности», состоявшейся в РИСИ 8 ноября.

В XXI-м веке инновации стали ключевым фактором экономического роста и необходимым элементом поддержания конкурентоспособности стран. В последние годы инновационной проблематике большое внимание уделяет и российское руководство, растут государственные расходы на НИОКР и инновационные программы. По данным исследовательского института Battelle Memorial Institute, инвестиции в НИОКР в России увеличились с 22,9 млрд дол. в 2010 г. до 24,9 млрд в 2011 г. и составили 1,05 % ВВП. В стране создана система институтов развития.

Однако, несмотря на увеличение расходов на исследования и инновации их результативность и эффективность не растут. Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции с 2005 г. остаётся на уровне 5,5 % (по оценкам, пороговое значение - 15%), а удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, не достигает и 10 % общего количества промышленных предприятий. По данным Глобального инновационного индекса (предложен Европейской бизнес-школой и исследовательским институтом INSEAD) в 2011 г. Россия находилась на 56 месте среди 125 стран.

И это закономерно, поскольку в России до сих пор отсутствует системный подход к выстраиванию инновационной системы. Государство то стимулирует развитие технологических парков, то, опираясь на западноевропейский опыт, начинает создавать технологические платформы, то увлекается идеей создания инновационных кластеров. При этом тратятся большие средства, но не просчитываются возможные негативные последствия и риски. Так, в нашей стране, например, создано более 130 технологических парков, а эффективно из них работает только около 10 %.

Поэтому представляется необходимым осуществлять постоянный мониторинг и анализ ситуации, чтобы чётко представлять какие реальные изменения происходят в экономике в результате тех или иных действий государственного вмешательства. И только затем выдвигать новые инициативы. Причём следует учитывать и возможное усиление антимотивации к реальной оценке деятельности институтов развития, поскольку в последнее время в результате серии соглашений о взаимодействии между ними возникло существенное перекрёстное участие менеджмента одних институтов в других.

Для успешного распространения новых технологий кроме финансовой поддержки не менее важно формирование инновационной среды, способной воспринимать эти технологии. Западные эксперты выделяют несколько разновидностей государственных мероприятий, направленных на повышение спроса либо стимулирующих  диффузию инноваций в экономику страны: государственные закупки, прямая финансовая поддержка нововведений через субсидии и налоговые льготы, регулирование (выработка стандартов безопасности, экологических и др., регулирование цены на новую продукцию). В России спрос на инновации также нужно формировать, возможно, путём выстраивания системы заказных инноваций (сначала на региональном уровне). Ведь государство заинтересовано не только в продукции оборонно-промышленного комплекса и космических технологиях, но, например, и в производстве новых строительных материалов для ЖКХ или новых лекарственных препаратах. 

Итак, ответ на вопрос как повысить конкурентоспособность российской экономики, теоретически известен: необходимы новые технологии, эффективные механизмы их освоения, базирующиеся на инновациях, а также активная поддержка спроса на продукцию этих технологий. Как мы знаем реализация этих условий на практике далеко не проста. Начать с того, что в структуре народного хозяйства и, прежде всего, в промышленности до сих пор отсутствуют позитивные изменения. (Хотя с позиций формальных международных сопоставлений показатели динамики ВВП и промышленного производства в 2011 г. были достаточно высокими, соответственно 104,3 и 104,7 %).

Сегодня производственные фонды отечественной промышленности изношены по различным отраслям от 60 до 80 %. Кадровый состав сократился в несколько раз, в том числе доля инженерно-технических работников – с 10 % (от состава занятых в промышленности) до 0,5-1 %. А на старой технологической базе инновационной экономики не построить.

Правда в настоящее время, как мне кажется, всё же растёт осознание того, что и заимствование западных технологий, и внедрение отечественных разработок не возможно без наличия в стране высокоразвитой промышленности. Без развёртывания производства на внутренний рынок инновационное развитие не сможет приобрести необходимый масштаб и превратиться в систему.

Поэтому наряду с задачей стимулирования российских производителей к инновационному развитию производства не менее важно выстраивать систему перехода российской экономики к новому технологическому укладу, что невозможно осуществить без продуманной промышленной политики. Во времена серьёзных структурных сдвигов рассчитывать только на догоняющую модернизацию за счёт импорта технологий нельзя. Мировой опыт показывает, что государства, которые пошли по пути простого использования разработанных за рубежом технологий, хотя сумели достичь быстрых темпов развития, но так и не перешли от копирования и доработки заимствованных технологий к креативному постиндустриальному развитию.

Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и то, что транснациональные корпорации, контролирующие основную массу новых технологий, решают вопросы об их передаче, исходя из собственных интересов. И эти интересы далеко не всегда совпадают с интересами стран-реципиентов. России, безусловно, нужна модернизация, но базирующаяся не только на заимствованных, но и на собственных инновационных технологиях.