Помнить и не допустить повторения

Мы в СМИ
90 лет назад на Европейской части России закончилась Гражданская война. Символом трагического финала стала масштабная эвакуация из Крыма  Русской армии под командованием   барона Петра Врангеля. Солнечным днем 16 ноября  1920 года на корабли погрузились последние патрули  юнкеров. В общей сложности из Севастополя, Керчи, Феодосии и Ялты на 132 кораблях с полуострова ушли около 150 тысяч человек. Так начался «великий исход русских за рубеж»…       Интрервью директора РИСИ, кандидата исторических наук Леонида Петровича Решетникова радио «Голос России».

Сергей Мизеркин

- Леонид Петрович, Гражданская война 1918-1920 годов продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной жизни страны.  Можно ли было избежать кровопролития или революционные  события были неизбежны?

- Катастрофа национальная, конечно,  это 1917 год. Она  становилась неизбежной в результате всего  развития России во второй половине 19-го  начале  20-го веков. Речь шла о том, что  начался духовный кризис нации. Прежде всего его образованной части, отход от веры, отход от Бога. Это увлечение разными учениями, часто учениями в кавычках,  идеями, которые приходили с Запада. Так  нарушался традиционный уклад жизни. А раз нарушался традиционный уклад жизни, нарушалось традиционное представление о политике. Традиционное преставление о миссии Российской империи,  Российского государства. Возникало непонимание царя как верховного правителя-помазанника Божьего, который действовал в православном поле. А    элита общества уже выходила из этого поля.  Поэтому эти процессы - на фоне экономических  и  социальных проблем - сыграли огромную  роль в возникновении духовного кризиса. Выдающийся русский философ Иван Ильин  очень хорошо об этом писал.  "Это был кризис  духа, прежде  всего, это был кризис русской совести, русской чести, русского порядка. Это был кризис русской веры, русской  религии», - писал он в эмиграции. Вот в результате   этого кризиса и  сложился 1917-й год. Да,  он ускорялся разными  моментами: Первой  мировой войной,  действиями  революционеров, которые в этой обстановке  получали огромные возможности для конкретных действий. Поэтому произошло, я бы сказал, не падение самодержавия, а падение традиционной  России, ее тысячелетней истории.

 В  феврале 1917-го года, прежде всего,  была попытка перестроить русский цивилизационный код на  европейский. Это не получилось.  К власти пришли    экстремистки настроенные деятели, которые  ставили перед собой задачи не перестроить код на западноевропейский лад, а  просто сломать  русский код и вообще  ликвидировать историческое государство  «Россия». Все это знают из учебников истории и мемуаров 20-х годов   прошлого века.  Поэтому  Гражданская война была неизбежна по одной  простой причине.  Раз ломается самое стержневое, то те люди, которые жили с этим стержнем, они будут сопротивляться. Они просто так не хотят превращаться в заключенных  или в изгнанников,  или  в  переселенцев «куда-нибудь за Урал»…. Они, безусловно, пытались защитить,  что им было дорого, во что они верили…. В результате  -  Гражданская война.

- В ноябре  1920 года   главнокомандующий армией генерал-лейтенант Петр Врангель отдает приказ  об эвакуации «всех,   кто разделял с армией ее крестный путь». Бытует две  точки зрения:  одни считают, что ушли лучшие, другие -  что они предали Россию, оставив ее в тяжелое время испытаний. Так можно ли однозначно оценить это историческое событие?       

- Вы знаете, лучшие  погибли, прежде всего  во  время Гражданской войны. Во время войны вообще чаще всего гибнут лучшие. Но нельзя сказать, что те,  кто уходил, были худшие. Уходили те, кто не хотел сдаваться, не хотел жить при  новом режиме.

Если брать армию Врангеля,   145 тысяч человек уходили с мыслью, что они продолжат борьбу. Это была  эвакуация  армии, а не  какое-то бегство. Исход начался, конечно, раньше. Эмиграция, например,   появилась в Болгарии, в Югославии и на Западе значительно раньше,  в году  18-19-м. Но в  1920-м был  организованный уход армии и мирных жителей. И их  нельзя  назвать  предателями, тех которые убежали… Многие не захотели уходить и решили разделить судьбу  со своим народом.   Кончилось все тем, что их расстреляли  без суда и следствия - несколько десятков тысяч людей.  Расстреливали просто из-за принадлежности к офицерскому званию,  из-за того, что служили в Белой Армии! Вот вспомним сына нашего знаменитого писателя Шмелева. Он же в Крыму лежал раненый в лазарете, еще с Первой мировой войны. Его никак не могли поставить на ноги. Так вот его просто выволокли во двор и расстреляли. Получается, тем людям был поставлен ультиматум: или тебя расстреляют «красные» или ты уйдешь за  рубеж. По разным  оценкам, расстрелянных было от  20 до 30 тысяч человек!

Уходили худшие или лучшие -  не знаю. Но  в эмиграции они  проявили себя как выдающиеся люди. Сербская  и  болгарская университетская наука во многом были созданы русской профессурой. Многие из них не были учеными, а были офицерами и в эмиграции получили   образование и  стали известными учеными и в Болгарии, и в Сербии. Театры оперные, балет -  в этих двух  странах тоже    создавались во многом эмигрантами из России.  Физики,  специалисты по сельскому хозяйству, инженеры, конечно, для России уход таких образованных, знающих людей  был большим ущербом для развития страны.  Опять же, они ушли не потому,  что им захотелось лучшей жизни. Наоборот, они очень тяжело жили.  И их дети очень тяжело жили. Может, внуки только встали на ноги. Но у них другого выбора не было. Или ты погибнешь от пули во время судебного преследования и расстрела,  или ты  уедешь,  но потеряешь Родину. Родину они «строили» во Франции, Болгарии, Югославии,  Греции. И создали свою Россию. Ту, которую они несли в своих сердцах. Была своя Россия вокруг русских церквей, вокруг русских обществ. Они жили той Россией, с которой они ушли. И до сих пор она существует за границей. Если вы побываете в этих городах, где есть русские церкви, где есть русские общины, вы почувствуете ту русскую жизнь, которую мы не знаем.  Это производит очень сильное впечатление. Поэтому те, кто говорит, что эмигранты - предатели, эти  люди не задумываются вообще, что произошло в России в начале 20-го века, почему четыре года шла Гражданская война. Это же ужасно! Убежден, что героев во время Гражданской войны не должно быть.  А у нас памятники стоят. Ведь брат на брата шел,  убивали друг друга. Расстрелы, раскулачивание,  расказачивание,… Поэтому осуждать этих людей мы не имеем права.  Наоборот, мы  должны с большим  уважением и сочувствием относиться к ним.

- Леонид Петрович, выступая на прошедшей недавно в Москве конференции «Русский исход как результат национальной катастрофы»,  Вы говорили о расколе русской нации. Не пора ли собирать камни? Вернуться к  начальной точке отсчета?

- Конечно, пора. Но смотря на какой основе. Мы просто так  не можем же сказать: «Давайте забудем, что вы – «красные», а мы – «белые». Здесь надо понять, почему это разделение произошло. Если мы поймем, что нам надо вернуться к истокам нашей государственности, нашей веры, нашей традиции, вот тогда мы объединимся. Что нас сейчас  разделяет? Я думаю, нас разделяет недостаточная любовь к своей Родине и полная нерелигиозность. Вот в чем причина.  Удивительно, но в  Коммунистической партии Российской Федерации  состоят …миллионеры.  Они финансируют деятельность партии. По каким причинам? Очень сложно понять это. В былые времена их бы назвали классовыми врагами  или бы  просто расстреляли. Поэтому здесь надо понять, а на какой основе объединяться. Но объединение, я считаю, должно быть только на основе любви к Богу. Мы должны опять быть религиозно-ответственными, духовными людьми. Не обязательно, что все  должны ходить только в православную церковь. У нас есть и мусульмане и иудеи.  Но любовь к Богу ведет к любви к людям и к Отчизне. Вот на этой базе мы можем объединиться. А не выяснять, кто в какой партии состоит, кто прав, кто виноват. Подобные рассуждения  ведут только к разъединению.

- На Ваш взгляд, извлекла ли Россия исторический урок из Гражданской войны?

- Я думаю, идет процесс извлечения урока… Но не надо спешить и силой заставлять. Надо убеждать, надо учить задумываться,  учить анализировать. И этот процесс сейчас пошел. Он даст свои результаты и уже даёт.

Мы большой делегацией приехали в Севастополь, где в эти дни отмечают 90-летие окончания Гражданской войны в Крыму и начало великого русского исхода. И весь Черноморский флот отмечал эту дату. Были положены венки на воду у Памятника погибших кораблей в  честь тех ушедших и погибших, умерших  за границей. Мы посетили русские кладбища в Крыму, детские кладбища. Одних детских могил 82.  Люди погибали там в ужасных условиях…

На этом торжестве был  и командующий Черноморским флотом РФ,  и состоялся парад наших моряков.  Прошла панихида, отслужена литургия по умершим и погибшим нашим соотечественникам, участникам Белого движения. Я считаю, что в обществе идет  процесс осмысления, процесс понимания того, что  это наши братья, наши люди, что это российские патриоты. Кстати, ошибочно думать, что представители белогвардейцев – только русские. Вся императорская Россия была представлена. И по вере, и по национальности, и по социальному происхождению. Казаки, крестьяне,  рабочие. И помещики, и капиталисты, и князья, и простые офицеры из мещанских семей - все были.  Так что торжества в Севастополе - это   свидетельство того, что идет процесс переосмысления и извлечения уроков. История все-таки должна хоть немного  учить. Чтобы не повторяли  глупости. Революции, насилие  нам не нужны ни в коем случае!  Вооруженным путем нельзя решать проблемы. Проблемы решаются только миром, терпением и согласием.

Аудиоверсия интервью

Голос России

16.11.2010