О перспективах развития новых международных рейтинговых агентств

Аналитика
В середине октября 2012г. было объявлено о создании нового международного рейтингового агентства Universal credit rating group, участниками которого стали китайское агентство Dagong, российское RusRating и американское Egan-Jones Ratings. Это событие не вышло на первые полосы СМИ, но оно может существенным образом повлиять на весь мировой финансовый рынок.

 


В середине октября 2012г. было объявлено о создании нового международного рейтингового агентства Universal credit rating group, участниками которого стали китайское агентство Dagong, российское RusRating и американское Egan-Jones Ratings. Это событие не вышло на первые полосы СМИ, но оно может существенным образом повлиять на весь мировой финансовый рынок.

Начнем с того, что на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой на долю всего трех рейтинговых агентств - Standard and Poor's, Moody's и Fitch приходится более 90% всего мирового рынка по оценке надежности глобальных финансов, отдельных суверенных и корпоративных заемщиков. При этом их деятельность уже достаточно долгое время вызывает существенные нарекания со стороны многих участников рынка. Среди них необходимо выделить основные:

- имеющийся конфликт интересов, связанный с тем, что оплата работы агентств осуществляется , как правило, непосредственно субъектами оценки, что не может не ставить под сомнение итоговый результат. Одним из ярких примеров называется ситуация, сложившаяся в 2007г. в США, где на начальной стадии кризиса, вызванного выдачей высокорисковых ипотечных кредитов, агентства «большой тройки» продолжали подтверждать высокие рейтинги ипотечных бумаг.

- допущенные методологические ошибки в работе, которые, по мнению отдельных экспертов, способствовали усилению кризисных явлений в 2000-е гг. Помимо уже упомянутых неоправданно высоких рейтингов ипотечных облигаций, можно говорить и о том, что в 2007-2008гг. S&P, Fitch и Moody's были неспособны спрогнозировать появление кризисных явлений, а также правильно оценить состояние таких крупнейших компаний как AIG, Enron, Lehman Brothers, Parmalat, где в последнем случае, в частности, высокие оценки кредитоспособности компании базировались на фальсифицированной отчетности.

- существенный «американизм», присущий как механизмам деятельности, так и выносимым суждениям со стороны всех трех агентств и вызванный, в том числе, влиянием государственных органов США, которые регулируют их деятельность, что вызывает естественное недовольство в Европе в силу отсутствия какие-либо рычагов воздействия на деятельность агентств.

Так, после понижения агентством Standard&Poor's суверенного рейтинга США в 2011г. незамедлительно было начато государственное расследование относительно возможных утечек инсайдерской информации о готовящемся снижении рейтинга, а через месяц Standard&Poor's объявило об уходе в отставку президента агентства. Понижение же рейтингов европейских стран не повлекло за собой никаких сколько-либо значимых последствий.

В этой связи нельзя не упомянуть и о том, что присваиваемые рейтинги представляются действенным инструментом воздействия на рынок, который в том числе может быть использован и в недобросовестной конкурентной борьбе. И хотя сами агентства отрицают свою ангажированность, однако у части участников финансового рынка сформировалось стойкое убеждение в том, что отдельные оценки со стороны агентств могли быть использованы в подобных целях.

Кроме того, вызывают нарекания и выводы агентств, основывающиеся на американских экономических представлениях, которые не всегда находят понимание в других странах. Поэтому та же проамериканская оценка перспектив европейских государств многим кажется необоснованной, а в сложившейся в последнее время ситуации - и несправедливой. Так, многие специалисты полагают, что рейтинговые агентства принимали необоснованно жесткие решения в отношении оценок кредитоспособности стран Европы, стараясь не повторить допущенные ими ранее ошибки в оценке событий, приведшие к финансовому кризису 2007-2008гг., и тем самым лишь усугубляя ситуацию на рынках и снижая эффект от предпринимаемых европейскими правительствами мер.

Недовольство ЕС в отношении деятельности «большой тройки» уже привело к рассмотрению данного вопроса в официальных органах Евросоюза и разработке программы, направленной на введение мер регулирования деятельности рейтинговых агентств, а также на создание собственного европейского рейтингового агентства, которое смогло бы стать противовесом «большой тройке». Однако до настоящего времени препятствием к реализации этого проекта было отсутствие достаточного финансирования, оцениваемое на уровне 300 млн. евро.

Кроме того, у участников рынка существуют вопросы и к самой практике деятельности трех ведущих рейтинговых агентств, которая не всегда учитывает степень воздействия их собственных оценок на мировой финансовый рынок, а именно тот факт, что их суждения уже сами по себе являются важным фактором, способным существенно повлиять на рынок. Более того, их решения влияют на структуру портфелей достаточно большого количества инвесторов, у которых требования к качеству вложений зачастую законодательно привязаны именно к рейтинговой оценке надежности, определенной одним из трех крупнейших агентств, и, следовательно, воздействие рейтингового агентства на международную финансовую сферу еще более усиливается. В результате, возможна ситуация, когда ухудшение состояния рынка будет вызвано его первоначальной оценкой со стороны «большой тройки», а впоследствии уже именно оно станет причиной еще большего ухудшения прогнозов со стороны агентств, то есть вызовет цикличность падения рынка.

Так, недавний анализ итальянского центрального банка причин роста доходности суверенных долговых обязательств показал, что на инвесторов влияют не только и не столько состояние экономики и финансов непосредственно Италии, а скорее их собственные опасения по поводу разрастания европейского финансового кризиса. То есть, низкий уровень котировок итальянских долговых обязательств вызван в большей степени причинами, которые не поддаются контролю со стороны государства, но в то же время подвержены существенному воздействию внешней негативной информации, в том числе поступающей от рейтинговых агентств.

В этой связи создание новых международных агентств, которые со временем смогут конкурировать с «большой тройкой», представляется крайне своевременным и востребованным рынком, особенно если их работа будет базироваться на несколько иных принципах, что предоставит участникам рынка альтернативную оценку ситуации. Главным требованием к новому игроку в таком случае будет его отказ от проведения работ по заказу субъектов оценки с тем, чтобы повысить объективность результатов (или по крайней мере их восприятие рынком), а также его большая независимость в силу отсутствия национальной составляющей в деятельности, что, к примеру, вполне выполнимо в отношении нового агентства, учитывая разносторонность его участников.

Кроме того, развитие нового агентства будет поддержано уже достаточно давно существующим «европейским» трендом, направленным на усиление конкуренции между международными рейтинговыми агентствами и снижение тем самым зависимости от них участников финансового рынка, а также увеличение прозрачности их деятельности. Со стороны ЕС интерес в этом направлении, как уже отмечалось, выражается в намерении создать собственное агентство, использующее принципы работы, отличные от «большой тройки», монополизировавшей рынок. Эти же принципы собирается использовать и новое китайско-российско-американское агентство, поэтому его активное развитие в перспективе должно оказать позитивное воздействие на весь мировой финансовый рынок.