Китай после XVIII съезда КПК: некоторые оценки и прогнозы

Аналитика
По оценкам китайских аналитиков, а также согласно прогнозам РИСИ, Китай сохранит преемственность своего внешнеполитического курса в отношении России. Более того, в условиях сокращения внешних рынков и стагнации экономики в странах Запада, развитие сотрудничества с Россией принесет КНР существенную пользу и выгоду.

 

Завершившийся XVIII съезд Коммунистической партии Китая привлек к себе особое внимание мировой общественности. Эти слова не являются преувеличением. За прошедшее десятилетие Китай обрел статус глобальной державы, превратился в один из центров мировой политики, продемонстрировал феноменальные успехи в экономическом развитии, стал второй мировой экономикой после США. Естественно, что перемены в руководстве и приход «пятого поколения» к власти в КНР, которому предстоит определять курс развития государства в ближайшее десятилетие, не остались незамеченными.

Итоги работы XVIII съезда и анализ китайских источников позволяют сделать ряд выводов и прогнозов как о перспективах развития внутриполитической и социально-экономической ситуации в Китае, так и об общем направлении внешнеполитического курса этой страны. В качестве основных из них можно отметить следующие:

1. В Китае обеспечена политическая стабильность. В стране сохраняется преемственность власти, заключающаяся в регулярной и организованной сменяемости политического руководства страны. Прогнозы большинства аналитиков как российских, так и иностранных, о том, что занимающий должность заместителя председателя КНР и в ходе XVIII съезда избранный генеральным секретарем ЦК КПК  Си Цзиньпин заменит в марте 2013 года Ху Цзиньтао на посту председателя КНР, а вице-премьер Госсовета КНР Ли Кэцян сменит премьер-министра Вэнь Цзябао, были сделаны задолго до съезда и полностью оправдались. В этом отношении съезд не принес никаких сюрпризов.

Руководство Китая будет и далее придерживаться пути построения социализма с китайской спецификой, при этом необходимым является продвижение реформ и открытости, сохранение социальной справедливости, достижение всеобщей зажиточности и социальной гармонии, мирное развитие под обязательным руководством КПК.

Реформа политической системы КНР будет продолжена, но основной упор будет сделан на то, чтобы принимаемые в этой области меры не привели к опасной социально-политической и экономической дестабилизации.

2. Перед новым руководством КНР по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильного экономического развития страны. Помимо успехов, достигнутых Китаем в сфере экономики, сохраняются многочисленные вызовы, на урегулирование которых будет обращено основное внимание новых лидеров государства.

Одним из главных вызовов является вопрос о том, как осуществлять экономическую политику в условиях новой ситуации и в самом Китае, и в мировой экономике, где наблюдаются застойные тенденции, в первую очередь в развитых странах Запада.

В условиях существенного сокращения потенциала мирового рынка для экспорта китайских товаров важной задачей руководства КНР остается «перенастройка» механизма экономического роста в КНР с упором на  расширение внутреннего спроса и повышение покупательной способности населения.

3. Усилия китайского руководства будут направлены на решение множества социальных вопросов. К ним следует отнести снижение социального недовольства путем совершенствования системы социального обеспечения и повышения уровня жизни населения, «сокращение расслоения» в китайском обществе, а также снижение уровня националистических настроений посредством, в частности, идейно-мировоззренческой работы среди современной китайской молодежи.

4. Особое внимание будет уделено борьбе с коррупцией. По словам председателя КНР Ху Цзиньтао, «борьба с разложением и обеспечение политической чистоплотности –  это важная политическая проблема, которая привлекает внимание всего народа». Неадекватное решение этой проблемы может нанести огромный вред Коммунистической партии Китая и «даже погубить ее и страну». Все нарушители закона должны быть привлечены к ответственности, «кем бы они ни были, и какие бы позиции они ни занимали».

5. Большое значение будет придаваться охране окружающей среды и новым подходам в области экологии. Этому вопросу Ху Цзиньтао уделил особое внимание в своем выступлении на съезде, отметив, что «от создания экологической культуры непосредственно зависит будущее нации и счастье народа». По его словам, экоцивилизованному развитию необходимо придать важное значение, включив его в процесс и все аспекты экономического, политического, культурного и социального строительства.

6. Китай намерен и далее проводить независимую и самостоятельную мирную внешнюю политику, принимать активное участие в деятельности ООН, «большой двадцатки», Шанхайской организации сотрудничества, стран БРИКС и других международных организаций.

Как отметил в своем докладе Ху Цзиньтао, Китай выступает за мирное решение международных споров и «горячих» проблем, против применения оружия и угроз о его применении, против подрыва законной власти в других странах и терроризма во всех его формах. Военная политика Китая носит исключительно оборонный характер, но, вместе с тем, «КНР продолжит непоколебимо защищать свой суверенитет и безопасность и противостоять давлению извне».

         По оценкам китайских аналитиков, а также согласно прогнозам РИСИ, Китай сохранит преемственность своего внешнеполитического курса в отношении России. Более того, в условиях сокращения внешних рынков и стагнации экономики в странах Запада, развитие сотрудничества с Россией принесет КНР существенную пользу и выгоду.

Сегодня отношения между нашими странами развиваются по нарастающей и носят устойчивый характер. Вместе с тем сложившийся механизм двусторонних связей требует совершенствования. Особенно это касается торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Существует уверенность, что новое руководство Китая приложит усилия для наращивания темпов взаимодействия в этих сферах, что во многом будет способствовать развитию отношений российско-китайского стратегического партнерства и взаимодействия и переходу сотрудничества между КНР и РФ на новый более высокий уровень.