Триста боевых машин от США: Дорогой подарок президенту Узбекистана, или «хлам», который некуда девать?

Мы в СМИ
Даниэль Розенблюм, заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии заявил в интервью «Голосу Америки», что в дар Узбекистану в ближайшие месяцы будет передано более трехсот современных боевых машин: 308 единиц колесных бронемашин с усиленной противоминной защитой (MRAP) и 20 единиц бронированных ремонтно-эвакуационных транспортных средств. Передача современной военной техники произойдет в рамках американской программы «Передача излишков вооружений» (Excess Defense Article, EDA).

По словам представителя госдепа, США уверены, что Узбекистан нуждается в этих оборонительных бронемашинах для использования их в борьбе с терроризмом и наркобизнесом. «Они предназначены для защиты персонала, экипажей и пассажиров в регионах, где могут быть взрывные устройства, мины и так далее», - пояснил представитель Госдепартамента. По его словам, данные броневики, вопреки ожиданиям, не использовались в Афганистане, а поступят «из других мест».

Согласно Википедии, M-ATV - современный колёсный бронеавтомобиль - создан американской компанией Oshkosh Truck. Стоимость одной машины составляла в 2009 году около 470.000 долларов.

Разумеется, этот факт не может не вызвать как минимум двух вопросов. Чем это грозит или чем это помогает Узбекистану и всему региону? И значит ли это, что Штаты оказывают этим жестом явную поддержку Исламу Каримову в преддверии президентских выборов. Эти вопросы мы и задали экспертам.

* * *

Главный редактор журнала РИСИ «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов: 

- Прежде всего, не могу не отметить, что Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим экспортером военной техники в мире, у них очень развитый военно-промышленный комплекс. И это обстоятельство позволяет нам сделать выводы, что, наверное, в этом отношении в поставках бронетехники могут присутствовать как экономические, так и политические соображения.

Экономические соображения вполне понятны: военная техника очень дорогая и ее продажа как изделия не сырьевого сектора экономики, а продукции с высокой добавленной стоимостью, в общем-то, свидетельствует об успехах страны, Соединенных Штатов Америки, военная техника которых востребована в мире.

Политический аспект связан с тем, что военная техника – это способ привязки любой страны, куда она поставляется, к интересам страны-производителя и страны-продавца. Ведь какую особенность имеет эта техника? Скажем, бронеавтомобиль в отличие от обычного гражданского автомобиля имеет такое предназначение: в короткий период времени, то есть, в период боя, из него следует извлечь все максимально полезные функции. Бой может быть скоротечным, и за это время нужно нанести поражение противнику. А дальше, по окончании боя, он может несколько месяцев ремонтироваться. А гражданский автомобиль человек обычно берет с другой целью - чтобы постоянно на нем ездить. Соответственно, военную технику делают таким образом, чтобы извлечь максимум боевых свойств. А значит, ремонт неизбежен. Вот как раз вопросы ремонта часто привязывают страну-покупателя военной техники к стране-продавцу. И если последняя не поставляет запасные части, то тогда покупатель вынужден следовать курсу и той политике, которую проводит страна-продавец.

Вооруженные силы Узбекистана будут эксплуатировать полученную технику, она будет выходить из строя, и они будут вынуждены обращаться в Соединенные Штаты Америки за поставками запасных частей или же, скорее всего, за обслуживанием, потому что эта техника может быть сложной. А им могут и отказать - в том случае, если Вашингтон посчитает, что Ислам Абдуганиевич Каримов в Ташкенте как-то отклоняется от линии вашингтонской партии и правительства. Это способ очень жесткой привязки к политике другой страны. В этом случае политика Соединенных Штатов Америки разумна с точки зрения их национальных интересов.

Является ли это «шагом навстречу» перед выборами президента? Скорее, да. Ведь эти вопросы просто так не решаются. Наверное, в период независимости, за 23 года они поднимались руководством Узбекистана. Был период, когда те же США становились инициаторами запрета на поставки военной техники Узбекистану - после событий 2005 года, - а сейчас они резко меняют свое отношение. А разве что-то принципиально поменялось во внутренней политике Узбекистана по сравнению с 2005 годом? Ничего не поменялось. Поэтому это можно расценивать как жест поддержки Вашингтоном Ислама Абдуганиевича Каримова. То есть, США согласны с тем, что он будет еще раз баллотироваться на очередной срок. Таким образом, все взаимосвязано.