Опыт функционирования Евразийского экономического пространства

Аналитика
Как известно, в начале первого десятилетия ХХI века руководители России, Белоруссии и Казахстана почти одновременно выступили с инициативой формирования новой евразийской интеграции. Необходимость консолидации постсоветского пространства ныне стала очевидной не только для руководства наших стран, но даже для тех представителей политической элиты, которые видели в России угрозу своим экономическим интересам.

 

О.Е. Лушников,

кандидат экономических наук,

cтарший научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований




На встречах с президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко 15 сентября 2012 года в Сочи и с президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым 19 сентября 2012 года в Павлодаре проблемы развития евразийской интеграции стояли на первом месте в программе переговоров. Как известно, в начале первого десятилетия ХХI века руководители России, Белоруссии и Казахстана почти одновременно выступили с инициативой формирования новой евразийской интеграции. Необходимость консолидации постсоветского пространства ныне стала очевидной не только для руководства наших стран, но даже для тех представителей политической элиты, которые видели в России угрозу своим экономическим интересам. В значительной степени подобные сдвиги в подходах руководства стран СНГ к евроазийской интеграции объясняются влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., который показал, что преодолевать кризисные явления в экономике намного проще в условиях объединения, чем каждому в отдельности.

Понятно, что в основе такого подхода приоритет должен быть отдан не сиюминутным интересам, а глобальным долгосрочным перспективам, постепенному переходу к единой валюте и полной координации экономической политики. Важно при этом учитывать ошибки, допущенные в ЕС (например поспешное введение евро без учета уровней экономического развития отдельных стран-участниц).

В конце декабря 2011 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале с 1.01.2012 года функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП), объединяющего территории Белоруссии, России и Казахстана. С 1 января 2012 года вступили в силу подписанные, а в последствии ратифицированные соглашения по Единому экономическому пространству (более 100 международных договоров не только межгосударственного применения, но и прямого действия), в том числе по формированию единого энергетического пространства стран-участниц:

- соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий;

- соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и нефтепродуктов;

- соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы тарифной политики;

- соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам.

Кроме того, был также подписан договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и определен регламент ее работы. В соответствии с этим договором был учрежден наднациональный постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП.

 За сравнительно короткий промежуток времени удалось в целом решить сложные организационно-технические вопросы, о которых ранее велись ожесточенные споры. Уже более полугода функционирует ЕЭК, обладающая правом самостоятельно принимать решения, обязательные для исполнения органами власти стран-участниц. Товарооборот трех стран, входящих в ЕЭП, за 2011 год вырос по данным российской таможенной статистики на 36% и составил 125 млрд. долл.

В то же время следует отметить, что пока еще имеется довольно много противоречий, связанных с реализацией национальных интересов стран-участниц ЕЭП. Практика функционирования Таможенного союза показала, что индекс совокупного импорта России за первое полугодие 2011 года оказался на 4 процентных пункта выше, чем было предусмотрено в соглашении между государствами (88%) и в результате доход от взимания пошлин был для России почти на 18,5 млрд. руб.меньше. (Именно на основе этого показателя с сентября 2010 г. распределяются пошлины между государствами союза вне зависимости от места их сбора.) Минфин РФ считает, что если такой дисбаланс будет сохраняться, то Россия инициирует консультации по пересмотру пропорции. Белорусские партнеры назвали подобные расчеты некорректными и подчеркнули, что диспаритет связан с тем, что товары сначала ввозятся через российскую границу, а потом уже поступают в Белоруссию.

Довольно значительные различия сохраняются между налоговыми системами стран-участниц, особенно по уплате налога на добавленную стоимость (в частности между Россией и Казахстаном). В этой связи многие российские компании предпочитают с выгодой регистрировать свой бизнес на более льготной территории.

Еще одной из проблем на единой территории является изменение потоков товаров из третьих стран, особенно из Китая. Китайские бизнесмены очень быстро оценили плюсы и минусы такой ситуации и перевели грузопотоки на Казахстан. Оттуда с гораздо меньшими затратами они, как и раньше, поступают в Россию.

Поэтому уже сегодня интеграционному объединению ЕЭП следует рассматривать положения, регулирующие сферы конкуренции, инвестиций, интеллектуальной собственности, услуг, защиты окружающей среды, трудовых стандартов и пр. Основной целью экономической политики ЕЭП на современном этапе региональной интеграции должна стать разработка сценария развития и повышения конкурентоспособности. Ведь, по данным Мирового экономического форума, уровень конкурентоспособности стран ЕЭП пока что значительно отстает даже от стран среднего уровня развития: Казахстан занимает в мировом рейтинге 51-место, а Россия опустилась с 66-го на 67 место в 2012 году. Суммирование ресурсов динамично развивающихся стран-участниц ЕЭП может позволить такому наднациональному объединению стать новым центром силы глобального мира и ключевым игроком наряду с США, ЕС и Китаем.

Для обеспечения полноформатного функционирования ЕЭП по оценкам экспертов потребуется период до 2015 года. При этом страны должны соблюдать макроэкономические показатели, сходные с Маастрихтскими критериями в ЕС:

- годовой дефицит государственного бюджета должен быть не выше 3%;

- государственный долг – не выше 50% ВВП;

- уровень инфляции – не более чем на 5 процентных пунктов выше уровня инфляции страны ЕЭП с наименьшим ростом потребительских цен.

В будущем к созданным в рамках ЕЭП структурам могут присоединиться и другие страны, так как эта организация носит открытый характер. О желании вступить в Таможенный союз уже заявила Киргизия, свою заинтересованность в членстве в ТС и ЕЭП высказывает и Таджикистан. На Украине идет оживленное обсуждение возможных выгод и потерь от вступления в ТС. Понятно, что в различных украинских регионах высказываются порой диаметрально противоположные мнения, но объективные экономические показатели свидетельствуют о том, что вступление в Таможенный союз весьма выгодно для Украины: это позволило бы увеличить экспорт украинских товаров и заметно сократить отрицательное внешнеторговое сальдо.

Следующим этапом на пути реинтеграции на постсоветском пространстве должно стать создание Евразийского экономического союза, в рамках которого будут действовать упрощенные регламенты для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, что должно увеличить взаимный товарооборот трех стран и в итоге привести к согласованной валютной и макроэкономической политике. Создаваемый ЕЭС должен объединить экономики трех государств, совокупный ВВП которых составит около 2 трлн. долларов. Как высказываются руководители государств-участниц реинтеграционного процесса, формирование Евразийского союза может начаться с 2015 года.

Таким образом, впервые с момента развала СССР сделаны первые шаги к восстановлению естественных экономических и торговых связей, существовавших в прежнем народнохозяйственном комплексе, созданы качественно новые условия для ведения бизнеса. В результате образуется емкий и растущий общий рынок с более чем 165 млн потенциальных покупателей, с более предсказуемыми и стабильными правилами игры.

Объединительные процессы на евразийском пространстве должны привести к качественному повышению конкурентоспособности национальных экономик, способствуя их развитию и диверсификации, превращению в мощный поток динамично развивающейся экономики, которая сможет в этом случае стать одной из ведущих в мире.