ДУШАНБЕ, 5 авг — Sputnik. Фигурирование Китая в списке стран новообразованного военного союза делает это сообщение малореальным, считает ведущий эксперт Российского института стратегических исследований, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов.
«Китай не входит ни в один военный союз. Это принципиальная линия, которая неоднократно озвучивалась высшим политическим руководством Поднебесной. Ради структуры с такими партнерами как Пакистан, Таджикистан и Афганистан, Китай вряд ли нарушит эту линию», — пояснил Куртов.
Таджикистан, по мнению эксперта, не является страной с сильным военным потенциалом.
«У него (у Таджикистана — ред.) нет оборонной промышленности, Душанбе зависим от поставок вооружения, да и сами вооруженные силы невелики. Экономический потенциал страны также очень слабый. Членство Таджикистана в каком-либо военном союзе не принесет ему ощутимой пользы или оборонной мощи. Если руководство действительно пошло на этот шаг, то как раз из-за своей слабости, в надежде получить хоть какую-то помощь», — отмечает он.
По мнению Куртова, многовекторная политика, которую проводит Центральная Азия, таджикское руководство понимает превратно, считая, что одновременно можно искать поддержки у мусульманских стран, ОДКБ и США. «Обычно подобные игры ни к чему хорошему не приводят; такой курс упирается в то, что недоверие растет со стороны всех партнеров. Трудно считать надежным того, кто принимает на себя обязательства в рамках одной региональной организации, а затем вступает в конкурирующую».
Единственное логическое объяснение, которое можно найти образованию подобного военного союза, по мнению Куртова, — попытки Китая усилить позиции за счет государств, которые дистанцируются от Индии.
«Между этими двумя странами до сих пор сохраняются разногласия территориального характера. В остальном не вижу смысла ввязываться в подобную авантюру. Афганистан и Таджикистан – несамостоятельные государства. Союз с ними вряд ли будет жизнеспособным. Тем не менее, ликование США в случае, если это сообщение не слухи, вполне понятно. Новый военный союз во главе с Китаем означает ослабление ОДКБ, где Россия играет лидирующую роль», — заключил Куртов.
В китайском городе Урумчи член Центрального военного совета КНР Фан Фэнхуэй провел встречу с представителями военного руководства трех соседних государств, сообщает агентство Reuters. «Китай хочет создать антитеррористический альянс с Пакистаном, Афганистаном и Таджикистаном», — цитирует агентство местные СМИ. По его данным, власти Китая намерены укрепить сотрудничество с соседними государствами для борьбы с «растущей внутренней военной угрозой».