В Донецке презентовали книгу о том, как учебники для школьников учат «Великой Отечественной Войне»

Мы в СМИ
Руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова презентовала четвертого февраля в Донецке книгу «Расскажу вам о войне... Вторая мировая и Великая Отечественная Войны в учебниках и сознании у школьников славянских стран».  

Как передает корреспондент «Комитета», автор книги, доктор исторических наук Тамара Гузенкова рассказала, что работа над книгой длилась несколько лет, а издание  появилось на свет 22 июня прошлого года в Росиии тиражом в 750 экземпляров. Книгу уже презентовали в Польше и Киеве.

«Объектом нашего внимания стали страны: Россия, Украина, Белоруссия, Чехия, Словакия, Польша, Сербия, Хорватия и Болгария. Это — научный труд близкий по своей стилистике к академическим трудам. В каждой из этих стран изучали образовательную систему и Вторую мировую Отечественную Войну специалисты-страноведы, которые изучаю эти страны и знают эти языки», - заявила Гузенкова.

Автор отмечает, что занимается изучением украинских учебников по истории более пятнадцати лет. Именно эти исследования и вошли в раздел, повествующий о тенденциях изложения истории украинскими специалистами в школьных учебниках по истории.

«Было очень серьезное исследование и в качестве источников мы использовали десятки и сотни учебников различных стран, чтобы действительно объективно посмотреть, что происходит с нашим историческим образованием в самое последнее время», - рассказала она.

В ходе исследования специалисты разделили учебники славянских стран на три группы, хотя и не равные по своему весу и значению. Первая — реликтовая группа, - это малочисленные учебники с традиционной позднесовестской концепцией. К этой группе относится образование Белоруссии, Приднестровья и отчасти Армения.

Вторая — группа трансформированной концепции, более значительная по количеству учебников с резкой критикой советского руководства и организации военного дела на первых этапах войны, с обсуждением темы коллаборационизма и темы сопротивления, историческими очерками репрессий в СССР, обсуждением ранее запретных тем — холокоста, военного быта, гендерных аспектов, взаимоотношений народа и власти, обсуждением пакта «Молотова-Риббентропа». В эту часть группы вошли страны: Россия, Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия, Венгрия, Украина (с 2011 года), Азербайджан, Болгария, Таджикистан.

Третья - группа учебников с радикально пересмотренной концепцией войны с положением полного тождества фигур Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера, равной ответственности СССР и Германии за развязывание войны. Страны этой группы — Польша, Грузия, Латвия Литва, Молдова, Украина (до 2010г.).

«Во многих учебниках: в польских, чешских, украинских есть положения о том, что во Второй мировой войне Советский Союз выиграл благодаря русскому «Генералу Морозу» (Климатический фактор в истории воин России, русская зима - ред.), что, по сути дела, Сталин забросал своего противника трупами советских солдат, т.е. гипериспользование человеческого материала во многих случаях помогло победить во время войны», - отмечает Гузенкова.

При этом, трактовка действий СССР в военное время на страницах школьных учебников, тоже отличается. Альтернативные движения сопротивления и коллаборанты расцениваются не просто в нейтральном духе, а как национальные герои, а иногда представлены главной силой, сопротивлявшейся фашизму и впоследствии победившей.

«Если говорить о различии российской, украинской и белорусской концепций и векторов, то здесь хотелось обратить внимание на трактовку пакта «Молотова-Риббентропа». В частности, в Белоруссии он рассматривается, как правильный, вынужденный и необходимый. В России оценка этого документа очень неоднозначна, здесь оговариваются как «за», так и «против» позиции и в разных учебниках это трактуется по-разному. А вот в украинских учебниках пакт «Молотова-Риббентропа» расценивается как несправедливый, который ускорил начало второй мировой войны», - заявила Руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ.

Отказ от понятия «Великая Отечественная Война» в учебниках по истори до 2011 года, эксперты также назвали тревожным сигналом. В учебниках после 2011г. этот термин уже используется наряду с такими как: «Вторая мировая война» и «Германо-советская война».

По словам автора Тамары Гузенковой, в Донецке книга появится в ближайшее время, предположительно  -  в библиотеках им.Крупской или ДонНУ.

Cправка:

В аннотации к книге ""Расскажу вам о войне..." Вторая мировая и ВОВ в учебниках и сознании школьников славянских стран" сказано:

Монография посвящена процессам формирования исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах у молодежи славянских стран Восточной Европы. Авторы анализируют современные учебники истории России, Белоруссии. Украины, Польши, Болгарии, Чехии. Словакии. Сербии и Хорватии, выделяют общее и особенное в повествованиях о событиях 1939-1945 гг., выявляют обусловленность подходов и интерпретаций истории в школьных учебниках отдельных стран конъюнктурой международных отношений.

Специальный раздел посвящен знаниям и представлениям школьников о Второй мировой войне, которые исследуются на основе тестов и сочинений. Такой подход позволил авторам показать степень воздействия разнообразных факторов на историческое сознание подрастающего поколения.

Книга адресована работникам системы образования, историкам, политологам, культурологам, дипломатам и всем тем, кого интересует история Второй мировой войны и ее интерпретация, кому небезразличны проблемы патриотического воспитания. 

Источник: Комитет