О социальных рисках программы МВФ для Украины

Аналитика
 К концу года безработица на Украине может достичь отметки 10 %

Поступление на Украину первого транша в рамках 2,5-годичной программы сотрудничества с МВФ дает возможность предварительной оценки его рисков для населения. Ее актуальность связана как с неоднозначными прогнозами деятельности Фонда, так и с чрезвычайно опасной общественной обстановкой в стране.

Согласно информации МВФ, программа призвана восстановить макроэкономическую стабильность, достичь устойчивого роста в сочетании с защитой наиболее уязвимых общественных групп. В числе ее главных условий – проведение бюджетной консолидации преимущественно на стороне расходов, повышение цен на газ и топливо, а также девальвация гривны.

Фондом ожидается, что в рамках реализации программы 2014 г. окажется самым тяжелым для страны. Реальный ВВП уменьшится на 5%, за счет роста тарифов на газ и отопление (на 40-55%), а также снижения курса национальной валюты, инфляция к концу года достигнет 16 %. Безработица повысится до 8,5 %. Государственный долг увеличится до 57 %, а внешний – почти до 100 % ВВП. Тем не менее, в среднесрочном периоде экономические перспективы Украины, по мнению международных экспертов, должны улучшиться. Уже в 2015 г. рост реального ВВП может повыситься до 2 %, а в дальнейшем – до 4-4,5 %. К 2016 г. безработица может составить 7,5 %, инфляция – 6 %. За счет поддержки восстановления конкурентоспособности рост экспорта в 2015-2016 г. потенциально вырастет до 6 % в год.

По имеющимся данным, Киев приступил к проведению реформ, в т.ч. бюджетным корректировкам, ориентированным на редуцирование социальных расходов за счет замораживания заработной платы и уменьшения занятости в государственном секторе, а также сокращение бремени энергетического сектора на бюджет.

Так, уже появилась информация о том, что прожиточный минимум (ПМ) на Украине в 2014 г. не будет пересматриваться в сторону увеличения, как в прошлые годы, а останется на уровне 2013 г., ориентировочно равном 108 долл. США[1] (для сравнения, в России в 2013 г. среднедушевой ПМ составлял около 250 долл. США). Вместе с тем правительство обещает проведение индексации заработной платы бюджетников и пенсий с учетом удорожания доллара и ожидаемого роста цен в размере 12-14 %.

В этой связи возникают сразу несколько опасений. Прожиточный минимум на Украине ежеквартально рассчитывается для 4-х категорий населения: работающих, пенсионеров, детей и подростков, а, следовательно, две группы населения (дети и подростки) остаются за рамками планируемой социальной защиты. Одновременно ПМ для работающих является базой для определения минимального размера оплаты труда для всех секторов экономики, а также социальных пособий по безработице. Из этого следует, что доходы работников внебюджетного сектора, особенно его низкооплачиваемой части, а также пособия в случае увольнения также оказываются под ударом. Одновременно очевидно, что правительство стремится занизить уровень инфляции относительно прогнозов МВФ.

Между тем анализ текущей динамики цен, ее сопоставление с комментариями представителей Фонда позволяют сомневаться в оценках МВФ, и в готовности украинского правительства защитить доходы населения от реального падения.

Так, только за 4 месяца из-за резкого повышения цен на газ и топливо (на 34,1 %) общая инфляция составила 6,3 %. Если эта динамика сохранится, то к концу года можно ожидать превышение планируемого МВФ уровня в 16 %. В то же время малозаметный рост тарифов на коммунальные услуги (на 0,9 %) – явный результат их сдерживания. Подобная ситуация может объясняться задержкой с либерализацией цен, либо их плавным введением. По расчетам международных экспертов, происходящие изменения в рамках реформы не должны оказывать сильного влияния на доходы граждан. Адресной поддержкой предполагается охватить малоимущие слои (порядка 25 -30 % населения), в то время как для остальных цены на услуги коммунальных предприятий будут возрастать незначительно, с растяжкой во времени – с 3-7 % в 2014 г. до 5-11 % в 2016 г.

Одновременно столь детальное описание социально адаптационных механизмов в энергетической компоненте на фоне их отсутствия в налогово-бюджетной вновь вызывает недоумение. Недоверие к заявлениям правительства об индексации прожиточного минимума подстегивает и позиция МВФ, в частности оценивающего заработную плату украинских работников как завышенную относительно производительности труда. Однако в случае игнорирования правящими кругами своих обещаний падения реального уровня жизни большей части населения страны не избежать.

Между тем основные опасения, связанные с проведением реформы в энергетике и резким повышением цен на топливо, инициирует украинская промышленность, и без того находящаяся в упадке. За последние три года объем промышленного производства сократился на 20 %. Эта тенденция усиливается на фоне карательных операций и протестных выступлений на юго-востоке страны, где сконцентрирован основной ее экономический и экспортный потенциал. По данным украинских экспертов, на текущий момент число свободных рабочих мест значительно сокращается и к концу года безработица может достичь отметки 10 %. Увеличение числа безработных, прежде всего, связывается с массовым закрытием компаний крупного и малого бизнеса.

Вместе с тем конфликт между основными донорами страны, добивающимися ценой своей жизни признания автономного статуса - Донецкой и Луганской областями и властью только нарастает. Затрагивая интересы всех участвующих в нем сторон, включая МВФ, он несет непредсказуемые и опасные последствия для каждой из них.


[1] По критериям  ООН, уровень абсолютной бедности - 5 долл. США в сутки или 150 долл. США  в месяц, по критериям ВБ – 1,25 долл. США в сутки или 37,5 долл. США в месяц.