О российско-китайских отношениях

Аналитика
Накануне очередной важной встречи глав России и Китая в политических и экспертных кругах обеих стран констатируют, что отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на современном этапе характеризуются устойчивой высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные, межведомственные и межрегиональные соглашения.

И. Ю. Фролова,

старший научный сотрудник отдела ИСА

Позиции двух государств по принципиальным вопросам устройства миропорядка и по основным международным проблемам совпадают или близки. Обе страны выступают за многополярность, укрепление центральной роли ООН и Совета Безопасности в международных делах, активно содействуют международному процессу разоружения. Двусторонние отношения не предусматривают создание военно-политического союза и не направлены против третьих стран.  Одним из результатов сопряжения интересов РФ и КНР стало создание и постоянное укрепление Шанхайской организации сотрудничества, обе страны активно развивают сотрудничество в рамках АТЭС, АСЕАН и других региональных организаций.


В своей внешнеполитической деятельности Китай уделяет большое внимание развитию отношений с Российской Федерацией. По словам министра иностранных дел КНР Ян Цзечи, Пекин отводит России одно из приоритетных мест в своей внешней политике, и в настоящее время двусторонние отношения представляют собой «зрелые, стабильные отношения двух держав», «образец отношений двух стран на современном этапе»[1]. Развитие многопланового сотрудничества с Китаем в  качестве одного из внешнеполитических приоритетов России на ближайшее время назвал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. КНР рассматривает Россию в качестве своего «стратегического тыла», необходимого Китаю для решения внутренних и международных проблем, а также как источник стабильных поставок энергетических ресурсов и рынок сбыта китайских товаров. Для России стратегическое партнерство с КНР является одной из фундаментальных основ обеспечения собственной безопасности. Китай является крупнейшим соседом РФ, общая граница с которым составляет 4300 км. КНР – важнейший партнер на Дальнем Востоке, экономическое развитие которого в течение последних двадцати лет было тесно связано с китайской экономикой, и в ближайшие десятилетия будет продолжать зависеть от темпов торгово-экономического взаимодействия двух государств.


В 2009 г. РФ и КНР отметили 60-летнюю годовщину со дня установления дипломатических связей. За последние годы в истории двусторонних отношений произошло немало событий, имеющих решающее значение для их дальнейшего развития. Окончательно решен пограничный вопрос – завершено юридическое оформление последних двух участков российско-китайской границы на ее восточном участке. Начиная с 2005 г., на восточной части границы велись работы по демаркации, и в июле 2008 г. в Пекине был подписан Дополнительный протокол-описание российско-китайской границы, который по завершении сторонами внутригосударственных процедур вступил в силу в октябре 2008 года. В течение последних двух лет были заключены крупные соглашения в энергетической области – о поставках в Китай российского природного газа и нефти. В 2009 г. страны подписали соглашение о взаимном информировании о пусках баллистических ракет, что свидетельствует об углублении взаимного доверия в военной сфере. В июле того же года прошли совместные российско-китайские антитеррористические учения «Мирная миссия – 2009».


Одним из важнейших аспектов внешнеполитической деятельности России, обращенной в будущее, является задача сохранения, преумножения и диверсификации политики стратегического партнерства с КНР. В ее основе лежит такая важная сфера, как налаживание полноценных торгово-экономических отношений между двумя государствами, что, в свою очередь отвечает поставленной президентом РФ Д.А.Медведевым задаче «теснейшим образом увязать внешнеполитическую деятельность с потребностями социально-экономического роста России, всесторонней модернизацией экономики, ее перевода на инновационные рельсы».


Глобальный финансово-экономический кризис не мог не затронуть российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество – в 2009 г. объем двустороннего торгового оборота упал почти на 32% по сравнению с 2008 г. и составил, по данным ФТС РФ, 39,5 млрд дол. США. В текущем году российско-китайская торговля находится в фазе восстановительного роста – за первые четыре месяца 2010 г. товарооборот вырос на 57% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., составив 16,2 млрд долларов.


В целях наращивания торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем и экономического развития российских дальневосточных регионов на сегодняшний момент наиболее актуальной и важной задачей является реализация одобренной в сентябре 2009 г. главами государств «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг.» и обеспечение контроля над фактическим исполнением каждого из пунктов документа.


Следует отметить, что китайская сторона в курсе появившихся в российской печати после утверждения данной Программы публикаций относительно возможных угроз со стороны Китая при совместном развитии и освоении российских месторождений и считает необходимым действовать максимально открыто при подписании соответствующих соглашений. В качестве предложения китайцами высказывается мысль о целесообразности заключении между властями КНР и РФ своего рода «миграционного соглашения» с тем, чтобы избежать очередного всплеска недовольства в российском обществе относительно присутствия китайской рабочей силы на нашей территории.


Огромным потенциалом обладает развитие сотрудничества двух стран в области энергетики. Взаимодействие в нефтегазовой сфере представляется долгосрочным и взаимовыгодным, поскольку китайской стороне при этом будет обеспечена безопасность каналов импорта энергоресурсов, а российской – диверсификация экспорта углеводородов. Одним из приоритетных направлений экономического взаимодействия между РФ и КНР продолжает оставаться сотрудничество в области атомной энергетики. До тех пор, пока Россия сохраняет в Китае традиционно сильные позиции в сооружении энергетических объектов, ее участие в осуществлении обширной китайской программы по увеличению почти в два раза выработки электроэнергии на АЭС к 2020 году имеет широкие перспективы.


Тем не менее, следует признать наличие ряда моментов, негативно влияющих на развитие российско-китайских отношений. Среди них – сохраняющаяся теория о «китайской угрозе», а также влияние некоторых методов решения внутренних проблем России на состояние и дальнейший ход двустороннего сотрудничества.


Высказывания отдельных экспертов и политических деятелей России относительно возможных «китайских угроз» и вероятных рисков дальнейшего развития двустороннего сотрудничества вызывают у китайской стороны большую озабоченность. По мнению наблюдателей из КНР, подобные высказывания в будущем могут помешать урегулированию и решению конкретных ключевых вопросов двустороннего взаимодействия.


Что касается влияния некоторых внутриполитических мер на двусторонние связи с КНР, следует отметить подчас чересчур резкий и кардинальный способ их осуществления российской стороной. Речь идет о запрете на розничную торговлю иностранцам в РФ в апреле 2007 г. и закрытии Черкизовского рынка в июне 2009 г. Данные события вызвали широкий отклик у китайской общественности и опасения в том, что они негативным образом отразятся на китайско-российских отношениях в целом. В результате в Москву прибыла высокопоставленная делегация из Китая во главе с заместителем министра торговли Гао Хученом. Итоги визита китайской делегации в основном продемонстрировали совпадение принципиальных подходов сторон к развитию российско-китайских торгово-экономических связей. Отмечалось, что Китай поддерживает работу РФ по предотвращению контрабанды и незаконных коммерческих схем, но при этом надеется, что Россия сможет обеспечить эффективную защиту китайских предпринимателей и их имущества, когда речь идет о законопослушных бизнесменах, а также усилить контроль за своими предприятиями и силовыми ведомствами. В свою очередь китайская сторона намерена проводить работу с китайскими бизнесменами в плане соблюдения ими норм российского законодательства и ужесточить контроль за качеством поставляемых в Россию товаров.


Об изменениях, которые происходят в общественном мнении КНР после таких событий, свидетельствуют также результаты социологических опросов, проведенных Китайским институтом социальных исследований (Social Survey Institute of China). Для сравнения приводятся данные, полученные в результате опросов, которые были проведены  в ряде крупных городов КНР после завершения Года России в Китае и после закрытия Черкизовского рынка.


После завершения Года России в Китае (2006 г.) на вопрос об отношении к России 40,5% опрошенных ответили как «очень хорошее», 35% – «хорошее»; состояние российско-китайских связей 44% респондентов охарактеризовали как «отношения партнерства и взаимодействия», 32% – «добрососедство»; относительно перспектив развития двусторонних отношений 37% высказались за «основательное улучшение» и лишь 6% за «ухудшение». При этом 56% опрошенных считали, что РФ питает к КНР дружественные чувства, 39% полагали, что традиционная дружба между двумя государствами лежит глубоко в душе каждого народа.


Социологический опрос, проведенный в Китае в ноябре 2009 г., показал следующие результаты: на вопрос о том, каковы отношения РФ–КНР в текущий период 24,5% респондентов ответили «давние дружественные, хорошие партнерские связи», 65,3% – «обычные отношения сотрудничества», 10,2% – «враждебные»; относительно того, сможет ли Россия стать стабильным поставщиком энергоресурсов в Китай, 61,2% опрошенных ответили «не сможет», 34,6% – «сможет», 4,2% воздержались. О том, имеют ли российско-китайские дружественные отношения тенденцию к улучшению, 16,5% опрошенных высказываются как «имеется значительное улучшение», 21,3% – «относительное улучшение», 29,5% – «незначительное улучшение», 25,8% – «совершенно не улучшились», 6,9% воздержалось. Что касается того, как правительство Китая должно относиться к связям с Россией, 60,6% респондентов считают, что КНР не следует уделять основное внимание отношениям с РФ, а развивать многосторонние отношения; 32,1% высказываются за приложение усилия для налаживания отношений с Россией, которая имеет важное стратегическое значение для Китая; 7,3% воздержалось.


Таким образом, при выполнении задач, направленных на модернизацию отечественной экономики  и здоровое развитие торговой сферы, необходимо действовать крайне продуманно, осторожно и осмотрительно, и при этом учитывать, какое влияние предполагаемые меры и методы могут оказать на дальнейшее развитие российско-китайских отношений.


Одним из важнейших направлений двусторонних отношений остается взаимодействие в гуманитарно-социальной сфере. Укрепление взаимопонимания и повышение взаимодоверия между народами наших стран является одной из актуальнейших задач на ближайшие годы. Идея проведения Национальных годов (Года России в Китае в 2006 г., Года Китая в России в 2007 году), а также Года русского языка в Китае (2009) и Года китайского языка в России  (2010) является очень выигрышной в плане взаимодействия и роста обоюдного доверия и понимания. Данные проекты являются беспрецедентными в истории двусторонних отношений и имеют огромное значение. Продолжение данной традиции (как вариант, проведение Года русской культуры в КНР и Года китайской культуры в РФ) во многом будет способствовать дружбе между народами двух государств, улучшению имиджа России в Китае и дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества.


 1. Глава китайского МИД: китайско–российские отношения – пример отношений между державами. – Международный телеканал на русском языке Центрального телевидения Китая. – 2010. – 7 марта.


2. Имеется в виду руководство Международного отдела ЦК КПК, Института изучения социального развития Европы и Азии при Исследовательском центре развития Госсовета КНР и Китайской академии современных международных отношений.


3. Результаты этого исследования можно найти на сайте Китайского института социальных исследований. – http://www.chinasurvey.com.cn/public/2006/official/11-20-001.htm.


4. Zhong–E guanxi diaocha baogao. – Social Survey Institute of China – 04.11.2009. – http://www.chinasurvey.com.cn/social/11-04.htm.