VI международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия»

Аналитика
12-13 апреля в Москве проходил VI международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». Это специализированное мероприятие, было посвящено изучению проблем производства и применения автомобильных и котельных биотоплив из возобновляемого сырья, как части «белой» биотехнологии.

 

12-13 апреля в Москве проходил VI международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». Это специализированное мероприятие, было посвящено изучению проблем производства и применения автомобильных и котельных биотоплив из возобновляемого сырья, как части «белой» биотехнологии.

В работе Конгресса приняли участие специалисты из более чем 15 стран мира, включая: Казахстан, Украину, Азербайджан, Германию, Францию, Австрию, Бельгию, Нидерланды, Финляндию, Швецию.

В ходе секций Конгресса обсуждались вопросы законодательства, государственной политики, связанной с производством биотоплив в России, странах СНГ, Евросоюза и США, региональные аспекты строительства биозаводов, экономические проблемы производства и логистики, а также наиболее передовые и перспективные технологии, применяемые в отрасли.

Как отмечали, многие участники Конгресса, Россия является мировым лидером по производству биомассы, но при этом на долю РФ приходится только около 0,7% от общемирового биотехнологического рынка (США - 46%, ЕС - 34%).

Одной из основных проблем тормозящих развитие биотопливного производства в России остается акцизный сбор взимаемый с биоэтанола. Как показывает зарубежный опыт, выпуск биотоплив активно поддерживается государством. Во многих странах производителям альтернативных энергоресурсов предоставляются льготы и преференции. Необходимо отметить, что в настоящее время государственное стимулирование отрасли осуществляется не только в странах давно обративших внимание на альтернативную энергетику, но и у ближайших с РФ соседей, например в Украине. Акцизный сбор на биоэтанол, производимый на местных спиртовых заводах, который добавляется в традиционное моторное топливо, отменен еще в 2006 г. Также согласно украинским законам «Об электроэнергетике» и «Об альтернативных источниках энергии» электроэнергия, получаемая из возобновляемых источников, должна закупаться в сети по более высоким, так называемым «зеленым» тарифам. Это позволяет сократить срок окупаемости проектов связанных с производством биотоплива, повысить их привлекательность для инвесторов. Размер «зеленого» тарифа определяется с учетом специального коэффициента, размер которого зависит от мощности и вида альтернативного энергогенерирующего агрегата (колеблется в пределах 0,8–4,6). Для генераторов энергии, которые работают на биомассе, коэффициент составляет 2,3. Кроме того, до нулевой ставки снижен налог с доходов производителей биотоплив и отменены сборы на ввоз импортного биотехнологического оборудования.

Что касается Российской Федерации, то развитие производства биотоплив, в частности, и биотехнологии в целом, не входит в разряд национальных приоритетов. До последнего времени в стране отсутствовали документы федерального уровня регламентирующие развитие отрасли. Однако участники Конгресса считают, что в ближайшей перспективе отношение к биотехнологии в России может измениться. Об этом свидетельствует прошедшее 1 апреля 2011 г. заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, на котором рассматривалось создание нового вида частно-государственного партнерства - технологических платформ.

В рамках первых технологических платформ предполагается осуществить проекты «Биоиндустрия и биоресурсы», а также «Биоэнергетика», которые позволят разработать концепцию развития биоиндутрии в России, и ее взаимодействия с другими отраслями экономики. Проекты предусматривают оказание помощи в проведении экспертизы государственных и отраслевых решений, создание коммуникативных инструментов и информационное сопровождение внедрения биотехнологий в России. Создатели платформ планируют осуществлять обмен опытом с зарубежными коллегами, а также совершенствовать российскую образовательную систему, и развивать кадровый потенциал в области биотехнологий.

На Конгрессе отмечалось, что наряду с созданием биотехнологических платформ, для формирования в России современной биоиндустрии, обеспечивающей вклад в ВВП порядка 3%, что сопоставимо с ведущими экономиками мира, необходимо осуществлять поддержку фундаментальных и прикладных исследований в области биотехнологий в рамках федеральных и региональных программ. Представляется возможным проведение государственных закупок биоиндустриальных товаров в качестве инструмента формирования рынка. Основываясь на зарубежном опыте, через систему дотаций и преференций, следует стимулировать предприятия внедряющие и производящие биотехнологическую продукцию.