Саратовский краевед просит губернатора спасти исторический памятник

Мы в СМИ
В редакцию ИА «Взгляд-инфо» обратился старший научный сотрудник РИСИ, кандидат исторических наук Алексей Наумов, который сообщил о том, что в Хвалынске Саратовской области муниципальные власти продали исторический памятник - усадьбу графа Медема.

Соответствующее обращение он направил главе региона Валерию Радаеву. В письме Наумов обращает внимание губернатора на то, что бывшая усадьба Медемов «представляет исключительную историко-культурную ценность (в комплексе сохранились жилые, хозяйственные и промышленные строения, дубрава, остатки парка, пруд, церковь). Усадьба связана с именами выдающихся деятелей культуры, представителями семей Голицыных, Нарышкиных, Оболенских, Давыдовых, Чертковых и др. Всё это является значительным потенциалом для развития туристско-рекреационного и паломнического пространства региона».

Краевед выражает своё возмущение тем, что недвижимость, находившаяся в муниципальной собственности, была продана всего за 400 тысяч рублей. Сейчас новый собственник усадьбы, по его словам, продаёт её уже за 3 млн. рублей.

Предлагаем читателям ознакомиться с полным текстом обращения:

«Многоуважаемый Валерий Васильевич!

В последнее время в социальных сетях и на электронную почту мне приходят сообщения о том, что в Хвалынском районе продают бывший особняк графа Медема и 120 соток земли при нём. В этих посланиях – выражение возмущения, призывы что-то сделать. Мне в этом вопросе трудно остаться в стороне. За последние 12 лет об этой семье и их наследии мною были написаны десятки статей в изданиях России и за рубежом, две книги («Русский крест графа Медема». Саратов, 2007 и «Графы Медемы. Хвалынская ветвь». Москва, 2011. С благодарностью напоминаю, что первая монография опубликована при Вашей непосредственной поддержке, её же в 2010 году перевели на немецкий язык и переиздали в Германии). Помимо этого в 2006 – 2008 годах. были организованы поездки художников-участников хвалынских пленэров в бывшее имение графа Медема п.Северный. Результатом этого стала выставка «Хвалынская Александрия», проведённая в 2009 году в Радищевском музее в Саратове, а затем в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина. В 2007 году на доме в Хвалынске, где после революции жила семья Александра Медема, была установлена мемориальная доска, а в бывшем имении графа освящён восстановленный храм. С 2005 года прочитаны лекции о наследии Медемов в Саратове, Воронеже, Хвалынске, Москве, организованы выставки в музее. В 2010 году в Хвалынске открылась православная гимназия, которой присвоили имя Св. Александра Медема. В 2011 году в зале соборов Сурожской епархии в Лондоне была прочитана лекция о святом новомученике Александре Медеме. В 2013 году по телеканалу «Культура» был показан фильм о Хвалынске, где стержнем сценария стала судьба графа Александра Медема.

На фоне восстановления исторической памяти о славном роде действия местных властей мне представляются неадекватными. Ровным счётом, как и цена, за которую недвижимость продали – 400 тысяч рублей. Спустя почти год новый собственник выставил недвижимость на продажу за 3 млн. рублей. Так, бывшая муниципальная собственность стала предметом спекуляций не столько в ущерб районному бюджету, сколько культурному наследию края. Острой необходимости в продаже дома также не было – там в нескольких комнатах до сих пор находится поселковое отделение почты. Давать правовую оценку данной сделки я не возьмусь, механизмы создания видимости законности подобных манипуляций с казённой недвижимостью многообразны.

В свою очередь, бывшая усадьба Медемов и в наши дни представляет исключительную историко-культурную ценность (в комплексе сохранились жилые, хозяйственные и промышленные строения, дубрава, остатки парка, пруд, церковь) – всё это значительный потенциал для развития туристско-рекреационного и паломнического пространства региона.

Заложил усадьбу выдающийся государственный деятель России – граф Оттон Людвигович Медем. В разное время он был хвалынским уездным предводителем дворянства, новгородским губернатором, сенатором и членом Госсовета. Его сын Александр Оттонович – святой новомученик Русской Православной Церкви. Усадьба связана с именами выдающихся деятелей культуры, представителями семей Голицыных, Нарышкиных, Оболенских, Давыдовых, Чертковых и др.

Ваша весомая поддержка проекта «Дом со львом«, который возник как частная инициатива Юлии Тереховой из Санкт-Петербурга, даёт надежду на то, что Вы найдёте пути решения судьбы исторического наследия Медемов. Движение в сторону создания на базе остатков имения туристско-рекреационного комплекса с элементами музея-усадьбы станет уникальным для Саратовской губернии проектом. Комплекс с восстановленным храмом, амбаром, мельницей, особняком, парковой зоной с вековыми дубами и прудом – всё это даже в состоянии разрухи привлекает туристов из разных уголков России.

В первую очередь необходимо провести неотложные меры по сохранению и благоустройству памятника. Исходя из реалий, сегодня можно вести речь не о дорогостоящих реставрационных работах, а скорее о наведении порядка, консервационных работах и присвоении памятнику охранного статуса.

Посёлок Северный, где находятся остатки имения Медемов, относится к вымирающим и депрессивным. Хочется верить, что мобилизация людей вокруг общего дела вдохнёт в него новую жизнь, будет способствовать воспитанию патриотизма, сохранению и популяризации культурного наследия Саратовской области. В посёлке есть железнодорожная станция, он находится рядом с федеральной трассой, Ульяновской и Самарской областями. Граф Александр Медем скончался в тюремной больнице Сызрани и его почитают, как своего на самарской земле, а также в Воронеже, где он учился в гимназии. Это очевидный фактор перспективы развития межрегионального туризма.

Бездумная продажа казённого имущества, в совокупности с событиями в Пугачёве и многим другим, наводит на мысли, что национальное пробуждение малых народов проходит на фоне бездуховности и общего нравственного упадка государствообразующей нации. Маргинализация большинства муниципальных, региональных и федеральных «элит» способствует образованию этнических кланов, которые, сближаясь с властью, лоббируют свои интересы и устанавливают свои порядки во многих сферах жизни нашего общества. Если раньше Россия с её мощной культурой была способна переварить или преобразить другие народы (яркий пример – немец Медем, перешедший из лютеранства в православие, его же, кстати, спас от расстрела хвалынский мулла, собравший деньги для выкупа во время Красного террора. Чем не пример для воспитания исторического добрососедства конфессий?), то теперь, лишённая своей аутентичности, она становится объектом надругательств. Бывший Саратовский губернатор П.А. Столыпин, это хорошо понимал, справедливо утверждая, что «народ, не имеющий национального самосознания – навоз, на котором произрастают другие народы». Это естественный и неизбежный процесс в условиях, когда на руководящих должностях стоят люди «готовые заплатить, чтобы их купили». Правда платят они, в том числе, и наследием народа, сохранять и преумножать которое их прямая обязанность».