Перспективы развития «зеленой экономики»: глобальные и региональные аспекты

Аналитика
Глобальными тенденциями «зеленой экономики» является повышение энергоэффективности

Многие страны, испытавшие в условиях финансово-экономического кризиса спад производства, в последнее годы занимались активным поиском новых моделей развития. На 40-м Всемирном экономическом форуме 2010 г., проходившем в Давосе под лозунгом «Улучшить состояние планеты: переосмыслить, перепланировать, перестроить мир», такая модель был выбрана, и объявлен новый глобальный курс на зеленую экономику как единственный путь дальнейшего развития. Концепция «зеленой экономики» призвана обеспечить более гармоничное согласование компонентов экономики, общества и природы в рамках парадигмы устойчивого развития. В настоящий момент она становится глобальным курсом инновационного, антикризисного формирования во многих странах и регионах мира.

По мнению международных экспертов, для успешного становления новой концепции необходимо направить значительные инвестиции в эффективные инновации. Усилия развитых стран вероятней всего будут направлены на рационализацию землепользования, а также развитие градостроительной политики. Можно ожидать увеличения инвестиций в энергоэффективность зданий, развития городской инфраструктуры и даже строительства экогородов. Будут выделяться средства на развитие устойчивого транспорта и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Развивающиеся страны будут, прежде всего, инвестировать в сельскохозяйственное производство, в укрепление систем управления водными ресурсами, а также развитие автономной энергетики.

Суммируя эти тенденции можно сказать, что глобальными тенденциями «зеленой экономики» является повышение энергоэффективности во всех сферах экономики, развитие возобновляемой энергетики и экологически-безопасного транс-порта, обеспечение потребностей в безопасном и качественном продовольствии и воде, строительство новой промышленной и информационной инфраструктуры.

Следует отметить, что основной проблемой внедрения нового курса на глобальном и региональном  уровнях является создание условий, при которых такое развитие будет экономически выгодно. В современной ситуации, для того чтобы зеленая экономика стала реальностью необходимы:

•         масштабная помощь государства;

•         активное участие частных инвесторов;

•         посильное участие потребителей.

Рассмотрим некоторые пути формирования зеленой экономики в странах, которые считают это направление приоритетным.

Одним из мировых лидеров, является Южная Корея. В этой стране 3% ВВП или 60 млрд долл. США за 5 лет с 2011 г. планируется направить на развитие «зеленых» секторов, и создано 1,8 млн рабочих мест. Южная Корея, избравшая концепцию «зеленого» роста в качестве национальной стратегии, основное внимание уделяет промышленности, энергетике и инвестициям, «зеленым» видам транспорта, альтернативным источникам пресной воды, технологиям переработки отходов, развитию парков, обустройству рек в черте города. Различные проекты, которые министерства осуществляли самостоятельно, были объединены в единый пакет, чтобы избежать бюджетных расходов на второстепенные цели.

С 2011 г. Южная Корея запустила систему «зеленых платежных карт» для стимулирования «зеленого» потребления товаров, произведенных с экологическими инновациями. С помощью таких карт учитываются потребление «зеленых» товаров и услуг, использование общественного транспорта вместо личного а также, использование энергоэффективных товаров. Для России этот опыт, на наш взгляд выглядит довольно интересным, особенно в связи с формированием национальной платежной системы. Возможно, она должна включить в себя и «зеленую» составляющую.

США в качестве основных направлений развития зеленой экономики выбрали развитие альтернативной энергетики. С помощью солнечных установок к 2030 г. будет производиться 65% энергии, потребляемой страной и 35% - тепла. Властям американских штатов дано два года (начиная с 2014 г.) на то, чтобы самостоятельно выработать конкретные меры для достижения этой цели. Президент Барак Обама объявил о своем плане инвестиций в развитие экологически чистых видов технологий на следующие 10 лет, чтобы не только улучшить экологическую ситуацию, но и создать до 5 млн рабочих мест.

Практически во всех странах ЕС разработаны «зеленые» меры в сфере энергетики, развития общественного транспорта и инфраструктуры, строительства эко-поселений, а также систем утилизации. В ЕС приняты стандарты на автомобильные выхлопы Евро-5 и уже готовится введение новых Евро-6. Выделяются многомиллионные субсидии покупателям на приобретение электромобилей. Великобритания приняла экономику «зеленых» технологий в качестве стратегии своего национального развития и недавно обнародовала свои «зеленые» проекты, нацеленные на создание 100 тыс. новых рабочих мест.

В Китае планируется к 2020 г. получать 15% (сейчас 9%) электроэнергии из возобновляемых источников, а углеродоемкость экономики снизить на 45%. Тенденция на развитие зеленых технологий в Китае установилась с 12 пятилетки (то есть с 2011 года). В КНР принудительно закрыли более 2 тыс. экологически грязных компаний. Объем госвложений в энергосбережение, возобновляемую энергетику, соответствующие технологии в КНР в несколько раз превысил показатели США и ЕС. Китайские производители уже занимают 40% мирового экспорта солнечных батарей и 20% — ветряных установок. Еще одно направление «зеленых» технологий, которые развивают в Поднебесной – это нанотехнологии, в текущем году был открыт Глобальный инновационный центр нановолокна Glodal Innovation GICNA. Необъявленная цель Пекина — стать мировым лидером в области зеленых технологий в XXI веке.

Мировой опыт показал, что «зеленая экономика» стимулирует региональное развитие, способствует социальной стабильности, увеличению экономического потенциала за счет создания новых рабочих мест в секторах «зеленой экономики». К примеру, в Бразилии проведено восстановление сельскохозяйственных земель за счет усовершенствованной системы ухода за почвой, внедрения технологий нулевой и минимальной вспашки, и управления цепочками поставок.

Необходимо отметить, что у наших ближайших партнеров по интеграционным объединениям на постсоветском пространстве: Казахстана и Беларуси сформирована государственная база для развития зеленой экономики. Так в Казахстане принята концепция по переходу страны к зеленой экономике, в Беларуси разработано «национальное сообщение» по устойчивому развитию республики на принципах зеленой экономики. Казахстан планирует к 2050 г. увеличить ВВП страны на 3% и создать более 50 тыс. рабочих мест. Инвестиции в развитие зеленой экономики планируется осуществлять в объеме 3% ВВП или 3-4 млрд долл. в год. Одним, из важных элементов, на которые необходимо обратить внимание, на наш взгляд является использование кластерных технологий.

Беларусь планирует увеличить инвестиции до 2% ВВП, основной упор будет сделан на целевую государственную поддержку научных и образовательных проектов связанных с зеленой экономикой.

Переход России к формированию зеленой экономики имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сохраняющейся высокий интеллектуальный потенциал и наличие больших по площади малозатронутых хозяйственной деятельностью территорий в регионах, составляющих более 60% страны. Благодаря этим факторам Россия может стать лидером в переходе к новой модели развития. Однако в настоящее время России важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать движение в сторону зелёной экономики.

Для перехода к зеленой экономике должны быть созданы способствующие этому стимулирующие меры: льготное кредитование и налогообложение проектов по модернизации, субсидирование производителей энергии, получаемой из альтернативных источников, системы «зелёной» сертификации и т.д.

Отношение руководства России к зеленой экономике в последние годы постепенно начинает меняться, хотя во многом всё еще носит декларативный характер, степень реализации проектов связанных с зеленой экономикой находится на низком уровне.

Основной акцент в государственной политике в настоящее время сделан на увеличении энергоэффективности существующих технологий. Что, в принципе, отвечает основным мировым трендам. Базовым законодательным актом здесь является ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» принятый в 2009 г., на его основе сформирована Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». В тоже время, ряд других направлений развития зеленой экономики, остается не разработанными, например «застрял» в коридорах власти так необходимый для многих аграриев закон об органическом сельском хозяйстве.

На наш взгляд, перспективы развития зеленой экономики, в настоящий момент наиболее целесообразно рассматривать в рамках формирующегося Евразийского экономического союза. Сотрудничество в рамках этой организации является одной из ключевых стратегических задач, т.к. способствует закреплению позиций России в качестве регионального лидера. Как уже было отмечено, у наших партнеров по организации существуют хорошо проработанные стратегические планы развития новой модели.

Среди основных направлений развития зеленой экономики, на которые необходимо обратить внимание, прежде всего в региональном контексте можно выделить:

«Зеленое» строительство. Текущее состояние жилищного фонда показывает, что в ближайшие десятилетия в большинстве регионов России потребуется его значительная модернизация. При этом импортируется значительная номенклатура строительных материалов, таких как окна, теплоизоляционные материалы, медные трубы. Представляется целесообразным наладить их выпуск с учетом экологических нормативов. За основу можно взять как международные сертификаты LEED и BREAM, так и зеленые нормативы, разработанные к Олимпиаде в Сочи. Это позволит сэкономить инвестиции на строительство, а также в последствии уменьшить затраты на эксплуатацию.

Сельское хозяйство. У России есть широкие возможности для того, чтобы претендовать на часть мирового рынка экологически-чистого продовольствия. Это крайне важно, поскольку выпускается продукция с высокой добавленной стоимостью. При решении проблемы развития рынка и производства экологически-чистой продукции, активная поддержка со стороны государства особенно важна. Сельхозпроизводство само по себе высокозатратная отрасль, в случае с развитием его экологического направления издержки увеличиваются как минимум в 2 раза. На наш взгляд нет необходимости переходить к производству только по «органическим» технологиям, этот путь даже не региональный, а возможен для отдельных хозяйств. В целом должны быть выбраны такие способы производства, которые позволяют производить качественную и полезную продукцию. Для подтверждения ее свойств, целесообразно сформировать, или даже можно сказать возродить контроль качества продуктов питания, с использованием как положительных наработок СССР, так и передового зарубежного опыта. Возможно также создание национального государственного знака гарантирующего экологичность отдельных видов продукции, а также проведение кампании в его поддержку.

Новые технологии в энергетике. Россия серьезно отстает в разработке и внедрению возобновляемой энергетики. Инвестиции в российский сектор ВИЭ, по мнению американских экспертов в настоящий момент считаются «пренебрежно малыми». Это при том, что Россия обладает колоссальными потенциальными ресурсами по развитию ВИЭ. Доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии в стране равна 1%. Удельный вес производства тепловой энергии, полученной на базе ВИЭ – около 3%. Важен региональный аспект выбора вида альтернативной энергетики, регионы с большим количеством солнечных дней, должны развивать солнечную энергетику, в них возможно развитие промышленной инфраструктуры производящей гелиоэнергетические системы. Важен также и социальный аспект. В ряде регионов значительно усложнена электрификация и газификация населенных пунктов, для них как вариант развития ВИЭ может стать установка микро ГЭС на реках и ручья, а также биогазовых установок в аграрных хозяйствах.

Управление отходами и обработка материалов в условиях замкнутого цикла. В первую очередь необходимо изменить отношение к отходами. Они должны рассматриваться как составная часть ресурсной базы экономики. Важно чтобы регион выбирал для себя индивидуальный подход к решению проблемы отходов, в зависимости от своих специфических условий, финансовых и других ресурсов. При управлении отходами: во-первых, должно предотвращаться их образование; во-вторых, они, по возможности, должны использоваться вторично; в-третьих, если повторное использование невозможно, необходим их рециклинг. Далее отходы должны использоваться для рекуперации энергии; и только в-пятых, если все указанные действия невозможны, отходы отправляются на захоронение.

В заключение необходимо отметить, очень важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения по формированию экономической политики основывались на концепциях устойчивого развития и «зеленой экономики». Это дает реальный шанс уйти от догоняющих стратегий, уводящих нас на мировую периферию, и даст возможность перейти к опережающим и сбалансированным действиям путем принятия комплексных решений в духе современных парадигм.