Арктическая зона Российской Федерации - самостоятельный объект социально-экономической политики

Аналитика
Доклад ведушего научного сотрудника Центра экономических исследований РИСИ В.М. Клапцова и слушателя Дипломатической Академии МИД РФ на прошедшей 5 июня в Санкт-Петербурге международной конференции «Арктика в процессе глобализационных изменений», организованной Русским географическим обществом, РИСИ, Санкт-Петербургским государственным университетом и Российским гидрометеорологическим университетом.

В.М. Клапцов, ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ


И.В. Филюк, слушатель Дипломатической Академии МИД РФ

Доклад на международной конференции «Арктика в процессе глобализационных изменений», Санкт-Петербург 5 июня 2012 г.

В силу своих природных богатств, географического расположения и обширности территории, Арктическая зона Российской Федерации играет ключевую роль в национальной экономике, обеспечении обороноспособности и экологической безопасности нашей страны. Здесь сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, стоимость которых по оценкам ООН составляет 28 трлн. долларов.


К началу 21 века многие индустриально развитые страны в значительной степени исчерпали свой ресурсный потенциал, и обеспечивают дальнейшее развитие за счет использования ресурсов других территорий. Арктика рассматривается этими государствами как стратегический резерв будущего экономического роста. В настоящее время в Комиссии ООН по морскому праву лежит около 50 заявок от стран, желающих разрабатывать полезные ископаемые морского дна Северного Ледовитого океана.


Потепление климата делает возможным освоение Северного морского пути в качестве международного маршрута, связывающего европейские, североамериканские и азиатские рынки. Многие государства заинтересованы в том, чтобы сделать этот путь международным, а не сугубо национальной трассой России. Если это произойдет, Россия потеряет возможность получать доходы за транзит иностранных судов по исторически российской территории, и резко ухудшит свое военно-стратегическое положение. Противодействовать этим захватническим интересам можно только активной хозяйственной деятельностью. Без реального присутствия России на Северном морском пути он будет занят другими государствами, которые уже сейчас открыто заявляют об Арктике как общем ресурсе человечества. Логическим продолжением этих заявлений будет интернационализация Севморпути. Все это говорит о том, что нашей стране необходимо проводить более эффективную на-циональную политику в Арктике. Это про Арктику адмирал Макаров сказал: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану», и России необходимо обустроить Арктику согласно современным требованиям.


В выступлении я хочу остановиться на проблеме, которая, по моему мнению, является очень важной для дальнейшего развития Арктики. Арктическая зона России обладает уникальной спецификой, определяющей особенности ее развития.


Большинство населенных пунктов региона расположены на побережье арктических морей или в непосредственной близости от него, а также в низовьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Приморский характер Арктической зоны отличает ее природно-хозяйственные циклы от «континентального» Севера России и определяет своеобразие формируемых здесь хозяйственных комплексов.


Отсутствие другого вида грузового транспорта, кроме морского, предопределяет зависимость экономического развития и жизнедеятельности Арктики от Северного морского пути. Нарушение работы морского транспорта, несвоевременная доставка топлива, продовольствия и других товаров в Арктику может привести к серьезным социальным и экономическим последствиям, вплоть до угрозы жизни живущих и работающих здесь людей.


Во многих арктических поселках и городах значительный удельный вес составляют коренные малочисленные народы Севера. Уровень безработицы среди них в 3-4 раза выше среднего для северных субъектов РФ. Они являются носителями уникального знания о ландшафтах Арктики, хранителями традиционных ценностей и культуры. Большинство из них продолжают использовать природные ресурсы традиционными способами, сохраняя свою самобытность. Нарушение уклада жизни этих людей может привести к исчезновению некоторых коренных народностей. В преддверии конференции по устойчивому развитию «Рио+20», я хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что коренные народы жили на этой территории многие столетия в состоянии устойчивого равновесия с природой. Это бесценный опыт требует досконального изучения и достойного использования.


Арктика является регионом формирования глобальных атмосферных процессов, а также своеобразным фильтром для загрязненных потоков воздуха. Негативные воздействия на этот регион представляют реальную угрозу разрушения экологического равновесия не только на территории нашей страны, но и на всей планете. К настоящему времени 15%, этой крайне чувствительной ко всем формам антропогенного воздействия территории имеют критические уровни загрязнения, а негативные воздействия на этот огромный регион только увеличиваются. Экологическая уязвимость арктических природных комплексов обусловливает необходимость формирования структуры природопользования, соответствующей сохранению природной среды. Необходимо провести исследования по обоснованию экологической емкости арктических территорий, расчеты предельно допустимых на ее отдельные районы нагрузок и разработку специальных арктических нормативов природопользования.


Экстремальные погодные условия Арктической зоны определяют большую роль государства в местной экономике и социальной сфере. Здесь традиционно выше процент людей занятых в бюджетном секторе, выше доля заработной платы в доходе домохозяйств по сравнению с другими регионами Севера и центральными районами России.


Территория Арктической зоны неоднородна по состоянию экономики и социальной сферы. Наряду с высокоразвитыми районами в местах добычи и переработки полезных ископаемых, имеется значительная часть территории характеризуемой низким уровнем развития экономики, инфраструктуры и жизни населения, нерешенностью экологических проблем. Чтобы сократить значительный разрыв в уровне жизни различных районов государство вынуждено организовывать масштабные финансовые перетоки.


Для дальнейшего развития экономики региона необходимо решить грандиозные задачи. Как известно, основу экономики Арктической зоны составляют нефтегазовая и горнодобывающая промышленность, морской транспорт и рыбохозяйственный комплекс. Все эти отрасли в настоящее время требуют существенной и реальной модернизации. В соответствии с энергетической стратегией России на период до 2030 года, приоритетом энергетической политики страны является развитие нефтегазовой промышленности в районе Арктики и шельфе арктических морей. Однако освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа требует наличия отработанных технологий глубоководной добычи углеводородов, сжижения газа и его транспортировки. Работы на шельфе уже начинают проводиться при практически полном отсутствии технических регламентов, утвержденных национальных и отраслевых стандартов. Не разработан экономический механизм влияния на исполнение лицензионных соглашений. Дальнейшее развитие горнодобывающей промышленности связано с радикальной модификацией существующего производства, вводом новых и «замещающих» мощностей. Развитие рыбной промышленности требует создания современного рыбопромы-слового флота для океанического и прибрежного рыболовства, строительства, соответствующих мировым стандартам, перерабатывающих цехов, инфраструктуры хранения, упаковки и транспортировки рыбы.


Для активизации хозяйственной деятельности в регионе необходимо создать благоприятные условия для бизнеса. Причем преференции необхо-димы не только крупным государственным корпорациям, а также средним и мелким фирмам. Следует отметить, что здесь требуются не короткие вложения, а длительные. Отдача будет далеко не сразу, а к этому российский бизнес не готов. Экономика региона имеет самый большой ресурсный сектор, значительные по амплитудам ресурсные циклы подъемов и спадов, а это означает, что ей присущи самые высокие риски нестабильности, Арктике необходима планомерная и непрерывная работа, без спадов и рывков, которые создают колебания конъюнктуры и финансовых рынков. Такое устойчивое поступательное развитие способно обеспечить только государственное регулирование, контроль и прямое финансирование комплексных проектов.


Природная и экономическая экстремальность Арктической зоны определяют большую роль государства в развитии экономики и социальной сферы территорий. Однако государственная политика по развитию экономики и социальной сферы территории формируется крайне медленно. Особенности правового регулирования отношений в экономической и социальной сферах в Арктической зоне не нашли должного отражения в федеральном законодательстве. Так, например, пока не приняты законы «Об Арктической зоне Российской Федерации», и «О Северном морском пути». До настоящего времени не разработана государственная программа развития Арктической зоны Российской Федерации. Подготовка многих документов и проектов ведётся разными ведомствами, по разным программам, работа идет медленно, бюджетные деньги расходуются абсолютно неэффективно. Такая практика грозит долгим поиском решения проблем, размытостью сроков реализации государственной политики. Для своевременного выполнения поставленных задач необходима более чёткая координация между ведомствами.


Специфика Арктической зоны, её место и роль в развитии России для обеспечения национальной безопасности предопределяет необходимость её выделения в самостоятельный объект государственной политики. Государственный комитет по делам Севера, Совет по проблемам Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации упразднены, адекватная современным задачам и вызовам структура, координирующая на государственном уровне действия всех уровней власти в Арктике, не создана. В результате действия и позиции разных федеральных ведомств по вопросам развития Арктической зоны России не согласованы, взаимодействие федерального, регионального, муниципального уровней власти в решении этих вопросов неэффективно.


Методы государственного, муниципального и корпоративного управления в арктических условиях имеют много общего и значительные отличия от методов, используемых других северных и центральных территориях России. В связи с вышеизложенным, есть предложение через Русское географическое общество обратиться в Администрацию президента с предложением о создании единого системного блока управления Арктической зоной России.