Перспективы развития финансового взаимодействия с Республикой Кипр

Аналитика
Рассматривая причины согласия России на осуществление льготного кредитования Кипра как в прошлом году, так и, весьма вероятно в текущем, следует выделить роль этого государства в отечественной экономике, где оно занимает место своеобразного платежного центра для достаточно большого количества российских предприятий и организаций, осуществляющих расчеты через офшорные компании, зарегистрированные в кипрской юрисдикции.

 

С.В. Каратаев, кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник сектора конъюнктуры мировых рынков Центра экономических исследований РИСИ

Долговой кризис в Европе постепенно охватывает все больше стран. К середине 2012г. Кипр стал пятым членом ЕС, обратившимся с просьбой о предоставлении дополнительного финансирования. Средства необходимы Республике для рекапитализации банковской системы, серьезно пострадавшей в результате международной сделки по реструктуризации греческих долгов, что вылилось в списании местными кредитными организациями более 3 млрд. евро. при частичном аннулировании задолженности Греции.

Общая сумма, необходимая для стабилизации финансового сектора и покрытия бюджетного дефицита государства, оценивается в размере до 10 млрд. евро, то есть около 60% ВВП страны, что в совокупности с текущим уровнем суверенной задолженности (72% ВВП) ставит вопрос о реальности погашения государственных обязательств. При этом даже руководство Кипра признает возможность объявления дефолта в случае отсутствия дополнительных внешних заимствований уже в 2012г.

Следует отметить, что возможность выхода на внешний финансовый рынок у островного государства отсутствует еще с прошлого года. Этому поспособствовало снижение рейтинга его надежности со стороны международных агентств, которое естественным образом привело к удорожанию заимствований и фактической невозможности привлечения новых кредитов. Причиной послужила существенная зависимость местного бизнеса от экономики Греции: доля греческих активов на балансе крупнейших кипрских банков составила около 40%. В дельнейшем воздействие усиливающегося экономического кризиса в соседнем государстве вкупе с реструктуризацией его суверенной задолженности и привело к банковскому кризису на Кипре.

В конце прошлого года Кипр смог решить вопрос о привлечении дополнительного финансирования, договорившись о получении кредита в размере 2,5 млрд. евро с Россией, однако теперь Республике необходимы дополнительные средства, в связи с чем на днях РФ был получен запрос на сумму 5 млрд. евро. Оставшуюся сумму Кипр планирует получить из фондов ЕС, куда был также отправлен запрос. Причинами, по которым Кипр заинтересован в получении российских займов, являются их низкая стоимость (для предыдущего кредита процентная ставка составляла всего 4,5%), а также отсутствие экономических условий его получения в отличие от требований ЕС и МВФ. Уровень кредитной ставки, действительно, представляется минимальным, ведь сама Россия, выходя на рынки заимствования, осуществляет привлечение средств на схожих условиях (для мартовского размещения еврооблигаций процент составил от 3,3% до 5,8%). В свою очередь европейские кредиторы, рассматривая условия кредитования кипрской экономики, выставляли требования проведения программы жестких бюджетных сокращений и предлагали условия, основанные на  существенно более высоком уровне ставок.

Рассматривая причины согласия России на осуществление льготного кредитования Кипра как в прошлом году, так и, весьма вероятно в текущем (а многое указывает на то, что и новый кредит будет предоставлен), следует выделить роль этого государства в отечественной экономике, где оно занимает место своеобразного платежного центра для достаточно большого количества российских предприятий и организаций, осуществляющих расчеты через офшорные компании, зарегистрированные в кипрской юрисдикции. Исходя из этих позиций, становится понятно, что помощь Республике является обоснованной, тем более, что заемные средства идут на восстановление позиций крупнейших местных банков, которые как раз и обслуживают денежные потоки российского происхождения. Таким образом, вопрос о предоставлении помощи получается увязан и с финансовым благополучием достаточно большой части российских субъектов предпринимательской деятельности, что в условиях неустойчивости мировой экономики и высоких рисков кризисных явлений практически во всех ее секторах представляется существенным фактором.

В то же время, вопрос предоставления кредита Кипру необходимо рассматривать в составе всей совокупности взаимоотношений с этим государством в финансовой сфере. В том числе, и учитывая его роль как оффшорной юрисдикции, крайне широко используемой российскими организациями. Складывающаяся ситуация может благоприятно повлиять на согласование новых условий сотрудничества в данной сфере, где, несмотря на недавние изменения двустороннего соглашения, прогресс явно не соответствует требованиям, поставленным поручением Правительства в конце 2011г. в целях борьбы с выводом денежных средств из внутреннего оборота страны через использование оффшорных компаний. Новшества соглашения, включающие в себя предоставление информации, необходимой для финансового и налогового контроля, по запросу, могут исполняться со стороны Кипра, что отмечается многими экспертами, формально, с использованием всех возможных бюрократических проволочек, что, в конечном счете, не приведет к какому-либо улучшению в качестве и своевременности получения информации, необходимой для выявления незаконных движений денежных средств. Ведь для формирования запроса необходимо уже иметь сведения о преступном характере осуществленных операций,  их бенефициарах, используемых финансовых инструментах, а также доказательства этих фактов, что без наличия полной информации, в том числе и из оффшорной юрисдикции, представляется крайне сложной задачей.

Современные международные тенденции в этой сфере указывают на необходимость использования иного принципа работы подобных соглашений, который предусматривает автоматический обмен информацией по совместно выработанным и согласованным критериям, что, по мнению и ОЭСР, и большинства развитых стран, существенно повысит эффективность борьбы с получением и сокрытием резидентами незаконных доходов, а также с налоговыми нарушениями, скрываемыми за счет использования офшорных компаний.

Включение данного вопроса в повестку переговоров по предоставлению межгосударственного кредита позволит более полно учесть государственные интересы и существенно продвинуться в оффшорном взаимодействии в части более оперативного выявления незаконных операций с использованием местных офшоров, то есть в отношении существенной части средств, выводимых из России и легализуемых за рубежом.