Россия и ВТО: оценки рисков и новых возможностей

Аналитика
Доклад на конференции в Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук (ИНИОН РАН) «Модернизация России: ключевые проблемы и решения».

Вокруг вступления России в ВТО было сломано немало копий. Теперь, когда России официально стала 157 членом этой организации, назрела необходимость изменить вектор дискуссии. На повестке дня стоит вопрос о выработке механизмов адаптации российской экономики к новым требованиям.

Главным препятствием здесь, как это не покажется странным, является недостаточная информированность, как самих производителей, так и общества в целом, относительно характера тех обязательств, которые приняла на себя Россия при вступлении в ВТО и тех требований, которые предъявляет ВТО к своим членам.

Вступление России в ВТО вовсе не означает, что правительство лишается любых рычагов регулирования в сфере внешней торговли. Напротив, никто не запрещает России использовать в качестве защитных барьеров всевозможные технические регламенты, а также санитарные и фитосанитарные нормы. Другое дело, что соответствующие регламенты и нормы, в ряде случаев всё ещё отсутствуют. Значит, их следует разрабатывать.

То, что в России до сих пор практически отсутствуют специалисты, знакомые с проблематикой ВТО, это конечно существенный просчет, допущенный правительством в процессе подготовки России к вступлению в ВТО. Однако нельзя сказать, что бизнес оказался здесь на высоте. Отраслевые и региональные ассоциации предпринимателей также не озаботились подготовкой таких специалистов. Поэтому одной из первоочередных задач правительства нам представляется подготовка программы обучения специалистов, которые могли бы оказывать квалифицированные услуги по вопросам, связанным с применением предусмотренных в ВТО процедур.

Другой, не менее важный вопрос, это принятые на себя Россией обязательства по сокращению государственной поддержки сельского хозяйства. Очень часто в прессе и даже научных публикациях можно прочитать, что согласившись сократить господдержку до 4,4 млрд дол., правительство бросило отечественное сельское хозяйство на произвол судьбы. В действительности при вступлении в ВТО Россия, как и любая другая страна, взяла на себя обязательства по ограничению и последующему сокращению расходов, относящихся только к так называемой «жёлтой» корзине.

В ВТО принято делить все меры поддержки сельского хозяйства на три корзины – «зеленую», «голубую» и «жёлтую». В «зеленую» входят меры поддержки инфраструктуры, в «голубую» – меры, направленные на сокращение производства и не специфические меры поддержки. Так вот расходы по этим корзинам правилами ВТО никак не ограничиваются. Между тем именно инфраструктура, и в частности элементарное отсутствие дорог, является одним из узких мест в развитии отечественного сельского хозяйства.

К упомянутой же выше жёлтой корзине относятся те меры господдержки, которые влекут за собой искажение рынка и прежде всего цен на сельхозпродукцию. Вполне справедливо, что такие меры подлежат сокращению. Но и здесь не все так однозначно. По условиям присоединения к ВТО Россия получила довольно длительный переходный период. Лишь к 2018 г. государственные расходы по поддержке сельского хозяйства, которые относятся к жёлтой корзине, должны составить те самые 4,4 млрд дол. Начальный же уровень таких расходов согласован на уровне 9,5 млрд дол.,что значительно превышает размер средств, выделяемых из бюджета на нужды сельского хозяйства в настоящее время.

Вместе с тем следует иметь в виду, что за отведенные на адаптацию 7 лет нам надо будет полностью изменить механизм государственной поддержки сельского хозяйства. Существующая система основывается в первую очередь на трансфертах от потребителей сельскохозяйственной продукции, которые поступают сначала в бюджет, а уже затем направляются на поддержку сельхозпроизводителей. Доля таких средств в общем объеме ресурсов, направляемых на поддержку сельского хозяйства, составляет в России в среднем около 70%, тогда как в странах ЕС она не превышает 25%, а в США 5%. Именно этим, кстати, можно объяснить тот факт, что цены на многие продовольственные товары в России выше среднемировых. Так в 2010 г. закупочные цены свинины в среднем превышали импортные на 72%, мяса птицы на 70%, молока на 31% и говядины на 22%.

Разумеется, что такой перекос цен в условиях членства России в ВТО приведет к росту импорта и, как следствие, увеличению конкуренции на отечественном рынке. В целом это можно только приветствовать. Недостаток конкуренции препятствует эффективному развитию российской экономики, тормозит ее модернизацию. Простой потребитель от этого только выиграет. Хотя нельзя исключить риски того, что некоторые российские производители окажутся не в состоянии конкурировать с иностранцами. Вот здесь-то правительство и должно придти на помощь бизнесу.

Однако государственные субсидии не должны вести к консервации экономически неэффективных производств. Помощь следует направлять тем, кто сам готов идти по пути модернизации. Членство России в ВТО никак не ограничивает возможности по модернизации. Напротив, оно создает для этого дополнительные возможности. Рост импорта приведет к снижению цен не только на потребительские товары. Снижение цен затронет также машины и оборудование, ввоз которых позволит ускорить решение проблем с модернизацией отечественной промышленности.

Разумеется, состояние мировой конъюнктуры, динамика курса рубля и инвестиционный климат в стране окажут гораздо большее влияние на российскую экономику, чем выполнение обязательств, которые взяла на себя Россия при вступлении в ВТО. Таким образом, риски здесь носят по большей части ограниченный и к тому же краткосрочный характер. За время, выделенное на адаптацию России к требованиям ВТО, необходимо выработать действенные инструменты по минимизации этих рисков. Вместе с тем членство в ВТО создает новые возможности для развития отечественной промышленности, воспользоваться которыми зависит только от нас самих.