Быть ли Казахстану в ВТО?

Аналитика
Запад использует переговоры Казахстана по ВТО для торможения постсоветской интеграции

В начале июля 2014 года на заседании правительства Казахстана президент Н. Назарбаев заявил о том, что в этом году республике предстоит вступить в ВТО и завершить переговоры, которые она ведёт 18 лет. Однако на фоне углубления евразийской интеграции этому препятствуют не только экономические противоречия, но и политические шаги со стороны США и ряда стран Запада.

Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО ведутся с 1996 года. К началу 2014 года практически достигнуты договорённости по 4 направлениям в части экономики: товарам, услугам, сельскому хозяйству и системным вопросам. Осталось согласовать позиции по субсидированию аграриев, местному содержанию и тарифной гармонизации. В последнем случае речь идёт об адаптации обязательств Казахстана по ВТО к тарифным нормативам Таможенного союза.

По словам министра по делам экономической интеграции РК Ж.Айтжановой, наиболее уязвимы переговорные позиции Казахстана по сельскому хозяйству. Страна со сложными климатическими условиями, устаревшими агропромышленными технологиями и техникой, оттоком населения из сельских регионов (где пока проживает 44% населения) не может отказаться от широких мер поддержки АПК, на чём настаивают потенциальные партнёры по ВТО. По некоторым оценкам, вступление в торговую организацию потребует от РК сокращения ежегодных субсидий для сельскохозяйственного сектора с 2,5 до 1,5 млрд дол.

В ВТО добиваются также снижения «казахстанского содержания», т.е. обременительных для западного капитала требований к иностранным недропользователям о закупке товаров и услуг у казахстанских производителей. Несмотря на то, что в течение более 20 лет независимости казахстанское руководство настойчиво добивалось соблюдения этих условий, сообщается, что согласовано снижение нормативов казсодержания (пока в сфере работ и услуг) с 95 до 50%.

В 2013 году США и ЕС также поставили вопрос о снижении республикой таможенно-тарифной защиты таких товарных групп, как самолёты, вертолёты, сельхозтехника, автомобили, которую Казахстан поддерживает на текущем уровне как член Таможенного союза. По словам первого вице-премьера России Игоря Шувалова, Казахстан оказался в роли заложника, с помощью которого Запад ведёт переговоры с Россией, пытаясь через Казахстан как члена ТС войти на российский рынок на условиях, ранее отвергнутых Москвой при её вступлении в Всемирную торговую организацию. В результате американцы не пускают Казахстан в ВТО по причине сохранения им уровня российских пошлин на указанные группы товаров в рамках ТС. Это подтвердил на заседании Евразийского экономического совета в октябре 2013 года и президент Н.Назарбаев, предложивший Москве вести дальнейшие переговоры с США и ЕС совместно. Российская сторона откликнулась на эту просьбу.

Россия в этом объективно заинтересована. Москва, например, добилась в ВТО льготного периода для поступательного снижения импортных пошлин на автомобили. Если Астана не сумеет отстоять те же условия, все российские преимущества будут нивелированы: зарубежная продукция через Казахстан поступит на российский рынок. При этом некоторые официальные лица в РК, в частности вице-министр экономики Т.Жаксылыков, уже заявляют о готовности пойти на «значительное снижение таможенных пошлин на ввоз автомобилей».

Наконец, позицию Вашингтона и Брюсселя многие эксперты интерпретируют как политически мотивированную: Запад использует переговоры Казахстана по ВТО для торможения постсоветской интеграции, которую в декабре 2012 года госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала попыткой Москвы реанимировать Советский Союз и пообещала сделать всё возможное для её замедления или предотвращения. Это значит, что трудности в переговорах по вступлению Казахстана в ВТО вызваны не только экономическими интересами западных стран, но и геополитическими задачами сдерживания евразийского интеграционного проекта.