Внешние факторы влияния на энергетическую безопасность региона

Аналитика
Доклад заместителя директора РИСИ И. В. Прокофьева на XVII Международном форуме по Центральной Азии и Кавказу.

Доклад заместителя директора РИСИ И. В. Прокофьева на XVII Международном форуме по Центральной Азии и Кавказу.


Благополучие любой страны мира зависит от уровня   энергетической безопасности, ключевым критерием оценки которой является способность национального топливно-энергетического комплекса удовлетворить разумные потребности  населения и отраслей экономики  в топливе и энергии.


Поставки энергии должны быть надежными, стабильными и диверси-фицированными по видам энергоносителей. Кроме того, необходимо  чтобы конечный потребитель получал энергию по приемлемым для него ценам.


Большинство стран мира решить эти задачи на основе имеющихся у них топливно-энергетических ресурсов не может и, соответственно,  недос-тающие объемы энергии покупает у других стран. Элементарная экономическая логика позволяет предполагать, что именно страны импортеры в наибольшей степени должны быть заинтересованы в стабильных поставках энергоносителей по предсказуемым ценам.


Однако в настоящее время складывается  ситуация, когда ряд стран, крупных импортеров энергии, демонстрируют свою незаинтересованность в долгосрочном сотрудничестве со странами экспортерами энергии и, как нам представляется, не предпринимают необходимых действий для стабилизации ситуации на мировом энергетическом рынке.


Можно ли считать современную ситуацию в мировой энергетики и на мировом энергетическом рынке  парадоксальной или нет? Ответ на этот вопрос неоднозначен и во многом зависит от оценки заинтересованных сторон роли энергии в мировой экономике. Давайте попробуем определить факторы, влияющие на формирование этих оценок. 


Углеводородные виды топлива были, есть и в ближайшие десятилетия будут основой мировой энергетики. Нефть продается и покупается на мировом рынке. Природный газ тоже продается и покупается, но пока преимущественно на региональных рынках. Однако, является ли это основанием для того, чтобы рассматривать их в качестве обычного, одного из многих товаров мирового рынка? Я надеюсь, что присутствующие в зале участники конференции из стран производителей углеводородных видов топлива согласятся с тем, что  нефть и природный газ являются особым товаром.  Специфика нефти и природного газа определяется не только их уникальными  потребительскими свойствами, но и возможностью создавать резервы и относительной простотой транспортировки. Особо надо отметить присущие нефти и природному газу особенности их производства. Причем речь идет не столько о технологических аспектах добычи нефти и природного газа, сколько о том длительном пути, который надо пройти, прежде чем начать промышлен-ную добычу углеводородов.


Кроме того,  нельзя забывать о специфике расположения крупных местонахождений нефти и газа. Если есть желание и деньги, то практически в любой стране, в любом месте  мира можно организовать производство, скажем так, одежды или прохладительных напитков. Но, нефть и природный газ добывать в промышленных масштабах возможно в ограниченном числе стран, и еще меньше в мире  стран, которые могут экспортировать энергоносители.


Энергетический  бизнес предельно консервативен и  ориентирован на десятилетия. Вкладывая инвестиции сегодня, мы должны быть уверенны в рентабельности бизнеса на многие годы. Кроме того, принимая решение о разработке того или иного месторождения нашим странам надо учитывать  интересы будущих поколений. Запасы месторождений не безграничны и надо думать о сроках его разработки и о рациональном  использовании доходов от  экспорта.


Почему я столько внимания уделяю таким, казалось бы, простым и очевидным истинам. Только по одной причине, в ряде стран  импортерах энергии усиливаются позиции определенных групп влияния, которым принципиально не выгоден обозначенный выше подход к традиционным энергоносителям. Они не желают признавать наличие у нефти и природного газа особых свойств и тем более они не хотят видеть нефть и природный газ в качестве основы, фундамента мировой энергетики на многие десятилетия вперед.  Этим группам влияния выгодно утверждать, что нефть и природный газ это обычный товар, который к тому же скоро кончится. 


Почему?


Возможности бюджета всех стран ограниченные,  поэтому руководителям государства приходится выбирать отдельные отрасли экономики, которые получат в своем развитии определенные преференции от государства. В энергетике странам импортерам энергии приходится выбирать между развитием энергетических мощностей на традиционных энергоносителях и на принципиально новых видах энергии. Страны, способные реально создавать новые энергетические системы и виды топлива, преимущественно относятся к индустриально развитым и являются нетто импортерами энергии.


Тем самым перед странами-импортерами стоит дилемма: увеличивать импорт традиционных энергоносителей или развивать производство собственных нетрадиционных источников энергии. С позиций обеспечения энергетической безопасности целесообразно снизить зависимость от импорта и увеличить  использование собственных, альтернативных ресурсов. Однако, «новые» виды энергии пока дороже традиционных импортируемых углеводородов - нефти и природного газа. Поэтому возникает следующая задача, как объяснить своим гражданам, почему им надо отказываться от традиционных видов энергии и делать выбор в пользу более дорогих, но «своих» источников энергии. 


Обычные потребители топлива и энергии  не владеют информацией о существующем в их стране механизме ценообразования на энергию для конечного потребителя. Мало кто задумывается о соотношении цен  бензи-на на бензоколонке и стоимости сырой  нефти на мировом рынке и, соответственно, о соотношении доходов страны – импортера и страны – экспортера нефти  от реализации нефтепродуктов. 


В Западных странах поддержка альтернативной энергии, как правило, сочетается с резкой критикой стран-экспортеров и скептическим восприятием заявлений этих стран о заинтересованности в стабилизации ситуации на мировом энергетическом рынке. Одновременно имеет место перенос ответственности за «высокие» цены на энергоносители на страны производители.


 Формирование у рядовых потребителей страха перед гипотетиче-ским «энергетическим оружием» государств-экспортеров позволяет «при-учить» их к мысли о необходимости покупать более дорогой, но свой товар, в нашем случае это энергия от возобновляемых источников энергии.


Не Россия и не Иран придумали и запустили в средства массой информации и тем самым в сознание миллионов людей термин «энергетическое оружие», а также связанные с этим выдуманные угрозы, якобы исходящие от стран – экспортеров энергоносителей. И с глубоким сожалением надо признать, что сколь много и аргументировано мы бы не говорили об абсурдности заявлений по проблеме «энергетической угрозы» исходящей от стран экспортеров, крупнейшие страны импортеры энергии, высокоиндустриальные страны приняли решение о реализации крупномасштабных проектов на основе альтернативных источников энер-гии и новых энергетических технологиях. И еще с большим сожалением приходится отметить,  что процесс внедрения и характер государственной поддержки альтернативных источников энергии, по ряду позиций, заставляет вспоминать времена «холодной войны».


В связи с этим, какие задачи или вызовы стоят перед нами, странами,  экономическое благополучие которых зависит от энергетики и, в том числе от экспорта энергоносителей.


1. Цены на энергоносители.


В настоящее время мы находимся в достаточно уникальном вре-менном интервале, когда и страны-экспортеры и страны-импортеры из числа индустриальных стран заинтересованы в поддержании на мировом энергетическом рынке умеренно высоких цен на энергию.  Интересы продавца понятны -  лучше продать дороже, чем дешевле.  Интерес покупателя – страны-импортера можно объяснить тем, что умеренно высокие цены на энергию, с одной стороны не оказывают критического влияния на развитие экономики в тех странах, где энергоемкость ВВП низкая, но, с другой стороны, такие цены позволяют объяснять необходимость развития альтернативных видов энергии.


Однако сказанное не распространяется на развивающиеся страны, демонстрирующие в последние годы высокие темпы экономического роста, в первую очередь это Китай и Индия.  Необходимость учета их интересов будет увеличиваться по мере усиления их роли на мировом рынке энергоносителей.


Поэтому в данном разделе главным приоритетом целесообразно обозначить не сам уровень мировых цен на энергию, а их стабильность и предсказуемость. 


События 2008 г., когда цены на нефть за короткий период времени выросли в 2 раза и потом снизились в 4 раза, указывают на необходимость кардинальной трансформации мировой системы торговли энергоносителями. И первым шагом в этом направлении должно стать сокращение числа посредников между производителем и потребителем и правом производителя выйти на конечного потребителя.


2. Ведущие страны-импортеры энергии уже имеют или формируют стратегические запасы нефти, нефтепродуктов и природного газа, призван-ные обезопасить  экономику от возможных перебоев в поставках энергоносителей. Страны-экспортеры энергии, со своей стороны,  на случай возможного прекращения или сокращения финансовых поступлений от экспорта, формируют некие фонды. Эти фонды имеют разное название и цели, но главная их цель - аккумулирование финансовых средств, которые могут быть востребованы через некоторое время. И здесь есть ряд вопросов и отличий. Достаточно понятно, что стратегические резервы нефти формируются за счет нефти. А какими должны быть стратегические финансовые резервы. Некоторое время тому назад не было особых дискуссий о том, где и в каком виде аккумулировать финансовые резервы. Но финансовый кризис 2008 г. поставил вопросы, на которые пока нет ответов. И это заставляет нас, страны-экспортеры энер-гии, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны думать о формировании новой резервной валюте и, возможно, утверждения нового финансового центра, способного отражать интересы стран – учредителей. 


3. Новые энергетические технологии должны быть в центре внимания стран производителей и экспортеров традиционных углеводородов, но их развитие должно происходить на основе экономической целесообразности, а не основе предельно политизированного подхода, как в индустриальных странах. И, как представляется, надо различать два вопроса – необходимость иметь доступ к новой технологии и целесообразность получать на ее основе продукцию с более высокой себестоимостью в сравнении с уже имеющейся.


Говоря о новых технологиях, хотелось бы особо отметить не только необходимость получения доступа к новым источникам энергии, но необходимость развития энергосбережения и энергоэффективность. Кардинальное снижение энергоемкости национальной экономики не только повышает ее конкурентоспособность, но и позволяет укрепить экспортный потенциал по традиционным энергоносителям.


 4. В современных условиях странам экспортерам необходимо одно-временно решать две задачи, поддерживать экспортный потенциал по традиционным энергоносителям и снижать зависимости от экспорта энергии. Наиболее целесообразно обеспечить снижение влияния экспорта энергии на национальную экономику за счет развития других отраслей экономики и, в том числе, их экспортного потенциала, т.е. несырьевого потенциала. Однако, выйти с новыми для наших стран товарами на сложившиеся рынки индустриальных стран крайне сложно, поэтому развитие экспортного потенциала по несырьевым товарам будет наиболее успешным, если наши страны больше внимания уделят к взаимной торговле.