О ситуации на долговом рынке Китая

Аналитика
Праздник драконьих лодок обвинили в причастности к банковскому кризису в Китае

По информации Reuters, опубликованной 6 августа 2013 г., руководство КНР озабочено развитием событий на рынке межбанковского кредитования, которые обуславливают рост риска долгового кризиса, вызванного действиями местных органов власти и ростом заимствований фирмами под большие проценты у небанковских кредиторов, в частности у трастовых организаций[1].

В этой связи отметим, что острая фаза кризиса на рынке межбанковского кредитования пришлась на июнь нынешнего года. Его непосредственной причиной стал невозврат кредитов China Everbright Bank, взятых в Industrial Bank. Впоследствии несколько крупных банков, таких как ICBC, Bank of China и другие, приостановили перевод значительных сумм денежных средств в ряде крупных городов, а также отказывали в снятии денег. В итоге, в течение двух недель межбанковская ставка «овернайт» выросла с 3-4% в первых числах июня до 13,44% к 20 июня.

Официальными причинами межбанковского кризиса были объявлены компьютерные сбои и Праздник драконьих лодок, который отмечался 12 июня. Хотя этот традиционный китайский фестиваль проходит каждый год, только в этом году его назвали причиной большого изъятия денег из банковской системы.

Действительно в первой декаде июня в Китае была выдана «месячная норма» новых кредитов на сумму, оцениваемую в 0,5–1 трлн юаней (82–164 млрд дол). Но, как считает китайский специалист, доктор философии Тяньлунь Цзянь, снятие населением денег перед Праздником драконьих лодок не могло стать причиной  необычного роста новых кредитов. По его мнению, основным мотивом стала потребность в финансовых ресурсах для решения «застарелых проблем», связанных и с долгами местных администраций, и с теневой банковской деятельностью после ужесточения Центральным банком Китая политики на кредитном рынке.

Еще одной причиной, по мнению ряда китайских и зарубежных аналитиков, явились «неожиданные результаты» компании по борьбе с коррупцией, которую начал новый лидер коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. Одним из ее следствий стало стремление многих высокопоставленных чиновников перевести свои деньги за границу. Общая сумма перечисляемых средств за границу неизвестна, но эта компания безусловно усилила давление на банковскую систему.

Кроме того, в результате резкого роста ставок на межбанковском рынке многие относительно небольшие китайские банки, которые ранее создавали видимость благополучия именно за счет межбанковских кредитов, попали в критическое положение и стремились улучшить его за счет новых, пусть и дорогих заемных средств.

Следует отметить, что, по оценкам ряда зарубежных специалистов, на «теневую банковскую систему» приходится порядка 40% кредитной активности в Китае. Такие кредиты вызывают высокий интерес главным образом у частных предприятий, которым трудно получить кредит в крупных государственных банках.

Еще одним ее «крупным клиентом» являются муниципальные органы власти. Пытаясь улучшить показатели деятельности, местные чиновники непрерывно инвестируют средства в различные проекты. Если инвестиции, которые предположительно должны были принести высокую прибыль, не дали дохода, то разрабатывается новый проект. Пока кто-то инвестирует в новый проект, эти деньги используются для оплаты старых кредитов. Последнее уже привело к огромным долгам муниципалитетов, которые оцениваются в 20 трлн юаней (3,3 триллиона долл. США) или примерно в 30% ВВП.

В сложившихся условиях порядка 1/3 части кредитов для новых инвестиционных проектов тратится муниципальными предприятиями на погашение старых долгов. Поэтому наблюдавшийся рост спроса на новые кредиты в июне, безусловно, был связан и с распухшими долгами муниципалитетов и необходимостью их обслуживания.

Данные, опубликованные Китайской ассоциацией доверительного управления (China Trustee Association ) в понедельник 5 августа 2013 г. свидетельствуют, что общий объем активов под управлением 67 трастовых компаний Китая во втором квартале 2013 г. вырос на 8,3% по сравнению с показателем конца первого квартала и достиг рекордной суммы в 9,45 трлн юаней (1,540 трлн дол). Но темпы роста трастовых активов замедлились практически вдвое по сравнению с первым кварталом (16,9%) и  значительно ниже, чем в 2012 г., когда они увеличились на 55,3%. Несколько изменилась и их структура. Порядка 26,8% новых кредитов были инвестированы в инфраструктуру ( в конце марта – 25,8%), 9,1% - в недвижимость (9,4%). В то же время промышленные компании увеличили свою долю до 29,4% (27,8%), а биржевые инвестиции снизились до 10,5% (11,1%).

Замедление темпов роста одного из крупнейших сегментов рынка внебанковских активов, вероятно, стало результатом ужесточения политики Народным банком Китая (НБК) на кредитном рынке в июне 2013 г., которая явилась своеобразным предупреждением банкам и трастам о необходимости отхода от  рискованной практики кредитования.

Оценивая возможные последствия наблюдаемого кризиса на рынке межбанковского кредитования в Китае отметим, что пока масштабы трастовых и иных небанковских активов значительно меньше по сравнению с совокупными активами банковского сектора, составлявшими более чем 100 трлн юаней по состоянию на конец июня и ситуация «управляема». Но, как отметил в марте 2013 г. председатель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань «20% долгов местных властей – это довольно опасно, потому что эти проекты не окупились».  Кроме того, есть проблема чрезмерных инвестиций в инфраструктуру, пузырь на рынке жилья и так далее.

В то же время и ужесточение кредитной политики породило новые риски и оказало большое влияние на многие сектора китайской экономики. Так, индекс Шанхайской фондовой биржи снизился с начала июня с 2300 до 1849 пунктов, или на 19%. Многие акции стали дешеветь, банковские в том числе. Поскольку начались проблемы в банковской сфере, стоимость акций банков неизбежно снижается. Акции в других отраслях также испытали резкое падение. Производственные компании полагаются на банковские кредиты, без кредитов большинство из них уже не может работать в нормальном режиме. Последнее вынудило НБК в последний месяц вмешаться и  предоставить ликвидность. Однако эта мера может только временно облегчить нехватку денег, но, она не решит основных проблем, стоящих сегодня перед финансовой системой.

Как показал кредитный кризис в банковской системе Китая уже давно существуют структурные проблемы, которые требуют решения, а обуздание теневой банковской системы становится одним из ключевых элементов в кампании руководства по снижению зависимости развития страны от подпитки долговыми инвестициями из теневого банковского сектора.



[1] Gabriel Wildau and Lu Jianxin, SHANGHAI | Tue Aug 6, 2013 (Reuters) - Growth of China's trust sector, the largest component of the country's so-called shadow banking system, slowed markedly in the second quarter after a government clampdown on risky lending