Аждар Куртов о рэкете в государственном масштабе

Мы в СМИ
Аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов рассказал StanRadar.com о мотивах и последствиях законопроекта об ответственности руководителей за остановку производства на предприятиях с госдолей.

Эксперт отметил, что события годовой давности показали, что дороги перекрывали жители села Саруу в Иссык-Кульской области и они добились остановки золотодобычи не от руководства компании «Centerra Gold Inc», а от властей. «Принципиальный момент в том, что депутат Омурбек Текебаев предлагает привлекать к уголовной ответственности руководителей предприятия, которое принадлежит государству только частично», - подчеркнул он.

Аждар Куртов считает, что «если Киргизия позиционирует себя современным, а не тоталитарным государством, что и есть на самом деле, то не стоит возвращаться к практике советского периода». «Я имею в виду Уголовный Кодекс СССР от 1926 года в котором статья «Саботаж» была в разделе «Контрреволюционные преступления». Потом ее перенесли в раздел «Государственные преступления». Отказались от этой статьи только в 1958 году. Понятие «Саботаж», которое досталось от советской власти и которое, по всей видимости, сидит в голове Текебаева, предполагает нанесение ущерба государству. В ситуации с «Кумтором» этого нет», - заметил политолог. 

Он также высказал предположение, что за инициативой Омурбека Текебаева стоят другие цели. «Они не афишируются, но имеются в виду. Во-первых, это элемент самопиара. Такой подход характерен и привычен для киргизских политиков. Во-вторых, Текебаев хочет возложить обязанность властей по обеспечению безопасности работы инвесторов на самих инвесторов. Прошедшие митинги показали, что силовые структуры Киргизии не в состоянии навести порядок, а власти не могут или не хотят договариваться с протестующими. В-третьих, Текебаев пытается добиться от канадцев больших преференций в личных целях. Это уже чистой воды «рэкет» с использованием законов в качестве инструментов давления», - пояснил эксперт.

Аждар Куртов отметил, что «если депутат руководствуется этой логикой, то она делает ситуацию еще более неприглядной». «Одно дело, когда рэкетом занимается бандит и совсем другое – когда этим грешит государство, пытаясь оправдать это законом. Если парламентарии внимательно рассчитают последствия предлагаемого закона – материальные риски и репутационные потери, то эта инициатива имеет слабые перспективы. В Уголовных Кодексах других государства понятия «саботаж» нет. Проблемы во взаимоотношениях государства с инвесторами решаются договорными способами», - подытожил политолог.