Пакистан оскорблен американскими видеоиграми

Мы в СМИ
В Пакистане разгорелся скандал, вызванный выходом на рынок видеоигр двух новых произведений этого жанра, созданных в США – Medal of Honor: Warfighter ("Медаль за отвагу: боец") и Call of Duty: Black Ops II ("Зов Долга: Секретные операции-2").

В обеих этих играх речь идёт о действиях американского спецназа против террористов либо наркоторговцев на территории Пакистана. Причём Пакистан изображается как несостоявшееся государство, прибежище террористов самых разных мастей. А главная силовая структура – Межведомственная разведка (ISI) – едва ли не как главный союзник террористов в борьбе против американского спецназа.

Сразу после выхода обеих игр на пакистанский рынок власти получили десятки жалоб от пользователей из разных концов страны. Большинство владельцев магазинов по собственной воле изъяли игры из продажи. В дело вмешалась Всепакистанская ассоциация торговцев и производителей CD, DVD и аудиокассет (All Pakistan CD, DVD, Audio Casette Traders and Manufacturers Association) Ассоциация настоятельно рекомендовала всем торговцам поступить так же.

Впрочем, далеко не все торговцы приняли участие в бойкоте. Как заявил корреспонденту лондонской The Daily Telegraph владелец одного магазина в Исламабаде, просивший не называть его имени,"игры такого рода – самые популярные". "Националисты и религиозные деятели их не любят, но я не собираюсь прекращать продавать их", - сказал он.

Казалось бы, что такого произошло? В каждой игре есть герои и злодеи – "наши" и "не наши", земляне и пришельцы и т. д., и можно было бы воспринимать подобных персонажей отвлечённо, просто как пешки и фигуры на шахматной доске. Но дело в том, что появление этих двух игр произошло именно тогда, когда американо-пакистанские отношения складываются очень непросто. 

За годы американской военной операции в соседнем Афганистане американские спецслужбы и военные не раз бесцеремонно нарушали территориальную целостность Пакистана. В этом ряду среди множества событий можно особо отметить убийство сотрудником ЦРУ Рэймондом Дэвисом двух пакистанцев в Лахоре в январе 2011 года.

Непрекращающиеся удары по пакистанской территории с беспилотных самолётов, приводящие к многочисленным жертвам среди гражданского населения и пакистанских военных, стали предметом изучения специальной комиссии ООН. Не говоря уже об операции по уничтожению "человека, похожего на Усаму бен Ладена", проведённой американским спецназом без предварительного уведомления пакистанских властей. Кстати, один из спецназовцев, участвовавших в ликвидации бен Ладена, принимал непосредственное участие в разработке видеоигры MedalofHonor. Так что гнев и раздражение пакистанцев вполне объяснимы.

Другое дело – США. По сути, американцы уже давно пытаются перевести свои отношения с Пакистаном в виртуальную плоскость. Само по себе использование беспилотников уже превращает боевые действия в некое подобие видеоигры: оператор сидит далеко от места событий и просто нажимает кнопки. Эффект, который подобные игры оказывают на сознание людей, принимающих непосредственное участие в боевых действиях, недавно продемонстрировал британский принц Гарри. Он сравнил нажатие на реальную гашетку с нажатием кнопок на пульте видеоигры.

Более того, когда определённый народ, определённая страна и её силовые структуры изображаются в качестве врагов и потенциальных мишеней, это оказывает сильнейшее воздействие на подсознание. В результате любые нападки на эту страну, звучащие из уст официальных лиц США, будут восприниматься общественным мнением абсолютно не критически.

Сегодня отношения США и Пакистана достигли уровня, когда для их определения даже изобретен специальный термин – "друзья-враги" (frenemies). Как они повернутся в будущем, сегодня предсказать никто не возьмётся. Но если они продолжат ухудшаться, то поколение, воспитанное на подобных виртуальных играх, несложно будет пересадить за штурвалы реальных боевых самолётов.

Источник: РГРК «Голос России»